Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:04, реферат

Краткое описание

Анализ соответствующих положений Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»Позволяет выявить следующие категории субъектов права на обращение в КС РФ:
1) специально уполномоченные высшие органы государственной власти РФ и субъектов РФ;
2) суды РФ;
3) граждане РФ и их объединения.

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.docx

— 36.69 Кб (Скачать файл)

10 или в силу членства РФ в соответствующих международных организациях.

Второе требование - закон должен быть применен или подлежать применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начало в суде или ином органе, применяющем закон. К таким органам можно отнести органы внутренних дел, органы таможенной службы, органы юстиции, лицензионно-разрешительные органы, избирательные комиссии, иные органы, рассматривающие конкретные дела и обладающие правом наложения взысканий или вынесения обязательных предписаний. Следует подчеркнуть, что в силу специфики конституционного судопроизводства КС РФ оспариваются не фактические действия указанных органов, а лишь законы, на основании которых такие действия производятся.

Форма и содержание конституционной  жалобы. В соответствии со статьей 37 ФКЗ о КС РФ конституционная жалоба должна быть направлена в КС РФ в письменной форме за подписью управомоченного лица (управомоченных лиц). В конституционной жалобе должен быть указан ряд обязательных реквизитов (смотри «Перечень обязательных реквизитов конституционной жалобы»).

К конституционной жалобе в КС должен быть приложен ряд документов (смотри «Перечень документов прилагаемых к конституционной жалобе»). К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание КС РФ, а так же другие документы и материалы. Вопрос о копии официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела, требует специального рассмотрения. Выдача ее заявителю производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело. В качестве подобных документов используются официальные процессуальные документы ( решения судов и иных правоприменительных органов, постановления о привлечении в качестве обвиняемого и т.п.), поскольку они свидетельствуют о применении к конкретному лицу или группе лиц, положений соответствующего закона, и для их получения не нужно прилагать дополнительных усилий. Сложнее обстоит дело, когда необходимо специальное подтверждение факта или возможности применения закона в конкретном деле со стороны правоприменительного органа. ФКЗ о КС РФ возлагает на должностное лицо или орган, рассматривающий дело, обязанность выдачи заявителю копии такого документа, но не устанавливает санкций за 10 Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июня 1995 г. № 101-ФЗ. неисполнение этой обязанности. Это существенно затрудняет защиту заявителями защиту своих прав и законных интересов.

В подобных случаях к конституционной  жалобе прилагается письменное объяснение заявителя по поводу отсутствия документа. Заявитель может обратиться в КС РФ с ходатайством о направлении в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу требования КС РФ о предоставлении необходимого документа, а также с ходатайством о вызове этого должностного лица или представителя этого органа в КС РФ в качестве свидетеля. Желательно, чтобы факт обращения за копией необходимого документа и факт отказа ее выдачи были удостоверены в юридически значимой форме. В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФКЗ о КС РФ обращение в КС РФ и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Государственная пошлина уплачивается при подаче конституционной жалобы в КС РФ в размере: для юридических лиц - пятнадцать минимальных размеров оплаты труда, для граждан - один минимальный размер оплаты труда. Некоторые категории заявителей освобождаются от уплаты государственной пошлины по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

11 Кроме того, КС РФ своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Этот вопрос решается КС РФ по заявлению гражданин, которое может быть рассмотрено на любой стадии конституционного судопроизводства. Об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера или отказа в этом КС РФ выносится мотивированное определение в виде отдельного документа. Если в предусмотренных ФКЗ о КС РФ случаях обращение не принято к рассмотрению или возращено заявителю в процессе его изучения в предварительном порядке Секретарем КС РФ, а также в случаях вынесения КС РФ определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению, государственная пошлина возвращается полностью на основании справки за подписью начальника Секретариата КС РФ. Государственная пошлина, уплаченная при обращении в КС в размере, установленном законом, действовавшим на момент ее уплаты, не может быть пересмотрена в сторону увеличения. Представители заявителя 11 Смотри п. 7 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 года «О государственной пошлине», «Российская газета», 1997 г., № 143, с последующими изменениями и дополнениями. Обращаясь в КС РФ, каждый заявитель должен решить принципиальный вопрос о необходимости участия в его деле представителей. ФЗК о КС РФ не предусматривает обязательного участия представителя в каждом деле и предоставляет заявителю возможность самостоятельно защищать свои права и законные интересы в процессе конституционного судопроизводства. Часть 2 ст. 53 ФКЗ о КС РФ выделяет в составе представителей две группы. К первой из них относятся представители по должности. Представители по должности - руководители органов, подписавшие обращение в КС РФ ( главный редактор, руководитель общественного объединения, руководитель юридического лица и т.п.), а также лица, временно исполняющие данные обязанности. На практике допускается выполнение функций представителя по должности иными работниками организации в силу их должностных обязанностей или на основе специального поручения. Вторая группа представителей заявителей - представители, не обладающие должностным статусом. В качестве таких представителей могут выступать адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей. Оптимальным вариантом является участия в деле двух представителей, один из которых является специалистом в области конституционного судопроизводства и имеет опыт представления интересов заявителя в КС РФ, а другой является специалистом в отрасли законодательства, к которой относится обжалуемый закон.

Рассмотрение конституционной  жалобы в Конституционный Суд  Российской Федерации. Производство по конституционной жалобе, поступившей в КС РФ, и прошедший регистрацию, начинается с ее рассмотрения Секретариатом КС РФ. В ходе этой процедуры Секретариат КС РФ проверяет формальное соответствие поданной жалобы требованиям ФКЗ о КС РФ и формулирует положительную или отрицательную позицию по данному вопросу.

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно КС  РФ;

2) по форме не отвечает требованиям  ФКЗ о КС РФ;

3) исходит от ненадлежащего органа  или лица;

4) не оплачено государственной  пошлиной (если отсутствуют основания  для полного или частичного освобождения заявителя от ее уплаты), - Секретариат КС РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям ФКЗ РФ о КС РФ. Если обращение по форме не отвечает требованиям ФКЗ о КС РФ, или не оплачена государственная пошлина, заявитель, устранив эти недостатки, вправе вновь направить обращения в КС РФ. Заявитель может не согласится с отрицательной позицией Секретариата КС РФ по своей жалобе и вправе потребовать принятия КС РФ решения по этому вопросу. В этом случае по результатам проверки, проводимой в срок не позднее одного месяца, КС РФ рассматривает этот вопрос на пленарном заседании. При признании отрицательного решения Секретариата КС РФ обоснованным КС РФ выносит определение о несоответствии жалобы перечисленным выше требованиям ФКЗ о КС РФ. Копия определения КС РФ направляется заявителю.

При положительной позиции Секретариата КС РФ или при несогласовании КС РФ с отрицательной позицией Секретариата КС РФ по жалобе производство по делу продолжается. Не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения жалобы судей (судьями), которое должно завершиться не позднее двух месяцев с даты регистрации жалобы, КС РФ принимает решение по вопросу о принятии жалобы к рассмотрению.

Участники процесса заблаговременно  уведомляются о времени и месте  соответствующего заседания КС РФ, а также о приятном решении. КС РФ может как принять к рассмотрению конституционную жалобу, так и отказать в ее принятии к рассмотрению. Согласно ч. 1 ст. 43 ФКЗ о КС РФ, такой отказ возможен, когда разрешение поставленного в жалобе вопроса, не подведомственного КС РФ; при подаче жалобы нарушены условия ее допустимости; а также если по предмету жалобы ранее было вынесено постановление КС РФ, сохраняющее свою силу.

Отказ КС РФ в принятии конституционной  жалобы к рассмотрению со ссылкой  на принятое ранее решение КС РФ может быть благоприятен для заявителя, если оно удовлетворяет интересы заявителя, поскольку КС РФ тем самым признает возможность использования такого решения в качестве прецедента. Решение о назначении дела к слушанию принимается КС РФ не позднее, чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. Рассмотрение конституционной жалобы осуществляется КС РФ в заседании с участием заявителя и его представителей. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову КС РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителей в заседании не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствуют о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину отсутствия. Стороны и их представители вправе знакомится с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколом заседания и приносить на него свои замечания. Они обязаны уважительно относится к КС РФ и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего и требованиям судебных приставов, соблюдать правила поведения в заседании КС РФ. Выступать с заявлениями, репликами, задавать вопросы стороны и их представители могут лишь после предоставления им слова председательствующим.

Как правило, рассмотрение дела по существу в заседании КС РФ после выступления  судьи- докладчика начинается с объяснения сторон. Затем следует изучение доказательств по делу: заключений экспертов, показаний свидетелей, а также исследование документов. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. По окончании слушания дела судьи КС РФ удаляются на закрытое совещание, на котором принимается итоговое решение КС РФ по рассматриваемому делу.

Итоговое решение по делу и его  юридическое значение Согласно ч. 1 ст. 100 ФКЗ РФ о КС РФ по итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан КС РФ принимает одно из следующих решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ. Постановление КС РФ подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ. Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила Постановления КС РФ о признании закона неконституционными не может быть преодолена повторным принятием этого закона. Законы или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Если КС РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Решения судов и иных органов, основанные на законах, признанных неконституционными (не только по делу заявителя, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральном законом случаях.

Современное российское законодательство признает за решениями КС РФ окончательный характер и не предусматривает возможности их обжалования в рамках российской правовой системы. Однако окончательный характер решений КС РФ не лишает заявителя права на обращение с аналогичной жалобой в международный орган, например, Европейский Суд по правам человека, при соблюдении соответствующих условий и требований. Таким образом, окончательный характер решения КС РФ свидетельствует лишь об исчерпании национальных правовых возможностей защиты прав, свобод и законных интересов в рамках конституционного судопроизводства. Приложения В Конституционный Суд Российской Федерации

_________________________________________

_________________________________________

От_______________________________________ _________________________________________

Жалоба на нарушение конституционных  прав

и свобод человека и гражданина

Заявитель/заявители (указать данные заявителя) _________________________________

на основании части 4 статьи 125 Конституции  РФ и пункта 3 части первой ст. 3; ст. 36; ст. 96; ст. 97 ФКЗ о КС РФ обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина законом, примененным (подлежащим применению) в конкретном деле.

_____________(краткое изложение фактов) ___________(возможность применения) (необходимо особо отметить обстоятельства применения в конкретном деле конкретного закона или его отдельных положений, а также орган, в котором рассматривается дело (или рассматривалось). Таким образом, при рассмотрении конкретного дела (указать наименование органа или должностного лица) в отношении _________ (для физических лиц - «в отношении заявителя») был применен (может быть применен) (указать полные данные соответствующего закона, а при необходимости - его отдельные положения), принятый (одобренный, подписанный) (указать название и адрес соответствующего органа государственной власти). По мнению заявителя (-ей), данный закон (перечисленные положения данного закона) нарушают конституционные права и свободы (указать, какие именно конституционные права и свободы нарушены и в чем именно состоит их нарушение. Необходимо также привести подробное юридическое обоснование позиции заявителя по данному вопросу со ссылкой на соответствующие статьи Конституции РФ. Приведенные доводы свидетельствуют о наличии неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ обжалуемый закон или положения обжалуемого закона).

На основании вышеизложенного  заявитель (-ли) просят Конституционный Суд Российской Федерации признать закон __________ (или его отдельные положения) не соответствующими Конституции РФ.

Интересы заявителя при рассмотрении его обращения в Конституционном  Суде будет представлять (указать данные представителя/представителей), действующий на основании (указать название и данные соответствующего документа).

Перечень документов, прилагаемых  к Конституционной жалобе:

1. … 

2. … 

3. … 

Подпись (подпись заявителя и его расшифровка) Перечень обязательных реквизитов конституционной жалобы

1) Конституционный Суд Российской  Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в  жалобе гражданина - фамилия, имя,  отчество), адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе  заявителя и его полномочия, за  исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного  органа, издавшего акт, который  подлежит проверке;

Информация о работе Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации