Проблемы охраны интеллектуальной собственности и инструменты ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 21:26, реферат

Краткое описание

Соглашение вводит минимальный стандарт охраны ИС. Члены ВТО могут (но не обязаны) осуществлять в пределах своей территории более обширную охрану, чем требуется по ТРИПС, при условии, что такая охрана не противоречит положениям ТРИПС.
Минимальный стандарт охраны базируется на действующих международных договорах, а также на конкретизирующих их положениях ТРИПС.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы охраны интеллектуальной собственности и инструменты ее защиты.docx

— 27.77 Кб (Скачать файл)

Проблемы охраны интеллектуальной собственности и инструменты ее защиты

         В настоящее  время основным международно-правовым документом, на основе которого осуществляется правовое регулирование в области интеллектуальной собственности, является Соглашение (в рамках ВТО) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

 Термин  «ИС», исходя из п. 2 ст. 1 ТРИПС, включает в себя:

  • авторские права;
  • смежные права;
  • товарные знаки;
  • географические указания;
  • промышленные образцы;
  • патенты;
  • топологии (топографии) интегральных микросхем;
  • закрытую информацию.

Соглашение вводит минимальный стандарт охраны ИС. Члены ВТО могут (но не обязаны) осуществлять в пределах своей территории более обширную охрану, чем требуется по ТРИПС, при условии, что такая охрана не противоречит положениям ТРИПС.

 Минимальный стандарт охраны  базируется на действующих международных  договорах, а также на конкретизирующих  их положениях ТРИПС.

ТРИПС содержит нормы отсылочного характера к следующим международным договорам:

а) к Парижской конвенции по охране промышленной собственности (принята в 1883 г., последняя редакция – Стокгольм, 1967 г. Россия участвует);

б) к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (принята в 1886 г., последняя редакция – Париж, 1971 г., Россия участвует);

в) к Международной конвенции по защите исполнителей, производителей фонограмм и организаций (принята в Риме в 1961 г. Россия участвует);

г) к Договору об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем (принят в Вашингтоне в 1989 г. Россия не участвует).

В России правовые характеристика и охрана интеллектуальной собственности базируются на положениях четвертой части Гражданского кодекса РФ,  вступившей в силу (за исключением ряда норм) с 1 января 2008 года ( со статьи 1225 по 1551 статью).

Согласно ст. 1225,  результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и  предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • базы данных;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио – или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.

п. 2  ст. 1225 гласит: интеллектуальная собственность охраняется законом.

Кроме того, ст. 1226: на результаты ИД и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты ИД и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают:

  • исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, также;
  • личные неимущественные права;
  • и иные права (право следования, право доступа и другие).

Наиболее распространенными терминами в области нарушения прав интеллектуальной собственности являются «контрафакт» и «фальсификат».

Понятия «фальсификация» и «контрафакт» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым – нарушение технологии производства.

Контрафакт

    Контрафакт (англ. counterfeit — подделка) — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала.

К контрафактной продукции относится любая продукция, ввезенная на территорию России без согласия правообладателя (иными словами, тот же телевизор, ввезенный для продажи без специального разрешения производителя, является контрафактным).

При употреблении термина «контрафакт» следует различать два качественно различных нарушения:

1.  это может быть нарушением  авторских прав, включая авторские  права на программные продукты. Фактически эти нарушения являются  разновидностью торговли краденым, независимо от того, какие конкретные  формы имела сама кража.

2.  торговля подделками является  нарушением прав потребителей, которых  продавцы товара вольно или  невольно вводят в заблуждение.

Контрафакт не означает обязательного отсутствия качества выпускаемого (реализуемого) товара. Имеют место случаи, когда товар, произведенный под видом известной марки, имеет равные или даже более высокие потребительские качества, нежели оригинал. Однако, такие случаи – редкость. В основном цель производства контрафакта – реализация менее качественных товаров, имеющих значительно меньшую себестоимость, под видом продвинутых торговых марок, зарекомендовавших себя на потребительском рынке, и имеющих солидную репутацию, а значит – спрос населения.

Виды контрафакта :

  1. Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать. Например, вместо «Gucci» — «Guchi».

 В таком случае, производители  подделок имеют возможность отрицать  факт контрафакта тем, что оригинальное имя не использовалось, при этом рядовой покупатель часто не знает, как точно выглядит искомый логотип, и опирается при покупке на смутно знакомую картинку.

  1. Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как предметы декора, мебель, одежда и т.д.
  2. Незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ — т.н. пиратство.
  3. Незаконное использование запатентованных технических решений.

Фальсификат

Фальсификат (лат falsifico — подделываю; итал. falsificare — подделывать) —

1) умышленное  действие, направленное  на подделку, сокрытие информации  или выдачи заведомо недостоверной, неполной информации об объекте  купли – продажи с корыстной  целью;

2) поддельный продукт, например, поддельное варенье с сахарином и патокой вместо чистого сахара, краска в конфетах вместо натурального цвета фруктового сока и т. д..

Объектами фальсификации являются: товары,  денежные знаки, документы, информация, финансовые и бухгалтерские отчеты и текущая документация, маркировочные и идентификационные знаки, исторические факты, мнения и высказывания выдающихся личностей и другое.

Виды (на примере продовольственных товаров)

1. Ассортиментная (видовая) — фальсификация осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков. (Например, замена одного сорта плодов или овощей другим сортом, пищевых сортов техническими)

2. Качественная фальсификация — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств, при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.  
( Например, кофе натурального без кофеина. Но продукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указаны его назначение и состав: отсутствие кофеина).

3. Количественная фальсификация  товаров — обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства такой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения параметров измеряемого объекта.

4. Информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, на маркировке и рекламе. Искажаются или указываются неточно следующие данные:

  • ♦   наименование товара и его логотип;
  • ♦   страна происхождения товара;
  • ♦   фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес;
  • ♦   количество товара;
  • ♦   состав продукта;
  • ♦  условия и сроки хранения.

Одной из разновидностей информационной фальсификации является фальсификация с помощью упаковки, в особенности фирменной упаковки, а не только торгового и фирменного знака. Фальсификаторы обращают особое внимание именно на эти элементы товара, так как качественная подделка упаковки и маркировки позволяет сбыть далеко не фирменный товар.

5. Стоимостная фальсификация  — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших. Можно отметить следующие проявления стоимостной фальсификации:

  • реализация фальсифицированных товаров по ценам, аналогичным или лидирующим для натурального продукта;
  • реализация фальсифицированных товаров по пониженным ценам по сравнению с натуральным аналогом;
  • реализация фальсифицированных товаров по ценам, превышающим цены на натуральные аналоги.

Этот вид фальсификации самый распространенный, так как совмещается со всеми другими видами ее. Более того, именно стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль.

Фальсифицированные (контрафактные) лекарственные средства

По определению Международного Медицинского Конгресса, фальсифицированные (контрафактные) лекарственные средства – это лекарственные средства, действительное наименование или происхождение которых намеренно скрыто. Вместо этого неправомерно использовано обозначение зарегистрированного продукта с его торговой маркой, упаковкой и другими признаками.

Ввоз на территорию Российской Федерации и продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств запрещены.

Подделываются все виды лекарственных средств – от лекарств, предназначенных для лечения состояний, представляющих угрозу для жизни, до недорогих аналогов обезболивающих и антигистаминных средств.

Контрафактные лекарственные средства могут включать продукты

  • с правильными ингредиентами или с неправильными ингредиентами,
  • без активных ингредиентов,
  • с недостаточным или избыточным количеством активного ингредиента или
  • с поддельной упаковкой.

Более чем в 50% случаев лекарственные средства, покупаемые по Интернету на нелегальных сайтах, скрывающих свой физический адрес, оказываются контрафактными.

Проблему контрафактных лекарственных средств усугубляет ряд факторов.

  1. На лекарства может уходить значительная часть личного или семейного дохода. Некоторые люди ищут лекарства подешевле. Их часто можно найти на нерегулируемых рынках сбыта, где вероятность приобретения контрафактных лекарственных средств выше.
  2. Кроме того, люди могут покупать лекарственные средства на нерегулируемых рынках сбыта и в тех случаях, когда имеющихся в официальных медицинских учреждениях лекарственных средств не достаточно для удовлетворения спроса, как это часто бывает в сельских районах развивающихся стран.
  3. Контрафактные лекарственные средства могут приносить большую прибыль. В связи с тем, что многие страны до сих пор не приняли законов, ужесточающих ответственность, изготовители контрафактных лекарственных средств зачастую не боятся уголовного преследования.
  4. Рост международной торговли фармацевтическими ингредиентами и лекарственными средствами еще более усугубляет сложность этой проблемы. Так, например, возрастает торговля через брокеров и зоны свободной торговли со слабым или отсутствующим регулированием (где меняется упаковка лекарственных средств и их этикетки для того, чтобы скрыть страну происхождения).
  • Фальсифицированные лекарственные средства, недоброкачественные лекарственные средства подлежат изъятию и последующему уничтожению или вывозу с территории Российской Федерации,
  • контрафактные лекарственные средства — изъятию и последующему уничтожению.

Уничтожение или вывоз с территории Российской Федерации фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств осуществляется за счет лица, осуществившего их ввоз. Порядок уничтожения изъятых фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Лица, осуществляющие ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Меры борьбы с контрафактом и фальсификатом

Борьба с контрафактом в России

На данный момент ответственность за использование и распространение контрафактной продукции в нашей стране предусмотрена 

Уголовным Кодексом РФ: 
Статья 146 Нарушение авторских и смежных прав,  
Статья 147 Нарушение изобретательских и патентных прав,  
Статья 180 Незаконное использование товарного знака.

Административным Кодексом: 
Статья 7.12 Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав,  
Статья 14.10 Незаконное использование товарного знака,  
Статья 4.5 Давность привлечения к административной ответственности,  
Статья 28.7 Административное расследование,  
Статья 32.4 Исполнение постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения

Но для привлечения к ответственности к одной из вышеперечисленных статей законодательства нужны не просто веские основания, а факт документально доказанного ущерба владельцу прав собственности, что сделать, к сожалению, не всегда удается.

 

Новые меры борьбы

Технологии борьбы с подделкой становятся более современными.

  1. В частности, производители стремятся настолько усложнить свой товар, чтобы его некачественная подделка была сразу видна, а качественная становилась настолько трудновыполнимой и дорогой, что ее производство стало бы попросту экономически невыгодным делом.
  2. Кроме того, производители совершенствуют и арсенал специальных средств защиты. Теперь, помимо голограмм, водяных знаков, специальных рельефов и рисок, многие компании для защиты своих брендов начали использовать технологию радиометок (RFID), позволяющую упростить отслеживание поставок и движение товаров. Коробки и ящики с товаром маркируются специальными чипами, сигналы которых подтверждают подлинность продукции.
  3. Помимо этого, с недавнего времени разработаны технологии отслеживания товара. Такие технологии позволяют проверять подлинность товара с помощью ввода или автоматического считывания уникального идентификационного номера в систему аутентификации товара на сайте партнёра или с помощью СМС-запроса или телефонного звонка до или после покупки. Идентификационный номер, тем или иным образом, прикреплен к каждому изделию.

Информация о работе Проблемы охраны интеллектуальной собственности и инструменты ее защиты