Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:50, диссертация

Краткое описание

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность в том числе и правоохранительная, включает в себя, средство, результат и сам процесс деятельности.
Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права. Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

Вложенные файлы: 1 файл

«Правоохранительные органы».doc

— 723.00 Кб (Скачать файл)

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших  помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения  Главная военная прокуратура, возглавляемая  заместителем Генерального прокурора  РФ – Главным военным прокурором.

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой органов прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

В пределах выделенной штатной численности  и фонда оплаты труда Генеральный  прокурор РФ устанавливает штаты  и структуру Генеральной прокуратуры  РФ, определяет полномочия структурных  подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Он также назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.

В Генеральной прокуратуре РФ действует  научно-консультативный совет для  рассмотрения вопросов, связанных с  организацией и деятельностью органов  прокуратуры. Положение о научно-консультативном  совете утверждено Приказом Генерального прокурора РФ от 03.01.1996 № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации научно-консультативного совета».

        1. Направления деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Цель деятельности прокуратуры  заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

 

Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Эти задачи можно сгруппировать  в три блока.

1. Задачи по обеспечению единства  правового пространства в государстве:

-- достижение единообразия и  точности при исполнении действующего  на территории РФ законодательства;

-- обеспечение соответствия издаваемых  на территории государства нормативно-правовых  актов Конституции и федеральному  законодательству;

-- гарантированное соблюдение на  всей территории РФ прав и  свобод человека и гражданина;

-- обеспечение судебной защиты  нарушенных интересов государства  путем подачи исков в арбитражные  и гражданские суды.

2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:

-- обеспечение реализации принципа  неотвратимости уголовной ответственности  за совершенные преступления. Решение  этой задачи достигается путем  осуществления органами прокуратуры  от имени государства уголовного  преследования, в том числе  и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

-- достижение согласованного взаимодействия  различных правоохранительных структур  государства в борьбе с преступностью;

-- обеспечение законности исполнения  назначенного судом наказания  или иных мер принудительного  характера.

3. Организационные задачи:

-- обеспечение оперативного поступления  информации об имеющих место  различных правонарушениях, организация  на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;

-- установление эффективного сотрудничества  с правоохранительными органами  других стран для обеспечения  эффективности уголовного преследования  транснациональных преступных группировок;  розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;

-- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;

-- подготовка высококвалифицированных  кадров для структур органов  прокуратуры РФ. Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. -- 460 с.

Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:

1) обеспечение общего надзора  за соблюдением Конституции и  исполнением законов;

2) осуществление уголовного преследования  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

3) координация деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

4) участие в соответствии с  процессуальным законодательством  РФ в рассмотрении судами гражданских,  арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5) рассмотрение и разрешение  в органах прокуратуры заявлений,  жалоб и иных обращений граждан;

6) участие прокуратуры в правотворческой  деятельности;

7) участие прокуроров  в заседаниях федеральных органов  законодательной и исполнительной  власти, представительных (законодательных)  и исполнительных органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления;

8) организация издания  специальной литературы;

9) обеспечение прямых  связей в пределах предоставленной  компетенции с соответствующими  органами других государств и  международными организациями, сотрудничества  с ними, заключения соглашений  по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;

10) осуществление деятельности  по подготовке и повышению  квалификации прокурорско-следственных  кадров.

        1. Общая характеристика прокурорского надзора в Российской Федерации.

Прокурорский надзор -- один из важнейших  методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового  государства, поскольку законность -- неотъемлемый, если не основной его  атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура -- единая централизованная система органов государства.

Организация и порядок  деятельности органов прокуратуры  и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом  «О прокуратуре» и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными и межгосударственными договорами (соглашениями).

На прокуратуру не может  быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, социально - экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и других республик в составе Российской Федерации, прав других национально - государственных и административно - территориальных образований, местных представительных органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и движений прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

        1. Специализированные прокуратуры в Российской Федерации: виды, состав, компетенция.

Пункт 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре» гласит, что в системы прокуратуры  входят «военные и другие специализированные прокуратуры», приравненные по объему полномочий к прокуратурам субъектов РФ. Исходя из этого можно утверждать, что в составе системы органов прокуратуры имеется подсистема специализированных прокуратур. Специализированные прокуратуры служат необходимым элементом прокурорской системы.Военные прокуратуры, независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев, осуществляют свои полномочия независимо от командования т органов военного управления. В дополнение к общим полномочиям военные прокуроры обладают и специальными полномочиями, исчерпывающий перечень которых установлен в п.2 ст.47:

участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных  совещаниях органов военного управления;

назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются  по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить  на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций  и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных  военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

 

требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных  гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под  стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.

Выделение в системе органов  прокуратуры специализированных прокуратур обоснована, прежде всего, необходимость обеспечения законности в тех сферах общественной жизни, которые стратегически важны для здорового развития и существования государства. Прокуратура есть важнейший элемент государства, связующее звено всех систем государственного организма, без которого он не может нормально функционировать, и «присутствие» ее в отдельных областях общественной и государственной жизни и деятельности должно способствовать обеспечению исполнения законности именно там, где это наиболее необходимо. Этому призваны служить следующие виды специализированных прокуратур:

- транспортные прокуратуры;

- прокуратуры по надзору  за соблюдением законов в учреждениях  уголовно-исполнительной системы;

- прокуратуры, действующие на  особорежимных объектах и в  закрытых административно-территориальных образованиях ‑ ЗАТО (до 2001 года были прокуратуры войсковых частей);

- природоохранные прокуратуры.

Функционирование специализированных прокуратур является одной из оптимальных  форм реализации зонально-предметного  принципа организации работы органов  прокуратуры в специфических  сферах правовых отношений. С их помощью  наилучшим образом решаются задачи обеспечения законности, которые территориальными прокуратурами не могут быть должным образом решены.

Деятельность специализированных прокуратур регулируется приказами  Генеральной прокуратуры, в частности: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»[2], Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 марта 2001 г. N 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях» и др.

        1. Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.

Генеральный прокурор Российской Федерации  руководит системой прокуратуры Российской Федерации. В этих целях действует возглавляемая им Генеральная прокуратура РФ. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется Коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его  первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором.

Структуру Генеральной прокуратуры  составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые начальниками -- старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам - Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с положением о нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ.

Информация о работе Правоохранительные органы