Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблема разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов возникла в связи с приобретением субъектами Федерации реального статуса государственных образований. Однако она не нашла пока достаточно глубокого освещения в специальной литературе. Несмотря на общее признание актуальности данной проблемы, нет специальных исследований в этой области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ……………………………………………….5
1.1 Понятие разграничения полномочий РФ и её субъектов………………5
1.2 Общие подходы к проблеме разграничения компетенции…………….13
2. Правоотношения РФ и субъектов РФ………………………………....16
2.1 Принципы и критерии формирования единого правового пространства Российской Федерации……………………………………………………….16
2.2 Механизм разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ. Предметы ведения………………………………………………………………….21
2.3 Особенности правового статуса автономий…………………………….32
Заключение……………………………………………………………………39
Список используемой литературы…………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

Дёмин сделано.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Кафедра филологии и педагогики

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

Правовые основы

Российского государства

 

на тему: «Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретические  аспекты конституционного права  в сфере разграничения предметов ведения в РФ……………………………………………….5

1.1 Понятие разграничения  полномочий РФ и её субъектов………………5

1.2 Общие подходы к  проблеме разграничения компетенции…………….13

2. Правоотношения  РФ и субъектов РФ………………………………....16

2.1 Принципы и критерии  формирования единого правового  пространства Российской Федерации……………………………………………………….16

2.2 Механизм разграничения  полномочий между РФ и субъектами  РФ. Предметы ведения………………………………………………………………….21

2.3 Особенности правового статуса автономий…………………………….32

Заключение……………………………………………………………………39

Список используемой литературы…………………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема разграничения  предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов возникла в связи с приобретением субъектами Федерации реального статуса государственных образований. Однако она не нашла пока достаточно глубокого освещения в специальной литературе. Несмотря на общее признание актуальности данной проблемы, нет специальных исследований в этой области. Позиции авторов сходятся по таким вопросам, которые не являются в действительности спорными: о конституционной норме, закрепляющей равенство субъектов Российской Федерации, о необходимости дальнейшего совершенствования федеративных отношений, о целесообразности приведения в соответствие с конституционными нормами реальной практики договорных отношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации. Следует отметить общее неприятие практики уступок отдельным республикам – субъектам Федерации при подписании таких договоров. Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее

субъектов. [5]

Актуальность вопросов, связанных с правовым статусом субъектов  Российской Федерации и, прежде всего, с разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов отмечают все исследователи данной проблемы. Более того, ученые справедливо подчеркивают не только теоретическую неразработанность многих сторон организации и деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, но и несовершенную правовую основу для решения этих вопросов. В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию неоднократно указывалось на необходимость совершенствования механизма взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Целью курсовой работы является анализ правовых основ разграничения  предметов ведения РФ и её субъектов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие разграничения полномочий РФ и её субъектов
  2. Проанализировать подходы к проблеме разграничения полномочий
  3. Изучить механизм разграничения полномочий РФ и её субъектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты конституционного права  в сфере разграничения предметов ведения в РФ

1.1 Понятие  разграничения полномочий РФ  и её субъектов

Проблема разграничения  предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти относится к числу наиболее сложных и известных управленческих проблем. Следует установить общие подходы к разграничению полномочий и предметов ведения, в частности:

- все политические  и правовые документы, принимаемые  на всех уровнях власти, должны  строго соответствовать Конституции  Российской Федерации, и, в  частности, федеративной природе  государства, отнесенной Конституцией к основам конституционного строя;

- при распределении  полномочий учитывать этническое, конфессиональное, экономическое и  географическое многообразие страны;

- полномочия по предметам  совместного ведения, по которым  возникает столкновение различных интересов, необходимо разделить на более конкретные полномочия, отнесенные к полномочиям только органов государственной власти Федерации или только её субъектов; результатом урегулирования проблемы должно стать максимальное уменьшение неопределенных полномочий по предметам совместного ведения.

При установлении правового  механизма разграничения компетенции  необходимо определить, каково содержание понятия полномочия; кем или чем разграничиваются полномочия; каким образом происходит разграничение.

Ответы на поставленные вопросы нуждаются в законодательном  закреплении. Общее значение термина «полномочия» можно сформулировать как право и (или) обязанность власти на определенные действия по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предметов ведения). Под предметом ведения обычно понимаются сферы государственной и общественной жизни, находящиеся в распоряжении государства и государственных образований (субъектов), внутри которых органы власти и управления осуществляют те или иные полномочия.

Компетенция федерации, ее субъектов и их органов представляет собой обобщенное понятие, охватывающее предметы ведения и полномочия. Нередко применяется термин «совместная компетенция». По существу речь идет о том, что для федерации и ее субъектов являются совместными предметы ведения, т.е. они осуществляют деятельность в рамках одних и тех же сфер государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Однако каждая сторона имеет при этом собственные полномочия, пользуясь которыми она управляет соответствующей сферой и осуществляет в ней нормативно-правовое регулирование. Таким образом, применение термина «совместная компетенция» следует признать некорректным. [7;146]

Предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации.

Предмет совместного  ведения Российской Федерации и  субъекта Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации.

Предмет ведения субъекта Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции субъектов Российской Федерации.

Целесообразно также  дать следующие определения другим основным терминам:

правовые основы - основы правового регулирования = общие принципы – основные, первичные, первостепенные руководящие начала (идеи), которыми руководствуется законодатель в процессе нормотворческой деятельности. По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы. В них должны определяться основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие достаточные возможности дальнейшего правового регулирования субъектами Российской Федерации.

Общие вопросы – вопросы, относящиеся к предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации.

Координация – составная часть процесса управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы (в данном случае системы органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления). [7;150]

Разделение компетенции  между центром и субъектами является ключевым вопросом федерализма, основой и условием нормального функционирования институциональных механизмов государства. «Обязательным условием успеха стратегических преобразований является наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит нас к большим экономическим и социальным потерям», - говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Поскольку задачи, стоящие перед органами власти, постоянно обновляются, зафиксировать раз и навсегда полномочия разных уровней власти в исчерпывающем перечне невозможно. Из-за систематического обновления государственных задач всегда остаются вопросы, не отнесенные к чьему-либо ведению. Поэтому нужны принципы, которые позволяют по мере развития федеративных отношений избежать коллизий в отношениях различных уровней власти. Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами заложены Конституцией Российской Федерации. Часть 3 ст. 11 устанавливает, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами». [2]

Конституционное разграничение  компетенции федерального Центра и  субъектов Федерации осуществлено в главе третьей Конституции «Федеративное устройство» - ст. ст. 71 и 72, где установлены соответственно перечни предметов собственного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ст. 73 определяет, что по всем остальным предметам ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами является динамичным процессом, который основывается и рассматривается во взаимосвязи со ст. ст. 5, 11, 66 (ч.ч. 4, 5), 67, 76, 77, 78 (ч.ч. 2, 3), 85 (ч.1), 125 (ч.3) Конституции РФ.

Эти конституционные  нормы определяют:

- порядок правового  регулирования конституционно установленных  предметов ведения;

- особенности отношений между «сложносоставными» субъектами Российской Федерации;

- принципы взаимного  делегирования осуществления части  полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти;

- порядок разрешения  споров о компетенции, а также разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. [1]

Имеется значительный круг вопросов, подлежащих решению органами государственной власти, но имеющих  непосредственное отношение к осуществлению местного самоуправления. С учетом вышеизложенного подхода к местному самоуправлению как к одному из предусмотренных в Российской Федерации уровней публичной власти, представляется целесообразным при дальнейшем развитии законодательства о местном самоуправлении, в части вопросов регулирования взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, учитывать опыт правового регулирования аналогичных проблем во взаимоотношениях между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации.

В Конституции Российской Федерации указаны четыре группы предметов ведения и полномочий, являющихся объектами рассматриваемого процесса:

1. Находящиеся в ведении  Российской Федерации;

2. Находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3. Находящиеся в ведении  субъектов Российской Федерации;

4. Находящиеся в ведении  местного самоуправления.

Соответственно субъектами разграничения являются Президент  Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация  в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности. Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

Информация о работе Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами РФ