Права и обязанности задержанного, прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Административное задержание – это наиболее распространенное процессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все самые серьезные неприятности и испытания, связанные с нашими правоохранительными органами, в особенности – с милицией. Это понятие может быть применено только к гражданам с 16-тилетнего возраста, т.к. само по себе административное задержание не существует, а является лишь мерой обеспечения рассмотрения дела об административном проступке. А ответственность за него наступает с 16 лет.
Общим основанием административного задержания служит административный проступок.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть административного права.docx

— 55.97 Кб (Скачать файл)

Указанные меры применяются таможенными органами только в отношении физических лиц (в том числе должностных лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

Эти меры, являясь по своему назначению мерами пресечения, носят также обеспечительный характер. Так, доставление нарушителя производится в целях установления личности нарушителя и составления протокола о нарушении таможенных правил при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным. Административное задержание применяется с целью пресечения нарушения таможенных правил, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя, а также в целях обеспечения своевременного и правильного разрешения дела и исполнения постановления по нему.

Доставление нарушителя производится в служебное помещение таможенного органа. Закон не устанавливает предельного срока доставления и ограничивается указанием, что доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

Административное задержание по делам о нарушениях таможенных правил производится должностными лицами таможенного органа по решению начальника (заместителя) этого органа.

По общим правилам срок административного задержания не может превышать трех часов. Такой срок установлен законодательством для выяснения личности нарушителя и составления протокола о совершенном им правонарушении. ТК РФ предусматривает случаи, когда срок административ- ного задержания может превышать три часа. Административное задержание нарушителя на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора может производиться в случаях, если:

  1. имеются достаточные данные о перемещении физическим лицом через таможенную границу РФ товаров путем сокрытия их в своем теле;
  2. нарушитель оказывает сопротивление работникам таможенного органа в проведении ими личного досмотра;
  3. нарушитель, будучи уличенным в совершении нарушения таможенных правил, пытается скрыться с места совершения правонарушения;
  4. нарушитель воспрепятствует установлению его личности.

По-видимому, с учетом положений Конституции РФ (ст. 22 и п. 6 раздела II) эти сроки будут пересмотрены.

Срок административного задержания исчисляется:

  1. с момента доставления нарушителя в служебное помещение таможенного органа или иное помещение, где возможно производство процессуальных действий по делу;
  2. в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления;
  3. в отношении лица, находящегося в служебных помещениях таможенных органов в связи с проведением таможенного контроля или производством таможенного оформления, - с момента окончания таможенного контроля или таможенного оформления.

О всяком случае административного задержания составляется протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного и времени составления протокола. Если при задержании применялись специальные средства (наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества и др.), об их применении делается отметка в протоколе задержания. Протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, его составившим, и задержанным.

Административному задержанию не подлежат: иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, Президент РФ, члены Правительства РФ, депутаты, прокуроры, судьи.

Об административном задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие.

Задержанным разъясняются их права и обязанности. Они имеют право: знать, за совершение какого правонарушения задержаны; обжаловать решение об административном задержании; давать объяснения; заявлять ходатайства; пользоваться услугами адвоката или юридической помощью иного лица (в случае административного задержания на срок свыше трех часов), а также другие права.

Жалоба на решение об административном задержании может быть подана задержанным лицом, его адвокатом или представителем в вышестоящий таможенный орган, в суд (по месту жительства задержанного лица либо по месту нахождения таможенного органа) или прокурору. Жалоба в течение 24 часов передается по принадлежности. Такие жалобы подлежат рассмотрению указанными органами в течение трех суток с момента получения. Подача жалоб не является основанием для прекращения административного задержания.

При необходимости помощь работникам таможенных органов в доставлении или административном задержании нарушителей таможенных правил обязаны оказывать сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие Пограничных войск РФ, находящиеся при исполнении своих служебных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Права и обязанности задержанного, прокурорский надзор

Задержание осуществляется в ходе предварительного расследования уголовного дела органами уголовного преследования, как правило, милицией.

Задержать человека можно лишь по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих условий:

  1. имеется какое-либо из перечисленных ниже явных оснований для подозрения:
    1. лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. потерпевшие или другие очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. на человеке, его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (следы борьбы, похожие на кровь пятна и т. п.);
  2. имеются другие, не столь явные данные, дающие основания для подозрения, но:
    1. лицо покушалось на побег;
    2. лицо не имеет постоянного места жительства;
    3. не установлена личность подозреваемого.

К несовершеннолетнему задержание может применяться лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью преступления, в совершении которого он подозревается, то есть несовершеннолетний может быть задержан лишь за совершение преступления, максимальное наказание за которое превышает 5 лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ).

О всяком случае задержания орган дознания (полиция) обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня, часа, года, месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола; протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

С момента объявления подозреваемому протокола задержания он имеет право требовать вызова защитника, а сотрудники правоохранительных органов обязаны обеспечить его явку. Задержанному должны быть разъяснены его права.

В течение 24 часов о задержании письменно уведомляется прокурор, который в течение 48 часов с момента получения извещения о задержании обязан дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного. Таким образом, максимальный срок задержания не должен превышать 72 полных часов.

Задержанные содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС) в довольно тяжелых условиях; как правило, они не получают горячей пищи и постельного белья.

Типичные нарушения прав задержанных:

  1. Краткий срок задержания заставляет сотрудников правоохранительных органов маскировать фактически произведенное задержание разными способами, среди которых распространены следующие:
    1. лицо, подозреваемое в совершении преступления, задерживается как бы в административном порядке; это позволяет отсрочить время оформления задержания в соответствии с УПК РФ; при этом срок задержания исчисляется с момента вытрезвления задержанного (данное правило действует в административном, но не в уголовном судопроизводстве), а кроме того, возможно доставление задержанного к судье, который наложит на него административное взыскание в виде ареста на срок до 15 суток за какой-либо проступок - мелкое хулиганство, злостное неповиновение сотрудникам полиции и т. п.;
    2. лицо, задержанное в другом городе, доставляется к месту производства предварительного расследования спустя несколько суток, и только после передачи его в руки соответствующего органа дознания составляется протокол о задержании;
    3. человека доставляют в отделение полиции, где допрашивают как свидетеля по собственному делу, обычно не предупреждая о праве хранить молчание, получают от него собственноручно написанные документы ("явку с повинной", "чистосердечное признание" и проч.) и лишь много часов спустя оформляют задержание;
    4. в протоколе задержания указывают лишь дату его составления, но не время фактического задержания лица.
  2. Задержание используется как средство давления на человека, от которого стремятся получить изобличающие его сведения, для чего:
    1. держат человека в неведении относительно его прав;
    2. уговаривают не вызывать защитника и отбирают расписку в том, что подозреваемый добровольно отказался от защитника, хочет защищать себя сам;
    3. запугивают и избивают.
  3. Содержание в ИВС свыше 72 часов практикуется как способ загладить допущенные беззакония. Если в первый день пребывания в отделении полиции, где имеется ИВС, подозреваемый был избит, то перевод его в следственный изолятор невозможен до исчезновения следов побоев: арестованных с явными следами избиения следственные изоляторы не принимают.
  4. Длительное время практиковалось задержание людей на основании неконституционного и противозаконного п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. N 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", допускающего применение задержания на срок до 30 суток "при наличии достаточных данных о причастности лица к банде или иной организованной преступной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений". Сейчас этот Указ отменен.
  5. Типично не извещать родственников задержанного о факте задержания и месте содержания задержанного.

Рекомендации задержанным:

  1. Изберите позицию по делу и решите, намерены ли Вы отрицать свою виновность, признавать ее частично или, раскаиваясь в содеянном, давать изобличающие себя показания.
  2. В любом случае просите сотрудников полиции (другого органа дознания), с которыми Вы имеете дело, представиться; попросите письменные принадлежности и запишите фамилии и должности этих людей, ведите записи относительно времени и характера тех действий, которые они с вами производят (допрос, очная ставка, выезд на место происшествия и т. п.).
  3. В любом случае требуйте, как только вы оказались против своей воли в полиции, чтобы Ваш статус был уточнен и Вам сообщили, на каком основании и по подозрению в совершении какого преступления Вы задержаны. Попросите показать Вам текст соответствующей статьи УК РФ, проверьте, предусматривает ли она наказание в виде лишения свободы. Требуйте, чтобы протокол задержания был составлен как можно раньше.
  4. В любом случае внимательно ознакомьтесь с протоколом задержания, в частности, прочитайте основания Вашего задержания (одно-два из них обычно подчеркиваются в типовом бланке), убедитесь, что в протоколе проставлено время фактического задержания, а не только дата составления протокола. Если это не так либо запись, по Вашему мнению, не соответствует действительности, под рубрикой "Объяснения задержанного" впишите правильные сведения о моменте задержания. Проверьте, не задержаны ли Вы на основании пресловутого "Указа 1226": это теперь абсолютно незаконно и поможет Вам при обжаловании задержания.
  5. В любом случае требуйте, чтобы Вам подробно и доходчиво разъяснили принадлежащие Вам права. Если Вам "забывают" разъяснить право не свидетельствовать против себя, предусмотренное ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации, либо право иметь защитника - это очень дурной знак.
  6. В любом случае требуйте, чтобы Вам разрешили связаться с родственниками либо чтобы сами сотрудники полиции на Ваших глазах позвонили им и сообщили, где Вы находитесь. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей". Если же сотрудники полиции утверждают, что Вы задержаны в административном порядке, им следует напомнить содержание КоАП РФ: "По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно".
  7. В любом случае следует подумать, стоит ли Вам давать показания и подписывать какие-то документы без участия защитника (адвоката). Если Вы потребуете его присутствия, Вам по закону нельзя отказать, и Вы можете до явки защитника (он придет в течение первых суток Вашего задержания или чуть позднее) хранить молчание, не отвечать на вопросы и не подписывать никаких документов. При этом в протоколе задержания впишите вместо слов "от объяснений отказался" слова "дам объяснения в присутствии защитника".
  8. Если Вы намерены сотрудничать с правоохранительными органами, будьте честны, но не идите у их сотрудников на поводу и внимательно читайте протоколы, составленные с Ваших слов; при обнаружении неточностей, даже если они Вам кажутся несущественными, требуйте внесения в протокол уточнений, а при отказе записать показания в вашей формулировке - отказывайтесь подписывать протокол. Вы вправе также сами письменно изложить свои показания. Здесь надо проявить твердость, поскольку, не будучи юристом, Вы не можете до конца понимать, как будут истолкованы Ваши слова впоследствии.
  9. Если Вы намерены сотрудничать с правоохранительными органами, постарайтесь выговорить себе какие-либо льготы за это. В частности, обещайте, что все расскажете правдиво и не скроетесь от следствия, если Вас отпустят домой. Имейте в виду, что сотрудник, который Вас допрашивает, как правило, не имеет полномочий отпустить задержанного без разрешения начальника органа дознания. Если Вас задержали на основании постановления следователя, какие-либо "сделки" без его участия бесполезны. Обещания освободить задержанного в обмен на его показания иногда выполняются; по делам об убийствах, изнасилованиях, разбойных нападениях, квартирных кражах такие обещания даются гораздо чаще, чем выполняются. Категорически не рекомендуется подтверждать свою виновность в деяниях, которые Вы не совершали, даже если Вас об этом очень просят.
  10. Если Вы не намерены сотрудничать с правоохранительными органами, наилучшая тактика состоит в том, чтобы:
    1. отказаться от дачи показаний и подписи каких-либо документов: весьма типично, что документы, подписанные задержанным сгоряча, под влиянием угроз и обмана, затем используются против него;
    2. сделать заявление в общей форме: "Я невиновен, требую вызова защитника, без его участия давать объяснений не буду"; это заявление можно и нужно подписать в протоколе, который будет составляться;
    3. в случае нанесения в полиции побоев, когда Вас доставят в травм пункт, запомнить его номер и фамилию врача, рассказать ему об избиении; иногда, вместо доставки в травм пункт, после избиений в отделениях полиции вызывают бригаду "скорой помощи", и тогда Вам рекомендуется рассказать врачу об избиении и выяснить у него данные о бригаде и номер наряда, по которому медики выехали на вызов;
    4. определить линию дальнейшего поведения, проконсультировавшись с защитником наедине.

Ответственность за незаконные задержание установлена даже в гражданском кодексе РФ.

Статья 1070 ГК РФ: «Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде… возмещается за счет казны Российской федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.»

Статья 1100 ГК РФ: «Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины примирителя вреда в случаях, когда: ...вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде...».

Статья 1101 ГК РФ: «Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего».

Статья 301 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное задержание: «Заведомо незаконное задержание - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет».

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу осуществляет прокурор.

Предметом надзора являются:

  1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Информация о работе Права и обязанности задержанного, прокурорский надзор