Преступления Мира и человечество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:18, реферат

Краткое описание

Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.

Содержание

Введение 2

Преступления против мира. 5

Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны. 12

Преступления против человечества. 18

Заключение 21

Литература 23

Вложенные файлы: 1 файл

Преступления Мира и человечество.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)
 
 

                                         Содержание 
 
 
 

    Введение 2

    Преступления  против мира. 5

    Военные преступления. Применение запрещенных средств  и методов ведения  войны. 12

    Преступления  против человечества. 18

    Заключение 21

    Литература 23

 

    Введение

     Глава 34 УК «Преступления против мира и  безопасности человечества» впервые  включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества,   столкнувшегося с такими международными преступлениями,  которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под  угрозу само его существование или  по крайней мере существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала,   определивший   понятие преступлений против человечества и их отдельных  видов.

     Этот  Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые в конце второй мировой войны  и в первые послевоенные годы с  активным участием СССР, дали толчок созданию разветвленной  системы   международно-правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам, уничтожению  населения и природы, другим международным  преступлениям. Включение данной главы  в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции  РФ, предусматривающей, что общепризнанные положения международного права, международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего  права. Это, конечно не означает необходимость  дословной их ретрансляции, но смысл  должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом отечественной  традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство может  также расширить объем соответствующих  уголовно-правовых запретов, так как  международные договоры обычно ориентированы  на консенсус на основе минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции за международные преступления.

     Таким образом, характерным признаком  рассматриваемой главы является то, что преступления, описанные  в ней носят конвенциальный характер: соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этих преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут ответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78 УК).

     Необходимо  отметить большой вклад отечественных  ученых в разработку концепции уголовной  ответственности за преступления против мира и безопасности человечества (международные  преступления) и их классификацию.  В том числе в период выработки  международных соглашений о законах  и обычаях войны и основополагающих   международно-правовых документов о  наказании главных военных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнин  сформулировал понятие преступлений против человечества и указал на их основные группы (против мира, военные, против человечности)1. Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергского трибунала.

     В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международного уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых является мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в него народов, основы существования и сотрудничества государств, мирное разрешение межгосударственных конфликтов, определенные трудности  при усвоении материала может  вызвать рядоположенное использование  в литературе двух сходных терминов: "международные преступления" и "преступления международного характера". Для того, чтобы избежать эти трудности, надо руководствоваться следующим:

    • международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указаниям, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия;
    • преступления международного характера - это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Но при всей опасности, например, преступлений международного характера, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба, При котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом . Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах.

     Конечно, разграничение названных групп  преступлений не носит абсолютного  характера в международной практике борьбы с преступностью мы встречаемся  с фактами обвинения некоторых  стран в государственной поддержке  терроризма и незаконного оборота  наркотиков. И в ряде других случаев  названные преступления представляют при их выходе на международный уровень  серьезную непосредственную угрозу миру и безопасности, Вот почему не исключено появление в рассматриваемой  главе новых составов преступлений в соответствии с международно-правовыми  документами о борьбе с терроризмом  и незаконным оборотом наркотиков. 

 

   Преступления  против мира.

     Планирование, подготовка, развязывание или   ведение  агрессивной войны (ст.  353 УК). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает, вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава, объективная   сторона   одного   из   которых   состоит   в подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой войны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с различием тяжести наступивших или возможных последствий.

     Ключевое  слово при характеристике рассматриваемых  составов -агрессивная война. Речь таким  образом идет не о любой войне, как вооруженной борьбе между  государствами для достижения определенных целей, а о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава ООН2. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государства. Предполагается, что оценку действий государства как развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов. Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.

     Непосредственный  объект деяний,    предусмотренных рассматриваемой статьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества. Применение вооруженной силы для подавления   внутреннего мятежа, попыток незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной  территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких государств.

     Не  охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил, выделяемых государствами  по решению ООН или региональной международной организации для  миротворческих действий.

     Объективная сторона деяний, предусмотренных  ст. 353 УК, четко определена в ней.

     Планирование  агрессивной войны, уже факт которого является оконченным преступлением - это разработка ее политических и стратегических  целей,  расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций, перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и технических средств; разработка планов управления оккупированными    территориями,    дипломатического    и пропагандистского обеспечения агрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, что нельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов, отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и их обеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны. Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовке и в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого.

     Подготовка  агрессивной войны - другой вариант объективной стороны состава, предусмотренного ч.1 ст. 353 УК - включает в широком смысле и ее планирование. "Разведение" этих понятий означает, что в качестве самостоятельного варианта выделяются уже не "кабинетные" действия, а реальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народном хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности, прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, в частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке сопредельной территории, об "обработке" общественного мнения и т.д.

     Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 1 ст. 353 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных, воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война, вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение агрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории или масштабном применении иного оружия, военном вторжении, оккупации всей или части страны,  подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются и боевые действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора, уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о взаимопомощи) если они предпринимают военные операции, вопреки условиям соглашения.   

     Рассматриваемое  деяние   является  длящемся:   составы. охватываемые ст. 353 УК, в принципе носят формальный характер, но фактически всегда налицо особо тяжкие последствия  или их реальная угроза. Субъективная сторона составов ст. 353 УК предполагает для подготовки, развязывания и ведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен и косвенный умысел в виде безразличия к возможным результатам действий виновного-Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте ст. 353 УК, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия могут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие военные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления соответствующих решений. В круг исполнителей или соучастников входят и разработчики агрессивных планов, командующие объединениями (соединениями), ведущими агрессивную войну. Ссылка, на отданные приказы их не оправдывает, так как с точки зрения международного уголовного права эти приказы заведомо незаконны. Что же касается рядовых участников агрессивных войн, то они отвечают за совершенные в их ходе конкретные военные преступления и преступления против человечества.

     Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК). Расположение данной статьи указывает, что законодатель по существу рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки агрессивной войны. Выделение этого состава из общего определения подготовки войны связано, по видимому со спецификой объективной стороны и субъекта деяния.

     Основной  состав, описанный в ст. 354 УК, предполагает обращение в любой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к  достаточно значительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, где находится много людей  и т.д.) для того, чтобы убедить  ее в необходимости начать агрессивную  войну для разрешения возникшего или прогнозируемого межгосударственного  конфликта. Таким образом, непосредственный объект здесь -состояние мира между государствами и - хотя в более отдаленной перспективе " безопасность человечества.

     Но, говоря об объективной стороне деяния, подчеркнем, что призыв должен быть конкретизирован: указывать на конкретную страну и формировать у аудитории из нее "образ врага". Абстрактно-ностальгические рассуждения типа "хорошо бы вымыть сапоги в Индийском океане" преступления в смысле ст. 354 УК не образуют. Важно также установить в конкретном случае пределы возможностей лица, выступающего с призывами, реально воздействовать на общественное мнение значительной группы населения. Конечно, используемое нами понятие носит оценочный характер, но без его использования. исходя из условий места, времени и т.д. нельзя придти к обоснованному выводу о реальности 'воздействия призывов, а следовательно и об общественной опасности действий лица (лиц). Должна учитываться грань между брюзжанием в бытовой среде и целенаправленной масштабной деятельностью по навязыванию населению убеждения В необходимости агрессивной войны.

Информация о работе Преступления Мира и человечество