Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:04, реферат

Краткое описание

Анализ соответствующих положений Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»Позволяет выявить следующие категории субъектов права на обращение в КС РФ:
1) специально уполномоченные высшие органы государственной власти РФ и субъектов РФ;
2) суды РФ;
3) граждане РФ и их объединения.

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.docx

— 36.69 Кб (Скачать файл)

Порядок обращения в Конституционный  Суд Российской Федерации

Специфика конституционного производства

Механизм защиты свободы прессы в Конституционном Суде Российской Федерации (далее - КС РФ) обусловлен спецификой конституционного судопроизводства. Основной задачей КСРФ является не осуществление  правосудия при рассмотрении конкретных споров, а проверка соответствия Конституции РФ правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти РФ. Указанная деятельность осуществляется КС РФ не по собственной инициативе, а лишь на основании обращения в КС РФ, исходящего от строго определенных лиц.

Анализ соответствующих положений  Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»Позволяет выявить следующие категории субъектов права на обращение в КС РФ:

1) специально уполномоченные высшие  органы государственной власти  РФ и субъектов РФ;

2) суды РФ;

3) граждане РФ и их объединения. 

Обращение в КС РФ субъектов, относящихся  к каждой из перечисленных категорий, осуществляется в рамках специальной  процедуры, принципиально отличной от правил, установленных для субъектов, принадлежащих к другим категориям. Поэтому каждая из этих процедур требует самостоятельного рассмотрения. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации органов государственной власти. К специально уполномоченным органам государственной власти РФ и субъектов РФ, обладающих правом на обращение в КС РФ, Конституция РФ и ФКЗ о КС РФ относят:

-Президента РФ, Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации,

-Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. По их обращениям КС РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ широкого круга правовых актов:

-федеральных законов и нормативных актов высших органов государственной власти РФ, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти и не вступивших в силу международных договоров, а также разрешает споры о компетенции.

Кроме того, по запросам некоторых  из указанных органов КС РФ осуществляет толкование

1 Федеральный Конституционный  Закон «О Конституционном Суде  Российской Федерации» от 21 июля 1994 года, № I - ФКЗ, СЗ РФ, 1994, №  13, ст. 1447; 2001, № 7, ст. 607 с изменениями и дополнениями внесенными в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года, «Российская газета» от 20 декабря 2001 года. Конституции РФ. Защита свободы прессы в рамках данной процедуры обладает широкими потенциальными возможностями, поскольку позволяет проверять конституционность широкого круга правовых актов, разрешать споры о компетенции и получать толкование конституционных положений. Однако практическое использование данной процедуры существенно осложняется незначительным числом субъектов, обладающих правом на обращение в КС РФ. Такое положение, лишая практически всех участников информационных отношений права на неопределенное обращение в КС РФ в рамках данной процедуры, вынуждает их обращаться к государственным органам и должностным лицам, обладающим таким правом. При этом за последними остается право самостоятельно решать вопрос о необходимости и целесообразности обращения в КС РФ.

Все это делает реально возможным  использование данной процедуры  лишь по вопросам, обладающим повышенной общественной значимостью и вызывающим оживленные публичные дискуссии по крайней мере на уровне регионального или федерального парламента. Только актуальность и принципиальная значимость обсуждаемых вопросов может убедить соответствующие органы государственной власти и их должностных лиц в необходимости обращения в КС РФ. Обращение судов Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

Право на обращение в КС РФ имеют  федеральные суды всех уровней ( суды общей юрисдикции, арбитражные, военные и иные специализированные суды), а также конституционные ( уставные) суды субъектов РФ и мировые суды. Иные квазисудебные органы (арбитражи, третейские суды и т.п.) такого права не имеют.

Согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 101 ФКЗ о КС РФ суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности данного закона. Такое обращение может быть осуществлено в рамках гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства.

Запрос суда считается допустимым, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле ( ст. 103 ФКЗ о КС РФ). В период с момента вынесения решения суда об обращении в КС РФ и до принятия постановления КС РФ производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается ( ст. 103 ФКЗ о КС РФ). Предметом такого запроса могут быть как федеральные законы, так и законы субъектов РФ.

2 Данная процедура может быть использована участниками информационных правоотношений, являющихся сторонами судебного процесса. Как истец и потерпевший, так и ответчик и обвиняемый могут самостоятельно или через своих представителей обратиться к суду с ходатайством об обращении суда в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Суд может удовлетворить данное ходатайство или отклонить его. Следует учитывать, что при рассмотрении ходатайства суд не связан позицией сторон, и убедить суд в необходимости запроса в КС РФ может только детально разработанное юридическое обоснование его необходимости. Тем не менее, окончательное решение этого вопроса остается за судом.

Обращение в Конституционный Суд  Российской Федерации граждан Российской Федерации и их объединений.

Часть 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 96 ФКЗ о КС РФ предоставляют гражданам  РФ и их объединениям, а также иным органам и лицам, указанным в федеральном законе, право на обращение в КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Данная процедура является наиболее демократичной, поскольку она существенно расширяет круг субъектов, обладающих правом непосредственного обращения в КС РФ. Такой порядок обращения в КС РФ может при определенных условиях быть использован практически каждым участником информационных правоотношений. Таким образом, обращение в КС РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина ( конституционной жалобой) можно рассматривать как наиболее реальное и эффективное средство защиты свободы массовой информации в рамках конституционного судопроизводства, что обуславливает необходимость его детального анализа, который будет приведет ниже.

Субъекты права на обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.

Статья 96 ФКЗ о КС РФ предоставляет  право на обращение в КС РФ с  индивидуальной или коллективной конституционной жалобой гражданам РФ, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединениям 2 Смотри п. 2 резолюционной части Постановления КС РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ от 16 июня 1998 г. СЗ РФ, 1998, № 25, ст. 3004. граждан, а также иным органам и лицам, указанным в федеральном законе. К числу последних можно отнести, в частности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, чье право на обращение в КС с конституционной жалобой закреплено в пп. 5 п. 1 ст. 29 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

3 Основными субъектами права на обращение в КС РФ с конституционной жалобой являются граждане РФ и их объединения. Единственное требование, предъявляемое при этом к гражданину, желающему обратится в КС РФ - он должен быть тем лицом, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном

деле. Других требований к гражданам, включая требования о совершеннолетии и дееспособности, в ФКЗ о КС не содержится. Не требуется также обязательного нахождения заявителя на территории РФ. На практике категория « граждане РФ» 4 трактуется расширительно. Под этим термином понимается вся совокупность физических лиц (индивидов), а не только те из них, которые обладают российским гражданством. Право на обращение в КС РФ с конституционной жалобой предоставлено также объединениям граждан. Указанное право признается за любыми объединениями граждан, вне зависимости от их организационно-правовой формы, наличия у них статуса юридического лица и государственной регистрации, а также от территориальной сферы их деятельности. Не требуется обязательного соответствия объединения заявителя требованиям ФЗ «Об общественных объединениях», 5 а также иных законов об объединениях граждан. На практике право на обращение в КС РФ признается и за юридическим лицам.

6 Конституционная жалоба может быть как индивидуальная, так и коллективная. Индивидуальная жалоба подается конкретным субъектом, обладающим правом на обращение в КС РФ, самостоятельно, коллективная жалоба подается в КС РФ от имени нескольких таких субъектов. Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что процедура обращения в КС РФ с конституционной жалобой позволяет защитить свои права и законные интересы практически любому участнику информационных правоотношений. Воспользоваться этой процедурой может практически любой индивид (физическое лицо), в том числе журналисты 3 Федеральный Конституционный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ, СЗ РФ 1997, № 9, ст. 1011.

4 Смотри п. 2 Постановления КС РФ по делу о проверке конституционности положений ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой  от 17 февраля 1998 г.

5 Федеральный Закон «Об общественных  объединениях» от 19 мая 1995 г. №  82-ФЗ, СЗ РФ 1995, № 21, ст. 1930 С последующими изменениями и дополнениями.

6 Смотри п. 2 Постановления КС РФ по делу о проверке конституционности части первой ст. 2 ФЗ от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах» от 24 октября 1996. (включая иностранных корреспондентов), иные работники средств массовой информации, главный редактор и т.п. Кроме того, правом на обращение в КС РФ с конституционной жалобой обладают редакции СМИ ( независимо от наличия статуса юридического лица), распространители продукции СМИ и издатели вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также учредители СМИ, иные юридические лица, действующие в сфере массовой информации. Что же касается объединений, то обращаться в КС РФ могут не только те из них, которые непосредственно действуют в сфере массовой информации ( общероссийские, региональные и местные, а также международные союзы журналистов, ассоциации вещателей, издателей и распространители СМИ, органы саморегулирования информационного сообщества и т.п.), но и любые иные объединения, включая политические партии, профессиональные союзы и объединения, не подпадающие под федеральный закон об общественных объединениях.

Физические лица могут обращаться в КС РФ только в целях защиты собственных прав и свобод. Иные субъекты права на обращение в КС РФ с конституционной жалобой могут использовать это право и для защиты интересов третьих лиц. Предмет конституционной жалобы. Предметом- конституционной жалобы является нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина действующим в РФ законом. Такое обращение в КС РФ возможно как по поводу федеральных законов7 (включая федеральные конституционные законы), так и по поводу законов субъектов РФ.

8 Возможно также обжалование  в КС РФ законодательных актов СССР и РСФСР, действующих на территории РФ до принятия аналогичных российских законов или их отмены. Предметом обращения в КС РФ может быть как закон в целом, так и отдельные положения закона. Мнение заявителя о несоответствии Конституции РФ закона, оспариваемого в КС РФ, является субъективным. Существование такого мнения существует лишь о наличии неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ этот закон. Такая неопределенность является основанием для рассмотрения соответствующего дела в КС РФ, который принимает юридически значимое решение по этому вопросу.

Допустимость конституционной  жалобы.

7 Смотри Постановление КС РФ по делу о проверке конституционности пункта «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А. Б. Смирновой от 16 мая 1996 г.

8 Смотри Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности пункта «б» ч. 1 ст. 1 Закона Республики Мордовии от 20 января 1996 г. «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью» в связи с жалобой гражданина Р. К. Хайрова от 2 июля 1997 г. №11. ФКЗ о КС РФ особо оговаривает требования, соблюдение которых делает конституционную жалобу допустимой. Первое из этих требований - закон должен затрагивать конституционные права и свободы граждан. При этом заявитель не должен ограничиваться простым указанием на то, какие конституционные права и свободы нарушены законом, конституционность которого оспаривается. Он должен тщательно юридически и логически обосновывать свою позицию и показать, в чем именно заключается нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, оспариваемый закон в целом или его отдельные положения должны вступать в противоречия с положениями Главы 2 ( Права и свободы человека и гражданина) Конституции РФ, то есть статьям с 17 по 64. При этом закон может противоречить одной или нескольким из перечисленных статей Конституции РФ. Нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина могут носить как конкретный характер (нарушается одно из конституционных прав или одна из конституционных свобод), так и комплексный характер (нарушается несколько взаимосвязанных конституционных прав и свобод). При обращении в КС РФ можно также ссылаться и на другие положения Конституции РФ, в частности, на норму Главы 1 ( Основы конституционного строя) Конституции РФ, включающую статьи с 1 по 16. Однако обращение к иным статьям Конституции РФ, не входящим в Главу 2, должно обязательно сопровождается указанием на те конституционные права человека и гражданина, которые, по мнению заявителя, нарушает оспариваемый им закон. Следует особо отметить, что при обращении в КС РФ с конституционной жалобой участники информационных правоотношений не обязаны ограничиваться лишь « информационными» статьями Конституции РФ. В порядке конституционного судопроизводства эти лица могут защищать не только информационные, но и другие конституционные права и свободы

(например, трудовые права работников  СМИ или имущественные права  учредителей СМИ). Положения Конституции РФ и практика КС РФ9 позволяет сделать вывод о возможности защиты в порядке конституционного судопроизводства прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в международных актах. Единственным условием для использования международного акта является его обязательность для РФ в соответствии с 9 Смотри, например, ч. 4 п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности статей 2 и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от 3 сентября 1993 года) в связи с жалобой гражданки З. В. Алешиной от 23 мая 1995 года. ФЗ « О международных договорах Российской Федерации»

Информация о работе Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации