Права граждан РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:01, реферат

Краткое описание

Эта тема является актуальной и значимой на данный момент, так как существует проблема доступа граждан к государственным органам. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин – государство.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления 5
2. Порядок рассмотрения обращений граждан РФ в государственные органы и органы самоуправления 10
3. Гарантии реализации права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

адм право.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Если же имеют место  факты преследования гражданина за содержащуюся в его обращении  критику, то должностные лица, виновные в совершении таких действий, могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

В случае причинения гражданину материального ущерба и морального вреда, наступивших в результате нарушения органом или должностным  лицом законодательство об обращениях граждан, он вправе обратиться в суд  с заявлением о возмещении материального  ущерба и компенсации морального вреда.

В случае причинения гражданину материального ущерба и морального вреда, наступивших в результате нарушения органом или должностным  лицом законодательства об обращениях граждан, он вправе обратиться в суд  с заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.

- Наряду с ответственностью  органов и должностных лиц  в законодательстве об обращениях  граждан предусмотрена ответственность  самих граждан. Она наступает  в тех случаях, когда в обращении  гражданина содержатся материалы  клеветнического характера, выражения,  оскорбляющие честь и достоинство  и порочащие деловую репутацию  других лиц. Граждане в таких  случаях привлекаются в установленном  законодательством порядке к  административной или уголовной  ответственности. Граждане, которые  систематически предъявляют заведомо  необоснованные требования, которые  влекут значительные материальные  затраты на рассмотрение и  проверку их обращений, могут  быть привлечены к ответственности  в судебном порядке, с компенсацией  понесенных затрат за их счет.10

В обязанность органов  и должностных лиц в порядке  подчиненности входят учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверка состояния  дел по рассмотрению обращений и устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Предусмотрены систематические  отчеты о работе по рассмотрению обращений  граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти или перед вышестоящими органами и должностными лицами в порядке  подчиненности. Органы прокуратуры  осуществляют надзор за исполнением  законодательства об обращениях граждан  и принимают необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и  защите законных интересов граждан, привлекают нарушителей к ответственности.

Рассмотренные вопросы правового  регулирования отношений граждан  и органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных  лиц в процессе реализации конституционной  нормы об участии граждан в управлении делами государства, в форме обращений, позволяют сделать вывод, что обращения граждан являются юридически значимыми действиями, порождающими обязанности органов и должностных лиц. Вместе с тем они являются юридическими гарантиями (условиями и средствами), обеспечивающими фактическую реализацию и охрану прав граждан в отношениях с государственными и муниципальными структурами и их должностными лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все изложенное позволило  сделать следующие выводы

Действующее законодательство под обращениями граждан понимает изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе и  коллективные обращения и петиции  граждан.

Обращения граждан являются существенным источником информации, необходимой для принятия решений  по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Статья 2 Закона об обращениях подтверждает и конкретизирует принципиальные положения Конституции РФ, усиливая конституционное право на обращение  следующими положениями:

- граждане имеют право  обращаться лично, а также направлять  индивидуальные и коллективные  обращения в государственные  органы, органы местного самоуправления  и должностным лицам:

- граждане реализуют право  на обращение свободно и добровольно.  Осуществление гражданами права  на обращение не должно нарушать  права и свободы других лиц;

- рассмотрение обращений  граждан осуществляется бесплатно. 

Обращение может затрагивать  как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение в соответствующие  органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных с нарушением прав граждан, социальными конфликтами, предупреждает  массовые акции протеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связь государства  с человеком.

Адресатом обращения может  выступать государственный орган, орган местного самоуправления или  должностное лицо.

Органы и должностные  лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в предложениях, обязаны рассмотреть их в установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и ответить автору обращения по существу. В случае отказа в принятии или рассмотрении предложения гражданин имеет право обжаловать такие действия в вышестоящую инстанцию.

К системным качествам  гарантий данный автор относит:

- Общественная значимость  таких гарантий, соответствие их  режиму политической власти, уровню  демократии, степени культуры членов  общества;

- Общественная необходимость  гарантий в силу того, что целью  всего общественного развития  является человек, его свобода  и неприкосновенность, инициатива  и развитие. Поэтому деятельность  государства по обеспечению гарантий  конституционного права на обращение  можно рассматривать важнейшей  гарантии прав и свобод человека  и гражданина вообще;

- Зависимость каждого  вида гарантий от общего и  целого, от всей системы гарантий, их взаимосвязи между собой. 

 

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 2 мая 2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 19. – Ст.2060
  3. Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве. Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 8. – С.23-25.
  4. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. М.: Юрист, 2002. – 224 с.
  5. Бабурин С.Н. Этапы и черты российского конституционного строительства: Сб.материалов Междунар. научно-практ. конференции. – М.: БЭК, 2003. – 322 с.
  6. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России//Журнал российского права. – 2003. - № 11. – С. 11- 14
  7. Баглай М.В. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2008 – 350 с.
  8. Баглай М.В. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете обеспечения социальной справедливости и прав человека. // Законодательство и экономика. – 2004. - № 4. – С. 6- 12.
  9. Борисов Г.А. Освоение потенциала Конституции РФ: проблемы и перспективы // Научные труды. Российская академия юр. Наук. – М.: Норма, 2006. – 344с.
  10. Бубон К.В. О частной инициативе и общественных интересах // Адвокат. – 2006. - № 12. – С. 6 – 10.
  11. Габричидзе Б.Н. и др. Конституционное право современной России. – М.: Проспект, 2006. – 684с.
  12. Ген Н.Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации. // Журнал российского права. – 2001. – N 11.
  13. Головистикова А.Н. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2007 – 480с.
  14. Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России. Курс лекций. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 656с.
  15. Енгибарян Р.В. Конституционное право. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 326с.
  16. Права и свободы человека и гражданина. /  Под ред. К.А.Экшатайна. – М.:Статут, 2006. – 544с.
  17. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. – М.: Кронус, 2005. – С. 412с.
  18. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – М.: Статут, 2006. – 544с.
  19. Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. – 20047. - № 7. – С. 11.
  20. Мау В. Конституция 1993 года и экономические реформы в России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. – 2003. - № 3.
  21. Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. – 2005. - № 9. – С. 12-14.
  22. Страшун Б.А. конституция установила общеобязательные правила политической игры, провозгласила нерушимость и приоритет прав человека // Законодательство и экономика. – 2003. - № 12. – С.34 – 38.
  23. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. – 2001- № 5. – С. 12 – 16.
  24. Фирулева Л.Д. Гражданское общество. // Социально-политическое развитие России: проблемы, поиски, решения. – М.: Норма, 2007. – 308с.

 

1  Права и свободы человека и гражданина./Под ред. К.А.Экштайна. – М.: Статут. 2006.-С.134

2  Фирулева Л.Д. Гражданское общество.// социально-политическое развитие России: проблемы поиски, решения. – М.: Норма, 2007. – С. 137

3  Страшун Б.А. Конституция установила общеобязательные правила политической игры, провозгласила нерушимость и приоритет прав человека // Законодательство и экономика. – 2003 - № 12. – С.34 - 38

4 Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке. Журнал российского права. – 2005. - №9. – С.12 - 14

5 Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – М.: Статут. 2006 – С.114

6 Енгибарян Р.В. Конституционное право. – М.:ИНФРА-М.2007. – С.272

7 Григонис Э., Григонис В.Конституционное право России. Курс лекций. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С.234

8 Головистикова А.Н.Конституционное право России. – М.:Юрист, 2007. – С.306

9 Арановский К.В.Конституционная традиция в российской среде. М.: Юрист.2007. – С.215

10 Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма. Демократии и децентрализации в современном государстве.//Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 8. – С. 23 – 25.


Информация о работе Права граждан РФ