Система государственной службы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть государственную службу Российской Федерации.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- определить понятие государственной службы и содержание системы государственной службы;
- выявить основные принципы государственной службы и их классификация;
- раскрыть функции государственной службы и ее правовое регулирование;
- проанализировать виды государственной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.............................................................................................................5
1.1. Понятие и виды государственной службы.................................................5
1.2. Государственные должности и должности государственной гражданской службы...................................................................................................8
2. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...........13
2.1. Принципы государственной службы........................................................13
2.2. Правовые основы государственной гражданской службы.....................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

К категории «руководителей» государственной гражданской службы эти должности не относятся, и законодательство о государственной гражданской службе на них не распространяется.

Для содействия лицам, замещающим государственные должности, и лицам, замещающим должности категории «руководители» государственной гражданской службы учреждаются специальные должности помощников (советников). Данная категория должностей содержит одну примечательную особенность: срок их замещения всегда ограничен сроком полномочий должностных лиц, которые замещают государственные должности или должности категории «руководители».

По ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» ранее данные должности относились к категории «В»: например, помощник (советник) Заместителя Председателя Правительства РФ, помощник (советник) Руководителя Аппарата Правительства РФ - Министра Российской Федерации.

Для непосредственной практической реализации задач и функций государственных органов учреждаются должности специалистов, которые, в основном, и выполняют созданного государственного органа.

К должностям специалистов, по предписаниям ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отнесены должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Лица на должностях обеспечивающих специалистов непосредственно функции государственных органов не реализуют, Тем не менее, способствуют в их реализации специалистами. К таким должностям обеспечивающих специалистов относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов, и замещаются они без ограничения срока полномочий.

ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сохранил пять групп должностей, предусматриваемых ранее ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», поменяв их нумерацию: старый закон закреплял разделение должностей на группы по мере возрастания старшинства: от младших должностей (1-я группа) до высших (5-я группа), в этом же ФЗ использован обратный подход - от высших (1-я группа) к младшим (5-я группа).

В перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющихся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, включены должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ.8

Основная функция Реестра - установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Следует отметить, что именно с даты включения в Реестр возникает правовой статус должности федеральной государственной гражданской службы (а не с момента ее учреждения) и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.

Свои реестры должностей государственной гражданской службы могут разрабатывать субъекты РФ: такие реестры утверждаются либо законом, либо иным нормативным правовым актом субъекта РФ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Принципы государственной службы

Нет такой сферы внутриполитической, экономической, общественной жизни  страны и деятельности ее государственных  органов, которые бы не были охвачены принципами построения и функционирования государственной службы Российской Федерации, установленные соответствующим Федеральным законом.

Единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации обеспечивает принцип федерализма, который стоит первым в этом своеобразном перечне.

Статья 2 Федерального закона «О системе «О системе государственной службы Российской Федерации» с учетом наличия в субъектах Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) только одного вида государственной службы устанавливает, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации, правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Федерации - в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта Федерации.

Исполнительные органы и  должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе - в этом заключается принцип законности означает, который отражает требования ст. 4 Конституции о верховенстве на всей территории РФ Конституции и федеральных законов, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе и по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции.9

От понимания и применения всех правовых актов требуется единообразие - всякое правонарушение неизбежно влечет ответственность виновных лиц.

Новое явление в российском законодательстве - принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты: в правовом государстве права личности являются высшей ценностью, а все государственные служащие должны нести предусмотренную законодательством РФ ответственность за деяния, которые нарушают права и законные интересы граждан.

Необходимость совершенствования национального законодательства, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы, - вот основа гарантий, что любой и каждый гражданин должен быть надежно защищен от произвола органов государства и его работников. Важнейшие положения на этот счет содержатся в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека10, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод11.

Статья 32 Конституции  РФ закрепила принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен, что соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах12. Сущность принципа в следующем: при приеме на государственную службу не допускаются каких бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена только владением государственным языком Российской Федерации, возрастом и другими требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы.

Немаловажный  принцип - единства правовых и организационных основ государственной службы - предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы и на федеральном на уровне, и на уровне субъектов РФ.

Естественно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и самостоятельно осуществлять кадровую политику, но при этом обязательно использование общероссийской системы государственных должностей, классных чинов, единого порядка прохождения государственной гражданской службы.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы оформлен законодательно в основных квалификационных требованиях для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требованиях к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.

Эффективное функционирование государственного аппарата должно строиться  на принципах открытость государственной службы и ее доступности общественному контролю, на объективном информировании общества о деятельности государственных служащих.

Согласно статье 15 РФ законы подлежат обязательному опубликованию, не опубликованные законы не применяются, иными словами - любые нормативные правовые акты, в которых затронуты права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Открытость - это  не только право человека на достоверную, своевременную и полную информацию, но и его право на участие в  решении вопросов, которые касаются его законных интересов.

Без расширения гласности, учета общественного  мнения, открытости и доступности  для контроля, систематического освещения  деятельности органов государственной  власти средствами массовой информации нельзя говорить о подлинной подконтрольности государственных служащих: вне контроля и критики не может оставаться ни один работник государственных органов.

При отборе кандидатов для замещения должностей государственной  службы первостепенным является принцип профессионализма и компетентности государственных служащих - прежде всего достоинства кандидатов оцениваются именно по этому критерию.

Профессионализм - это исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности, для чего государственный служащий должен иметь соответствующую общую и специальную профессиональную подготовку, полученную в установленном порядке.

Профессионализм немыслим без расширения и повышения уровня знаний, накапливания опыта работы, развития организаторских способностей, высокого уровня исполнительской дисциплины. Профессионализм и компетентность государственных служащих особо необходим в период проведения глубоких социально-экономических и политических реформ.13

Для нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений крайне необходима защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Принципы построения функционирования системы государственной  службы успешно реализуются через действие федеральных законов о видах государственной службы, которыми могут предусматриваться другие принципы построения и функционирования видов государственной службы с учетом их особенностей.

К примеру, правоохранительная служба Российской Федерации следует и таким принципам как единоначалие и субординация (подчиненность) на правоохранительной службе; соотносительность обязанностей, запретов и ограничений на правоохранительной службе социальным гарантиям служащего.

2.2. Правовые основы государственной гражданской службы

В настоящее время  в России сформирована достаточно обширная правовая база государственной гражданской службы.

На Конституции Российской Федерации в первую и главенствующую очередь основывается законодательство о государственной службе. В ней закреплены такие исходные основы, как единство системы государственной власти (ст. 5), разделение законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32).

Кроме того, Конституции Российской Федерации устанавливает:

- федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации (п. «т» ст. 71);

- в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п. «л» ст. 72).14

Базовым законодательным  актом для всей государственной службы является Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», в котором закрепляется разделение государственной службы на службу государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу; содержатся общие условия государственной службы; устанавливается система управления государственной службой.

Для государственной  гражданской службы основным нормативным  актом является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», тем не менее, возможно принятие других федеральных законов о государственной гражданской службе, в том числе таких, которые регулируют особенности прохождения отдельных видов государственной гражданской службы.

Трудовое законодательство также в определенной степени распространяется на государственных служащих, которая является специфическим видом трудовой деятельности. Специфичность ее в том, что «государственный служащий имеет двойной отраслевой статус»: с одной стороны, он выступает как обычный гражданин, поступающий на государственную службу и выполняющий за вознаграждение свою трудовую функцию.

С другой, занимая государственную  должность, осуществляет функции государства и потому действует как агент публичной власти, в силу которой его решения носят для всех властный и обязательный характер. Соответственно, статус государственного служащего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как агента публичной власти обусловливается государственным и административным правом.15

Информация о работе Система государственной службы в РФ