Правовой статус губернатора Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы: рассмотреть правовой статус губернатора, при этом дать краткую историческую справку о формировании института губернаторства, раскрыть его правового статуса, описать компетенцию губернатора, порядок назначения на должность, ответственность губернатора и порядок проведения выборов (на примере Красноярского края), проанализировать формы взаимодействия губернатора с федеральной исполнительной властью и с представительным органом субъекта федерации, на основе исследования по теме сделать грамотный вывод.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение высшего должностного лица субъекта РФ……………………4
2. Правовой статус губернатора как высшего должностного лица субъекта…7
2.1. Полномочия губернатора………………...………………………….11
2.2. Замещение должности губернатора………………………………...16
2.3 Ответственность губернатора………………………………………..19
3.Функции губернатора………………………………………………………….21
Заключени………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

н) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания края;

о) вправе участвовать  в работе Законодательного Собрания края с правом совещательного голоса;

п) осуществляет законодательную  инициативу в Законодательном Собрании края;

р) вправе отменять акты органов исполнительной власти края или приостанавливать действие в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам или иным федеральным нормативным правовым актам, Уставу, законам края, актам Губернатора края;

с) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, Уставом и законами края, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации;

т) реализация полномочий, закрепленных федеральным законодательством  за главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Все эти полномочия осуществляются Губернатором лично и только отдельные  полномочия он вправе под свою ответственность  делегировать первому заместителю, заместителю Губернатора края.

Губернатор Красноярского  края вправе в торжественной обстановке пользоваться регалиями с символикой края – лентой и подвесным знаком. Губернатор края обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом.

Губернатор края при  осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы, Устав и другие законы края, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

2.1. Полномочия губернатора

 

Изучив Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» необходимо отметить, что губернатор наделяется широкими полномочиями и является ключевой фигурой в системе исполнительной власти субъекта РФ. 

Во-первых,  он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Во-вторых, формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. В-третьих, взаимодействует с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, основные полномочия губернатора можно разделить на несколько групп в зависимости от сферы их реализации:

1. представительские  полномочия;

2. полномочия  в сфере исполнительной власти;

3.полномочия, касающиеся взаимодействия с парламентом и законотворчества.

В разрезе каждой из данных групп рассмотри полномочия губернатора более подробно.

  1. Представительские полномочия.

 Согласно  п. "а" ч. 7 ст. 18 Федерального  закона «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта РФ представляет свой субъект в отношении с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ.

Так согласно пп. а п. 3 ст. 90 Устава Красноярского  края губернатор «представляет край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает при этом договоры и соглашения от имени края»5

Таким образом, необходимо отметить, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется широкими полномочиями. Данные полномочия свидетельствуют о том, что губернатор  субъекта РФ является ключевой фигурой в системе региональных органов государственной власти, так как представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

  1. Полномочия в сфере исполнительной власти.

Федеративный  характер Российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяют важное место и полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в сфере обеспечения координации деятельности и организации взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ с иными региональными и федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями. При этом понятие «координация» применима к органам государственной власти субъекта РФ, а понятие «взаимодействие» относится к: а) федеральным органам исполнительной власти; б) территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти; в) органам местного самоуправления; г) общественным объединениям.

Указанные координация  и взаимодействие осуществляются в следующих основных формах:

    1. проведение совместных совещаний;
    2. создание совместных комиссий, рабочих групп;
    3. проведение взаимных консультаций;
    4. заключение соглашений о взаимодействии и координации деятельности;
    5. взаимное представительство сторон;
    6. принятие совместных нормативно-правовых актов;
    7. передача части своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством.

3. Полномочия, касающиеся  взаимодействия с парламентом  и законотворчества.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ст.23 определяет основы взаимодействия законодательных и исполнительных органов, согласно которым, законодательный (представительный)  орган  государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной     власти     субъекта    Российской    Федерации «взаимодействуют в установленных законами формах».

 Однако такие формы  конкретно Федеральным Законом не установлены, а содержатся в различных нормах этого закона. Целью взаимодействия является: эффективное управление  процессами  экономического  и   социального   развития  субъекта Российской Федерации и в интересах его населения.  

В различных субъектах Российской Федерации по-разному складываются взаимоотношения высшего должностного лица субъекта федерации и законодательного органа власти субъекта РФ.

В соответствии с Уставом  Красноярского края взаимодействие Губернатора Красноярского края и Законодательного Собрания края выражается в следующих  формах:

  • в форме участия Губернатора в законодательном процессе, а именно, обнародует либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием края, в предусмотренном Уставом и законами края порядке (п. ”в” п.3 ст.90 Устава);
  • представляет Законодательному Собранию края программы социально-экономического развития края и отчеты об их исполнении (п.”т” п.2 ст.90 Устава).

2. В форме обмена  информацией:

  • определяет совместно с Законодательным Собранием края основные направления экономической и социальной политики в крае, стратегию взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, международного и межрегионального сотрудничества края (п. 2 ст. 90 Устава);
  • группа депутатов Законодательного Собрания края, насчитывающая не менее четвертой части от их общего установленного для Собрания числа, вправе направить Губернатору письменную интерпелляцию, содержащую требование сообщить письменно о намерениях и предполагаемых действиях Губернатора края, в связи с проблемами, имеющими общекраевое значение. (п. 3 ст. 79 Устава);
  • Законодательное Собрание края, а также его комитеты и комиссии могут соответственно через председателя Собрания, руководителя комитета или комиссии запросить у Губернатора края, любого члена Правительства края, руководителя иного органа исполнительной власти края представления информации, справок, документов.(ст. 80 Устава);
  • Губернатор края лично один раз в год на заседании Законодательного Собрания края в ходе второй очередной сессии Собрания представляет Законодательному Собранию доклад о положении дел в крае.(п. 1 ст. 82 Устава).

Так же необходимо отметить, что Законодательное Собрание края наделяет полномочиями Губернатора  края гражданина Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации.(п1 ст. 86 Устава)

2.2. Замещение должности губернатора

Концептуальным положением ФЗ  "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации"  явилось то, что высшее должностное  лицо субъекта РФ не избирается теперь путем прямых выборов, а наделяется по представлению Президента России соответствующими полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Изменение порядка вступления в должность высших должностных лиц субъектов РФ определило и коренное изменение механизма их конституционно-правовой ответственности.

Так, в соответствии с  пп. "б" и "г" п. 1 ст. 19 рассматриваемого ФЗ Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности «в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ», «в связи с утратой доверия Президента России, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом»6.

Более того, согласно внесенным  в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. в рамках укрепления исполнительной вертикали изменениям от 11 декабря 2004 г. гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Несмотря на формально-юридическую  второстепенность роли Президента РФ в процессе избрания на должность  главы субъекта Федерации (он лишь предлагает кандидатуру), фактически законодательный (представительный) орган субъекта связан таким предложением, поскольку при отрицательном решении по кандидатуре в итоге он может быть распущен.

Помимо  участия Президента России в процедуре назначения главы  субъекта Федерации на должность, он также принимает участие и  в процедуре подбора кандидатур, закрепленной Положением о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603.

Согласно данному документу функция подбора кандидатур возложена на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а представление кандидатур Президенту России осуществляется Руководителем его администрации7.

При этом полномочия губернатора  субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой  доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

д) признания его судом  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

е) признания его судом  безвестно отсутствующим или  объявления умершим;

ж) вступления в отношении  его в законную силу обвинительного приговора суда;

з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

и) утраты им гражданства  Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства  либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Информация о работе Правовой статус губернатора Красноярского края