Понятие, виды и особенности норм административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Воспитательная функция обеспечивается общим действием, воздействием на сознание о поведении людей по различным информационным каналам (средств массовой информации), позитивным и негативным правовым опытом граждан, наконец, нежеланием подвергнуться государственным принудительным мерам, неблагоприятным последствиям противоправного поведения.

Содержание

1. Понятие, виды и особенности норм административного права 3
2. Составьте схему: «Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти» 7
3. Назовите виды актов реагирования прокурора на нарушения законности в порядке общего надзора 8
4. Протест прокурора 8
5. Представление об устранении нарушений закона 13
6. Постановление прокурора 16
7. Предостережение о недопустимости нарушения закона 17
8. Определите, какие из приведенных ниже мер воздействия являются административными наказаниями 21
9. Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по административному праву.docx

— 61.89 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

 

студента 5 группы, 2 курса

 

 

Вариант №1

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

Дата  сдачи: __________________

Дата  рецензирования: _________

Дата  защиты: ________________

Оценка: _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

1. Понятие,  виды и особенности норм административного  права            3

2. Составьте  схему: «Принципы организации  и деятельности органов исполнительной  власти»                                                                                         7

3. Назовите  виды актов реагирования прокурора  на нарушения законности в порядке общего надзора                                                                  8

4. Протест  прокурора                                                                                      8

5. Представление об устранении нарушений закона                                 13

6. Постановление прокурора                                                                        16

7. Предостережение  о недопустимости нарушения закона                      17

8. Определите, какие из приведенных ниже мер воздействия являются административными наказаниями                                                                       21

9. Список  используемой литературы                                                           22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, виды и особенности  норм административного права.

 

Административно-правовые нормы – это правила поведения, установленные государством в целях  регулирования общественных отношений, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере функционирования механизма  исполнительной власти.

Административно-правовые нормы имеют свои функции, заключающиеся  в регулятивной, правоохранительной и воспитательной роли.

Регулятивная  функция выражается в установлении правового статуса субъектов  административного права, обеспечении  реализации прав и свобод граждан  и осуществления обязанностей в  сфере государственного управления.

Нормы административного  права:

- определяют  порядок создания, реорганизации  и упразднения органов исполнительной  власти, их перечень, цели, задачи  деятельности, компетенцию и другие  стороны правового статуса этих  органов, а также их структуру,  систему и процедуру деятельности;

- устанавливают  порядок создания, реорганизации  и упразднения управляемых объектов  – предприятий, учреждений и  организаций, регулируют стороны  их деятельности независимо от  форм собственности, их взаимоотношения  с органами государственной администрации,  порядок реализации функций прогнозирования,  планирования, распределения и материальных  ресурсов внутри организации;

- участвуют  в установлении правового статуса  общественных объединений, органов  общественности и религиозных  организаций;

- определяют, какие деяния (действия или бездействие)  являются административными правонарушениями  и дисциплинарными проступками,  устанавливают виды и меры  административной и дисциплинарной  ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях и проступках.

Функция правоохраны состоит в установлении границ должного поведения (предписания, запреты, дозволения), правовых стандартов, в пределах которых могут действовать  участники управленческих отношений.

Воспитательная  функция обеспечивается общим действием, воздействием на сознание о поведении  людей по различным информационным каналам (средств массовой информации), позитивным и негативным правовым опытом граждан, наконец, нежеланием подвергнуться  государственным принудительным мерам, неблагоприятным последствиям противоправного  поведения.

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по видам:

а) по предмету регулирования:

- материальные  – устанавливают права и обязанности,  ответственность всех субъектов  административного права, административно-правовой  статус граждан, правовое положение  органов исполнительной власти  и государственных служащих, правовой  статус государственных и негосударственных  (коммерческих) предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений,  религиозных организаций. Эти  нормы иногда называют статичными, они отвечают на вопрос, какое  должное или возможное поведение  установлено для соответствующих  субъектов административного права;

- процессуальные – устанавливают порядок реализации прав, обязанностей, привлечения к ответственности субъектов, порядок осуществления задач, функций и полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. К процессуальным административно-правовым нормам относятся процедурные (правоприменительные) и юрисдикционные (правоохранительные) нормы. Процедурные административно-правовые нормы регулируют процедуру осуществления обычной позитивной управленческой деятельности (например, получение паспорта). Юрисдикционные административно-правовые нормы регламентируют порядок разрешения конфликтных ситуаций: спора о праве, дел об административных правонарушениях и дисциплинарных проступках, жалобы;

б) по юридическому содержанию:

- обязывающие  нормы – предписывают субъекту  совершать определенные действия;

- запрещающие  нормы – воспрещают совершать  предусмотренные правовой нормой  действия. Они могут быть общими (обращение ко всем субъектам  административного права) и специальными (относятся к определенной группе  субъектов – сотрудники милиции);

- уполномочивающие (дозволительные) нормы – разрешают субъекту действовать в пределах требований нормы по своему усмотрению, т.е. отсутствует как предписание, так и запрет;

- стимулирующие  (поощрительные) нормы – предусматривают материальное, моральное поощрение субъектов административного права в целях получения максимального результата в экономике, социально-культурной и административно-политической деятельности;

- рекомендательные  нормы – не имеют юридического  обязательного характера и используются, как правило, в отношении граждан  и негосударственных организаций;

г) по территориальному масштабу действия:

- федеральные;

- региональные;

- межрегиональные;

- местные;

д) по объему регулирования:

- общие,  касающиеся всех сфер и отраслей  управления;

- межотраслевые  или функциональные, имеющие отношение  по какому-либо направлению по  всем или большинству отраслей  и сфер управления;

- отраслевые, т.е. нормы, связанные с регулированием  управленческой деятельности в  границах какой-либо одной отрасли;

е) по адресату – нормы, определяющие административно-правовой статус граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, негосударственных предприятий, учреждений и организаций;

ж) по времени  действия:

- постоянные;

- временные;

- эпизодические;

з) по юридической  направленности:

- внутрисистемные;

- общеобязательные (внешней направленности).

Особенности административно-правовых норм:

- нормы  в отличие от норм уголовного  права обладают различной юридической  силой, т.е. существует иерархия  административно-правовых норм;

- рассматриваемые  нормы подзаконны, они создаются  и действуют на основе и  во исполнение закона;

- они  создают механизм реализации  Конституции Российской Федерации  и принятых законодательных актов;

- административно-правовые  нормы содержат в себе юридические  обязательные правила поведения,  обращенные ко всем субъектам  административного права и в  значительной мере к субъектам  исполнительной власти;

- административно-правовые  нормы являются преимущественным  результатом одностороннего юридически  обязательного, властного волеизъявления полномочных субъектов исполнительной власти, органов государственного управления и их должностных лиц.

2. Составьте схему: «Принципы  организации и деятельности органов  исполнительной власти».


 

Виды принципов


Организационныые

Общие

 

федеративное

устройство

 

 

народовластие

 

отраслевой

дифференциация (разделение) и фиксирование функций и полномочий органов 

 

 

верховенство закона

 

 

централизация

разделение и взаимосдерживание  власти

плановость

разграничение полномочий федеральных  и региональных органов

 

 

ответственность

 

законность

 

 

научность

 

приоритет и гарантированность  прав личности

 

учет национальных особенностей

 

гласность

 

межотраслевой

территориальный

 

единоначалия

 

сочетание коллегиальности и единоначалия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Назовите виды актов реагирования  прокурора на нарушения законности  в порядке общего надзора.

 

Прокурорский  надзор - это одно из направлений  правоохранительной деятельности, которое  состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном  Федеральным законом «О прокуратуре  РФ».

Средства  прокурорского реагирования, определенные акты:

- протесты;

- представления;

- постановления;

- предостережения  о недопустимости нарушений закона.

Акты  направленны на устранение нарушений  законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит  прокурор при реализации надзорных  полномочий, действуя в установленных  законом правовых формах.

Требования  закона, связанные с внесением  протеста, представления, предостережения  или изданием постановления, предусмотрены  ст. 23, 24, 25 и 25.1 Закона «О прокуратуре  РФ».

 

3.1 Протест прокурора.

 

Протест – это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который  приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством  Российской Федерации в суд.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или  его отмене. В основе этимологии термина "протест" лежит латинское  слово "protestor", обозначающее публичное  требование, заявление, доказывание.

Правом  принесения протеста в орган или  должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган  или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством  Российской Федерации, на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель  прокурора. Правовые акты федеральных  министерств и ведомств могут  быть опротестованы только Генеральным  прокурором Российской Федерации и  его заместителями. Прокуроры субъектов  Российской Федерации обладают правом опротестования правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля соответствующего звена их системы. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в  пределах компетенции нижестоящих  прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем  ниже. В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных  лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий  прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в  вышестоящее звено прокурорской системы.

Информация о работе Понятие, виды и особенности норм административного права