Правовой статус судьи в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотреть конституционно - правовые особенности статуса судей в Российской Федерации и сформировать общие выводы по теме курсовой работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику судебной власти и правового статуса судей в Российской Федерации;
2. Рассмотреть общие требования к отбору кандидатов на должность судей и предпосылки назначения;
3. Рассмотреть основные гарантии, предоставляемые судьям;
4. Выявить проблемы правового статуса судей;
5.Рассмотреть перспективы развития судебной системы в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_.docx

— 55.26 Кб (Скачать файл)

Вопрос о поддержании высокого уровня соблюдения независимости судей всегда будет оставаться открытым. Но вышеизложенные положения являются, безусловно, важными и определяющими. Реализация подобных проектов напрямую будет способствовать повышению качества работы суда в отправлении правосудия.

 

1.2. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

 

В силу ст. 119 Конституции Российской Федерации претендовать на судейскую должность имеет право гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Данные положения Конституции РФ находят свою конкретизацию в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не содержит ответа на вопрос, может лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. Статья 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства РФ, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности действующий судья, приобретает гражданство (подданство) иностранного государства, оставаясь гражданином РФ.

В ст. 16 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе. Е.А. Мартынов отмечает, что "такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий".

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональным образовании" возможны различные ступени высшего юридического образования (бакалавр, специалист и магистр). Квалификационные коллегии полагают (в соответствии с разъяснением Высшей квалификационной коллегии судей от 18 марта 2004 г.), что бакалавр не может быть судьей. Министерство образования и науки РФ занимает противоположную позицию (в соответствии с письмом от 1 сентября 2003 г. N 14-52-1018ин/15). Было бы, конечно, желательно, чтобы судьями становились наиболее подготовленные выпускники вузов - специалисты с 5-летним или магистры с 6-летним образованием. Данное противоречие, на наш взгляд, нуждается в разрешении путем принятия соответствующего подзаконного акта.

Согласно принципу 10 Основных принципов независимости судебных органов (приняты на Седьмом конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в г. Милане с 26.08.1985 по 06.09.1985, и одобрены Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13.12.1985 N 40/146) лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности.

"Ныне существующий в нашей стране организационно-правовой механизм отбора кандидатов в судьи по морально-этическим параметрам, психофизиологическим критериям и тщательной их проверки на предмет наличия компрометирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств несовершенен", - писал М.И. Клеандров еще в 2000 г. Однако ни специального закона, ни подзаконного акта о проверке кандидатов в судьи так и не было принято.

Названные выше проблемы далеко не единственные в данной сфере. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо более детальное правовое закрепление механизма наделения российских судей полномочиями, устранение существующих на сегодняшний день противоречий и пробелов в нормативных актах8.

 

1.3. Порядок наделения судей полномочиями

 

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через десять дней после открытия вакансии. В свою очередь квалификационная коллегия судей не позднее чем через десять дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений9.

Любой гражданин, достигший установленного Законом о статусе судей возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационные комиссии образуются и действуют в соответствии с Законами о статусе судей и об органах судейского сообщества, а также Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15.05.2002, и Положением об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.05.1999 № 54.

Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые-правоведы и преподаватели юридических дисциплин. Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей. Срок полномочий экзаменационной комиссии равен сроку полномочий соответствующей квалификационной коллегии судей. Работу экзаменационной комиссии организует ее председатель.

Экзамен назначается председателем экзаменационной комиссии после обращения претендента на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении документов. Претенденту, представившему указанные документы, не может быть отказано в допуске к экзамену. О времени и месте проведения экзамена претендент на должность судьи извещается экзаменационной комиссией не позднее чем за десять дней до экзамена. Экзамен проводится не позднее месячного срока со дня обращения претендента с заявлением о сдаче экзамена. Экзаменационная комиссия правомочна принимать экзамен при наличии не менее половины ее состава. При этом из числа присутствующих на экзамене членов комиссии не менее половины должны составлять судьи.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса по различным отраслям права и две задачи из судебной практики. По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа. Содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат. В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи суда субъекта РФ включаются вопросы по законодательству субъекта РФ.

Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца, а также выписку из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

В свою очередь, квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности поданных претендентом документов и сведений. При этом коллегия вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, предоставленных претендентами, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки указанных документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный федеральным законодательством порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении коллегия двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. 

Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе РФ10.

 

    1. Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи

 
 Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей11. 

Приостановление полномочий – временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей, основанием для которого является12:

  1. признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  2. возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  3. участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ;
  4. избрание судьи в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ13.

Судья, не согласившийся с решением квалификационной коллегии, может обжаловать его в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Приостановление полномочий не лишает судью гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения.

Решение о возобновлении полномочий принимается квалификационной коллегией судей, которая приостановила его полномочия.

Информация о работе Правовой статус судьи в Российской Федерации