Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:44, реферат

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Правительство РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и осуществляет государственную власть в России наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Данная работа раскрывает понятие и общие положения о Правительстве РФ, его состав, полномочия и организацию деятельности. Кроме того, в работе рассмотрены основные правовые акты Правительства РФ.

Содержание

Введение ...……………………………………………………………..……...… 3

ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛНОМОЧИЯ, СРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1.1 Историческое развитие исполнительной власти в России……..……….. 4
§ 1.2 Общая характеристика Правительства РФ ...……………………….….. 10

Заключение ……………………………………………………….…………… 22
Список использованных источников ……………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

РефератТ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ...……………………………………………………………..……...… 3

 

ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛНОМОЧИЯ, СРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1.1 Историческое развитие исполнительной власти в России……..……….. 4

§ 1.2 Общая характеристика Правительства РФ ...……………………….….. 10

 

Заключение  ……………………………………………………….…………… 22

Список использованных источников ……………………………………….23

 

 

 

Введение

 

 

В соответствии с Конституцией РФ1 в России установлена организованная система государственной власти, базирующаяся на принципе разделения властей, разграничении полномочий и компетенций между различными ветвями власти, их взаимодействии. При эффективной работе государственной власти во многом обеспечивается удовлетворение интересов ее граждан, реализация их прав, поддержание общественного порядка и режима законности. Огромная роль при этом отводится исполнительной власти, ведь именно она осуществляет реализацию законов, программ развития, поддержание порядка на практике. Основой исполнительной власти в России является Правительство РФ.

Правовой основой деятельности Правительства РФ является, в первую очередь, Конституция РФ, а также  Федеральный конституционный закон  от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ2 (ред. от 28 декабря 2010 года) «О Правительстве Российской Федерации».

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Правительство РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и осуществляет государственную власть в России наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

Данная работа раскрывает понятие и общие положения о Правительстве РФ, его состав, полномочия и организацию деятельности. Кроме того, в работе рассмотрены основные правовые акты  
Правительства РФ.

ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛНОМОЧИЯ, СРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

§ 1.1. Историческое развитие исполнительной власти в России

 

 

Необходимым условием всестороннего изучения действующего Правительства РФ является анализ его развития в историческом аспекте.

Первым органом исполнительной власти в России был Комитет Министров. Действовал он в Российской Империи  в 1802 – 1906 годах.

Был создан Александром I манифестом от 8 сентября 1802 года и вскоре сделался «верховным местом Империи». Этому способствовало личное присутствие на его заседаниях императора Александра I, который в 1802 – 1804 годах редко когда не посещал его заседаний. Во время отлучек императора Комитету министров особыми указами предоставлялись чрезвычайные полномочия.

Указом императора Николая II от 19 октября 1905 года было создано правительство – Совет министров, объединившее министров в единый кабинет (ранее каждый министр непосредственно докладывал императору о делах своего ведомства). Первым председателем Совета министров был назначен председатель Комитета министров С. Ю. Витте. Однако, Комитет министров при создании Совета ликвидирован не был: эти ведомства существовали параллельно ещё целых 6 месяцев (председателем Комитета оставался граф Витте). Комитет министров был ликвидирован только  
23 апреля 1906 года, вместе с отставкой Витте с поста председателя Совета министров. Функции Комитета министров были переданы в Государственный совет и Совет министров.

 

26 февраля 1917 года Высочайшим указом деятельность  
IV Государственной думы была приостановлена. Вечером 27 февраля (12 марта) был создан Временный комитет Государственной думы, председателем которого стал М. В. Родзянко. Комитет взял на себя задачу по восстановлению государственного и общественного порядка. Комитет не обладал, однако, полнотой фактической власти, так как мятежные солдаты Петроградского гарнизона (170 тыс.) и рабочие склонялись к поддержке Петроградского совета, первое заседание которого состоялось также вечером 27 февраля. В стихийно появлявшихся на местах советах преобладающее влияние имели эсеры и меньшевики.

01 марта 1917 года на расширенном заседании Временного комитета Думы с участием Центрального комитета кадетской партии и Бюро прогрессивного блока, а также представителей Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был согласован состав первого общественного кабинета, о формировании которого было объявлено на следующий день. Позднее новое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание; был принят демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Старые государственные органы были упразднены.

02 марта 1917 года император Николай I отрёкся от престола с передачей права наследования великому князю Михаилу Александровичу, который, в свою очередь, обнародовал 3 марта акт о намерении принять верховную власть только после того, как на Учредительном собрании выразится народная воля относительно окончательной формы правления в стране.

Параллельно продолжали функционировать Советы, одной из задач которых стал контроль над  деятельностью Временного правительства.  
В результате в России установилось двоевластие.

 

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров3», принятым  
II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы – до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года4. Орган общего управления делами РСФСР – который в Конституции РСФСР именовался «Совет Народных Комиссаров» или «Рабоче-Крестьянское Правительство» – являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим  органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 года5 Совет Народных Комиссаров РСФСР был преобразован в Совет Министров РСФСР.

Совет Министров РСФСР был учреждён как высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, Правительство РСФСР.

С 1953 года в соответствии с решениями XX и XXI съездов КПСС создаётся  законодательная база, позволяющая  расширить права республик в  руководстве промышленности и сельским хозяйством. РСФСР теперь осуществляет руководство тысячами производственных предприятий, ранее находившихся в ведомстве органов исполнительной и законодательной власти СССР.

В связи с большим  уровнем управленческих и координационных  задач, структура, ранее существовавшая в форме СНК РСФСР, стала более не практична.

Для оперативного и своевременного решения текущих вопросов аппарат Совета Министров РСФСР 30 сентября 1953 года  был реорганизован. В 1955 году произошло сокращено количество структурных элементов. 7 сентября 1955 года Бюро СНК РСФСР преобразовано в Президиум Совета Министров РСФСР. C 11 июля 1991 согласно закону  
«О Президенте РСФСР»6 деятельностью Совета Министров руководил Президент РСФСР.

06 ноября 1991 года в связи с проведением радикальной экономической реформы Президент РСФСР Б. Н. Ельцин издал Указ № 171 «О реорганизации Правительства РСФСР»7. В соответствии с этим указом, на период экономической реформы, Президент возложил на себя руководство Правительством и поручил Совету Министров РСФСР исполнять свои обязанности до формирования Правительства РСФСР.

25 декабря 1991 специальным  законом8 РСФСР была переименована в Российскую Федерацию и Правительство РСФСР было переименовано в Правительство Российской Федерации, согласно пункту закона об изменении названия государственных органов.

В связи с распадом СССР 26 декабря 1991 года Правительство Российской Федерации стало правительством независимого государства и более в своей деятельности не руководствовалось Конституцией СССР9, законами СССР и решениями правительства СССР, которым было обязан следовать ранее. 16 мая 1992 года из Конституции РСФСР10, согласно новой редакции, были исключены пункты о подведомственности в некоторых вопросах российских органов государственной власти союзным. Хотя некоторые госучреждения и организации СССР еще продолжали функционировать в течение 1992 года. До декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России согласно статье 4 Конституции РФ несмотря на то, что в Конституцию РФ были внесены многочисленные поправки, исключающие упоминание СССР.

Российское правительство  в Конституции РФ именовалось как «Совет Министров Российской Федерации» (в названии главы и основном определении), хотя в её тексте встречались формулировки «Совет Министров (Правительство) Российской Федерации» и «Правительство Российской Федерации».

Так как Россия стала  государством-продолжателем Советского Союза, к Правительству Российской Федерации перешли многие функции Кабинета Министров СССР. В 1992 году происходило объединение российских и союзных министерств и ведомств.

23 декабря 1993 года в связи с принятием новой Конституции РФ Президент России Б. Н. Ельцин издал указ «О преобразовании и реорганизации Совета Министров – Правительства Российской Федерации»11, согласно которому Совет Министров – Правительство Российской Федерации было преобразовано в Правительство Российской Федерации. При этом предписывалось сократить численный состав Правительства; сократить количество министерств, государственных комитетов и ведомств; сократить Аппарат Правительства; преобразовать часть государственных комитетов в министерства.

На современном этапе  деятельность Правительства РФ регламентирована Конституцией РФ, Федеральным конституционным  законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (ред. от 28 декабря 2010 года)  
«О Правительстве Российской Федерации», а также Регламентом Правительства РФ от  01 июня 2004 года12.

Подводя итоги сказанного, можно по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в России на протяжении длительного исторического периода. Естественно с принятием Конституции РФ статус Правительства РФ существенно вырос, по сравнению каким он раньше был.

 

§ 1.2. Общая характеристика Правительства РФ

 

 

 

Положение и место  Правительства РФ в системе органов  государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного  в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правовое положение правительства РФ, то есть порядок его деятельности определяется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года  
«О Правительстве Российской Федерации». В соответствие со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть России осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Как известно, ранее и в настоящее время правовую основу деятельности и компетенцию высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяют Положения о Правительстве. 13 Законом определяются принципы, состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства РФ. Именно от Правительства в самой существенной мере зависит продвижение всех государственных и социально-экономических преобразований.14

Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ. Этим актом определяется планирование и организация работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.

Далее рассмотрим состав и порядок формирования Правительства РФ.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства  РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Информация о работе Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти