Преступления Мира и человечество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:18, реферат

Краткое описание

Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.

Содержание

Введение 2

Преступления против мира. 5

Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны. 12

Преступления против человечества. 18

Заключение 21

Литература 23

Вложенные файлы: 1 файл

Преступления Мира и человечество.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

     То, что деяния, предусмотренные комментируемой статьей, относятся к категории  особо тяжких не исключает, однако, вопроса о квалификации по совокупности в случае тяжких последствий, так как рассматриваемое преступление является оконченным с момента совершения указанных в законе действий.

     Субъективная  сторона рассматриваемых деяний - прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного  конфликта3,   минимизирующих   их   вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.).

     Субъектами  рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении  законов и обычаев войны, так  и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК по своей  инициативе. Высказанное в литературе мнение, что речь идет только о высших политических и военных деятелях не вытекает из смысла закона. Наряду с "убийцами за письменным столом" (выражение, используемое в работах  германских историков и юристов), ответственность,   несомненно   должны   нести   и   лица, осуществляющие конкретные деяния, предусмотренные  ст. 356 УК.

     Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность  за применение  оружия  массового  поражения,   запрещенного международным  договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такого оружия, взлета воздушного судна  с этим оружием, выпуска в сторону  противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия массового  поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК.

     Наемничество (ст. 359 УК). Мы отнесли наемничество к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества совершаются до начала боевых действий, они целенаправленны и на нарушение законов войны в ходе последних. Вместе с тем, говоря о непосредственном объект наемничества как преступления, надо отметить его двойной характер: посягательство осуществляется и на отношения мира между государствами, генерируя напряженность в этих отношениях.

     Ответственность по ст. 359 УК наступает при наличии  двух условий. Одно из них, в отличие от текста предыдущей статьи УК подразумевается, а не оговорено прямо: уголовно-правовой запрет наемничества осуществляется в рамках Устава ООН о запрещении вербовки, использования и обучения наемников. (1989 г.). Другое условие: использование определения наемника, которое дает закон. Согласно примечания к ст.  359 УК, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо;

     а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее  на его территории, а также не направленное на эту территорию для  выполнения официальных обязанностей;

     б) реализующее цель получения материального  вознаграждения за участие в боевых действиях.

     Ст. 359, как и ст. 356 УК карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный   конфликт   или   военные   действия,   как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.

     Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК многовариантна. Устанавливается ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка,   совершенная любым   способом  от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или иное материальное обеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляется наемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения; единовременно или регулярно;. в денежной или иной форме и т.д.). Использование в вооруженном конфликте   или   военных   действиях   предполагает   как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание связью, транспортом и т.д.

     Квалифицирующие обстоятельства деяния   вербовщика, предусмотренные частью 2 ст. 359 УК: использование  служебного положения или в отношении  несовершеннолетнего. В последнем  случае представляется, что действия вербовщика должны по совокупности квалифицироваться  и по ст. 150 УК. Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается (часть 3 ст. 359 УК) ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном  конфликте или военных действиях. Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных сил стороны  такого вооруженного конфликта (военных  действий).

     Субъективная    сторона    всех    форм    наемничества квалифицируется    прямым    умыслом,    при    наличии квалифицирующих обстоятельств, в том числе связанных с несовершеннолетием  вербуемого  лица,  виновный  должен осознавать их наличие и связь с предпринимаемыми им действиями. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК может быть самой разнообразной от корысти до чувства патриотизма- Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.

     Субъектом всех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного часть 3 - специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование завербовавшей его стороны.

     Деяние, предусмотренное основным составом (часть 1 ст. 359 УК), является тяжким преступлением: квалифицированный состав (ч. 2) - особо  тяжким преступлением. Деяние, предусмотренное  ч.3 (участие завербованного лица в  боевых действиях) является тяжким преступлением.

 

   Преступления  против человечества.

     В эту группу преступлений по УК входят геноцид (ст. 357 УК) и экоцид (ст. 358 УК). Их непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.д. При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории.

     Геноцид и экоцид могут осуществляться как  в ходе войн, иных вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощью химических веществ  американцами был уничтожен растительный и животный мир на обширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результате захоронения радиоактивных  отходов в условиях заведомо влекущих отравление ими природной среды.

     Геноцид  объявлен   международным   преступлением   против человечности резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.). Понятие геноцида по объективной стороне охватывает убийства, причинение    тяжкого    вреда    здоровью,    насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

     Ранее уже упоминалось о двойном  смысле понятия "нация". В данном случае речь идет о народе или его  части (территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей, могущих  принадлежать к одному или к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью к нации (национальности) во втором смысле этого термина, то есть к генетической, имеющей общих  предков, общности. Расовая группа - это общность людей, выделенная по наследуемым  внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, форма головы, структура волос  и т.д.). Термин "религиозная группа" не нуждается в расшифровке. Уголовный  закон не выделяет специально ответственность  за геноцид в отношении социальной группы, хотя Конституция   РФ   запрещает   дискриминацию   по   признаку принадлежности к  такой группе. По-видимому имеется  ввиду, что понятие геноцида в  отношении национальной группы охватывает и геноцид по социальному признаку. Помимо перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону  геноцида законодатель в соответствии   с   международно-правовым   его   определением предусматривает  и насильственное перечисление либо создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение  членов соответствующей группы населения.

     Преступление, предусмотренные ст. 357 УК с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного  или частичного уничтожения соответствующей  группы населения,

     Хотя  преступление является оконченным с  момента совершения соответствующих  действий, но в силу отнесения его  к категории особо тяжких, например, с тяжкими деяниями против личности, не является обязательной.

     Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник, достигший 16 лет (лица с 14 до 16 лет, участвующие в геноциде, например, из религиозного фанатизма несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем, необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе, высших должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация   наличия   преступной   организации   (преступного сообщества).

     В связи с утверждениями в некоторых  комментариях УК, что преступление геноцид является оконченным с момента  наступления указанных в законе последствий   подчеркнем, что  нельзя отождествлять  преступную   цель  и   ее  реализацию.   Закон предусматривает, например, ответственность  за насильственное переселение. Это  деяние надо считать оконченным с  момента начала принудительных действий (погрузка и этапирование), а не после  вымирании переселенных лиц.

     Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также о совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Это преступление также относится к числу особо тяжких.

     Речь  идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально обслуживающего  характера,  создающие  угрозу  экологической  катастрофы, то есть разрушения природной  среды на значительной территории и  превращения условий жизни на ней в опасные для жизни  и здоровья людей, нормального существования  животного и растительного мира.

     Надо  отметить, что характеристика объективной  стороны экоцида имеются некоторые  внутренние противоречия. С одной  стороны, прямо, прямо выделенные в  ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, то есть их характеристика носит материальный  характер.  Причем,  по  определению  массовое уничтожение, массовое отравление и т.д. - это и есть экологическая  катастрофа. Но с другой стороны, закон  предусматривает и возможность  совершения иных действий лишь способных  ее вызвать. По-видимому, в этих случаях  наступление экологической катастрофы требует квалификации по совокупности деяний.

     Некоторую специфику по сравнению с геноцидом, имеет субъективная сторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный на специальную цель создания экологической катастрофы (например, при акте терроризма, диверсии, а также из мести и т.д.), так и косвенный умысел. В последнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможность последствий, о которых говорит ст. 358 УК, но относится к ним безразлично. Однако, признак заведомости представляется обязательным. При неосторожных формах вины ответственность должна наступать не за преступления против   человечества,   а   за   соответствующее   экологическое преступление.

     Характеристика  субъекта преступления сходна с субъектов геноцида. В заключение  отметим,   что хотя  преступление  имеет международный характер (в том числе, в связи с угрозой, которая распространяется на соседние страны), понятие экоцид, в отличие от геноцида не кодифицировано в международно-правовом плане. Вместе с тем, содержание его объективной стороны можно вывести из ряда международных конвенций по борьбе с загрязняющими воздействиями на окружающую среду. Норма об экоциде в УК 1996 г. не только является новой для отечественного законодательства,  но в определенном смысле - экспериментальной для международного уголовного права. 

 

   Заключение

     Планирование, подготовка, развязывание или ведение  агрессивной войны в соответствии с общепризнанными нормами международного права являются преступлением против мира, поскольку ведут к нарушению  мирного сосуществования народов  и государств, непредсказуемым человеческим жертвам и неоправданным материальным затратам, неимоверным страданиям мирного  населения, в том числе женщин и детей, разрушению или уничтожению  народно - хозяйственных объектов, архитектурных  памятников и культурных ценностей.

     Общественная  опасность публичных призывов к  развязыванию агрессивной войны  заключается в том, что такие  действия формируют в обществе и  соответствующих структурах государственной  власти социально - психологическую  атмосферу морального оправдания и  готовности к ведению войны, а  следовательно, создают соответствующую  поддержку лицам, занимающим государственные  должности государственной службы Российской Федерации и компетентным принимать решения о начале ведения  войны, при принятии ими решений  о развязывании агрессивной войны.

Информация о работе Преступления Мира и человечество