Принципы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 18:24, реферат

Краткое описание

Предметом науки международного публичного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы международного публичного права. В ее задачу входит выявление причин принятия тех или иных норм международного публичного права, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и д.р.), с внутригосударственным правом.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Принцип суверенного равенства государства….……….…….….3
Принцип неприменения силы или угрозы применения силы……5 Принцип невмешательства во внутренние дела государства……. 6 Принцип мирного разрешения международных споров…….. ……….7 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.10 Принцип международного сотрудничества государств………………..11 Принцип равноправия и самоопределения народов………………….12 Принцип территориальной целостности государственных границ…14 Принцип нерушимости государственных границ………………….16 Принцип нерушимости прав и свобод человека……………………18 Заключение …………………………………………………………..21 Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

правовединие даша 2 сем.docx

— 40.26 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный  принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость  членов ООН «создать условия, при  которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава «все члены Организации  Объединенных Наций добросовестно  выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и  преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации». Содержание этого принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., где подчеркивается, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеет важнейшее значение для поддержания международного права и безопасности.

В силу принципа добросовестного соблюдения международных договоров субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно. Выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств. Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Значение  принципа добросовестного соблюдения международных обязательств заключается  в том, что он является основой  международного права, поскольку без  такого принципа действенность международного права была бы проблематичной. В  силу своей значимости и роли в  системе международного права данный принцип приобрел императивный характер jus cogens.

6. Принцип международного  сотрудничества государств. 

В соответствии с принципом  сотрудничества государств государства  обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных  отношений с целью поддержания  международного мира и безопасности и содействия международной экономической  стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей  в своей основе такие различия.

 

С этой целью:

а) государства сотрудничают с другими государствами в  деле поддержания международного мира и безопасности;

б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации  и всех форм религиозной нетерпимости;

в) государства осуществляют свои международные отношения в  экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного  равенства и невмешательства;

г) государства — члены  ООН обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и  ин-дивидуальные меры, предусмотренные  соответствующими положениями Устава.

Государства сотрудничают в  экономической, социальной и культурной областях, а также в области  науки и техники и содействуют  прогрессу в мире в области  культуры и образования. Они должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Таково основное содержание принципа сотрудничества государств. Полезно также напомнить, что  в соответствии с п. 4 ст. 1 Устава ООН Организация Объединенных Наций  призвана быть центром для согласования действий наций (государств) в достижении провозглашенных в этой статье общих  целей Организации. Центром сотрудничества государств в той или иной специальной  сфере их взаимоотношений призваны быть универсальные международные  организации — специализированные учреждения ООН и Международное  агентство по атомной энергии, а  также различные региональные и  локальные международные организации.

7. Принцип равноправия  и самоопределения народов. 

Согласно Декларации о  принципах международного права 1970 г. основные положения этого принципа состоят в следующем.

Все народы имеют право  свободно определять без вмешательства  извне свой политический статус и  осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать  это право в соответствии с  положениями Устава ООН.

Каждое государство обязано  содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению  принципа равноправия и самоопределения  народов в соответствии с положениями  Устава и оказывать помощь ООН  в выполнении обязанностей, возложенных  на нее Уставом, в отношении осуществления  данного принципа с тем, чтобы:

a) способствовать дружественным  отношениям и сотрудничеству  между государствами, и

b) незамедлительно положить  конец колониализму, проявляя должное  уважение к воле заинтересованных  народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному  игу, господству и эксплуатации  является нарушением настоящего  принципа, равно как и отрицанием  основных прав человека, и противоречит  Уставу ООН.

Создание суверенного  и независимого государства, свободное  присоединение к независимому государству  или объединение с ним, или  установление любого другого политического  статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления  этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано  воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых  говорится выше в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих  мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления  эти народы, в порядке осуществления  своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Территория колонии или  другой несамоуправляющейся территории имеет по Уставу статус, отдельный  и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой  отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся  территории не осуществит своего права  на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности  в соответствии с его целями и  принципами.

Однако ничто в приведенных  положениях не должно истолковываться  как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной  целостности или политического  единства суверенных и независимых  государств, соблюдающих в своих  действиях принцип равноправия  и самоопределения народов, имеющих  правительства, представляющие без  различия расы, вероисповедания или  цвета кожи весь народ, проживающий  на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности  любого другого государства или  страны.

Как уже указывалось в  гл. I применительно к субъектам  международного права, народы являются особыми, специальными его субъектами, субъектами международных правомочий, вытекающих из положений принципа самоопределения. Иначе говоря, речь идет о взаимоотношениях между народами и государствами.

        8. Принцип территориальной целостности государств. 

Данный  принцип утвердился с принятием  Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенность шире понятиятерриториальная целостность: несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение  этого принципа в современном  мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях –  это защита территории государства  от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская  Федерация обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание  данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений  о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения  территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному  акту государства, обязываясь уважать  территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых  действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут  относиться любые действия против территориальной  целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной  территории, поскольку именно она  используется для транзита. Все природные  ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна  территория в целом, то неприкосновенны  и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности  нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

 

9. Принцип нерушимости  государственных границ.

Принцип нерушимости границ дополняет принцип территориальной  целостности. В Декларации 1970 г. его  содержание излагается в разделе  о принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства  или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе  территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ".

Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения не только границ, но и демаркационных линий. Имеются  в виду временные или предварительные  границы, включая линии перемирия. Это касается линий, имеющих юридическое  основание, т.е. таких, которые установлены  и соответствуют межгосударственному  договору или которые государство  обязано соблюдать по иным основаниям. Оговаривается, что следование этому  правилу не наносит ущерба позиции  заинтересованных государств в отношении  статуса и последствий установления таких линий. Есть основания полагать, что это правило относится  и к постоянным границам, поскольку  принцип неприменения силы не обязывает  к признанию существующих границ.

В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был  сформулирован Заключительным актом  СБСЕ 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы. В содержание принципа включено обязательство признать нерушимость  всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства  далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй мировой войны.

Государства-участники обязались  воздерживаться от любых, а не только подкрепленных силой требований или действий, направленных на захват части или всей территории других государств. Вместе с тем предусмотрена  возможность изменения границ в  соответствии с международным правом, по соглашению. Таким путем были пересмотрены границы ФРГ, в которую  вошла территория ГДР.

С принципом нерушимости  границ связано правило uti possidetis (как  владеете), применяемое при определении  границ вновь образованных независимых  государств. Согласно правилу, ранее  существовавшие административные границы  с образованием в их пределах независимых  государств становятся межгосударственными. Оно применялось при определении  границ новых независимых государств в ходе массовой деколонизации после  Второй мировой войны. В 1964 г. Организация  африканского единства подтвердила  применимость правила в отношении  границ африканских государств. На его основе были признаны и границы  между бывшими советскими союзными республиками, несмотря на то что они  не всегда справедливы и не всегда юридически правильно были в свое время установлены. Правило применялось  и при решении вопроса о  границах на территории бывшей Югославии. Данное правило неоднократно применялось  Международным Судом ООН при  решении территориальных споров. При этом Суд подчеркивал, что  оно является общепризнанной нормой международного права .

Принцип нерушимости границ находит отражение и в отраслях международного права. Венская конвенция  о праве международных договоров  предусматривает, что на коренное изменение  обстоятельств как на основание  прекращения договора нельзя ссылаться, если договор устанавливает границу (ч. 2 ст. 62). Венская конвенция о  правопреемстве государств в отношении  договоров 1978 г. закрепила норму  обычного права, согласно которой правопреемство государств само по себе не затрагивает  границ, установленных договором (ст. 11).

Информация о работе Принципы международного права