Пенсионная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Российская Федерация – правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..



Понятие трудового стажа: виды

1. 1 Общий трудовой стаж…………………………………………………

1. 2Специальный трудовой стаж…………………………………………..

1. 3Непрерывный трудовой стаж………………………………………….

1. 4 Страховой стаж………………………………………………………...



Порядок исчисления трудового стажа

2. 1Общие правила начисления трудового стажа…………………………

2. 2Начисление трудового стажа при переходе на

другую работу и работы в странах СНГ………………………………



Заключение…………………………………………………………………..



Список использованной литературы……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В указанном  законопроекте предусматривается, чтобы в страховой стаж были включены периоды работы и деятельности, выполнявшейся:

- лицами, работающими по трудовому договору, либо в качестве членов производственных  кооперативов;

- лицами, занимающимися предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (индивидуальной  трудовой деятельностью);

- лицами, работающими в качестве членов крестьянских (фермерских) хозяйств;

- лицами  свободных профессий (писатели, композиторы,  художники, архитекторы и другие);

- другими  лицами, на которых законодательством  России распространяется государственное  пенсионное страхование.

Данная  работа или деятельность включается в страховой стаж при условии, что в эти периоды работы или  деятельности уплачивались страховые  взносы в бюджет государственного пенсионного  страхования.

Наравне с работой или деятельностью  данным законопроектом предусмотрено засчитывать в страховой стаж:

1) периоды  военной и другой приравненной  к ней службы, предусмотренной  законодательством РФ;

2) период  получения пособия по государственному  социальному страхованию в период  временной нетрудоспособности;

3) период  нахождения в оплачиваемом отпуске  по уходу за ребенком до  достижения ребенком возраста  полутора лет, но не более  трёх лет в общей сложности;

4) период  получения пособия по безработице,  участия в оплачиваемых общественных  работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период  содержания под стражей и отбывания  наказания в местах лишения  свободы и ссылки лиц, необоснованно  привлеченных к уголовной ответственности,  необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;

6) период  ухода, осуществляемого трудоспособным  лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом  в возрасте до 16 лет или лицом,  достигшим 80-летнего возраста.

Исчисление  страхового стажа, установленное данным законопроектом, должно производиться в календарном порядке.  При этом работа на водном транспорте в течение полного навигационного периода, а также в течение полного сезона на предприятиях и организациях сезонных отраслей промышленности засчитывается в страховой стаж за год работы.

Доказательством страхового стажа являются документы, выдаваемые в установленном порядке  работодателями или компетентными  государственными органами. Страховой  стаж, начиная с 1 января 2000 г., должен подтверждаться только на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Отдельные нормы данного законопроекта  представлены в Федеральном законе РФ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ, который вступил в  силу на территории Российской Федерации с 1 февраля1998 г.

Этим  Законом введено понятие «индивидуальный  коэффициент пенсионера», являющийся одним из двух элементов, образующих размер пенсии в соответствии с порядком ее исчисления, предусмотренного данным Законом.

Индивидуальный коэффициент пенсионера отражает трудовой вклад каждого конкретного пенсионера, поскольку рассчитывается исходя из продолжительности трудового стажа и величины заработка. При определении индивидуального коэффициента пенсионера учитываются календарно периоды работы, военной или иной приравненной к ней службы, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства, временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, инвалидности     I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела. Иные периоды, засчитываемые по действующему законодательству в общий трудовой стаж при исчислении пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера (учеба, уход за детьми, проживание за границей и др.), в данном случае во внимание приниматься не будут. Периоды, включаемые в подсчет трудового стажа, учитываемого при определении размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, подлежат календарному исчислению, то есть год за год. При этом введены и иные правовые новеллы, касающиеся пенсионного обеспечения с учетом трудового (страхового) стажа.

Таким образом, с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. получило реальное воплощение и юридическое закрепление  понятие трудового (страхового) стажа.

Необходимо  подчеркнуть, что правовое положение  страхового стажа не определено на сегодняшний день окончательно. Вместе с тем уже сегодня, после введения в силу Федерального закона РФ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения», трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом, устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.              

Трудовой  стаж, приобретённый после регистрации  в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (новая редакция статьи 96 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).

Возможно, в перспективе юридическое значение будет придаваться страховому стажу  при определении и других видов  социального страхования, а не только трудовых (страховых) пенсий.

Однако  введение значительных ограничений по учету трудового стажа (в частности, об исключении периодов учебы, отпусков по уходу за ребенком и др.) нарушают конституционный принцип, согласно которому в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Исключение из стажа отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет прямо противоречит требованиям Конституции РФ о защите со стороны государства материнства, детства и семьи.

По мнению специалистов, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» оказался не слишком справедливым. Например, люди честно и трудно отработавшие долгие годы на тяжелой работе, стали получать пенсию меньше или в таком же размере, как и работавшие в благоприятных условиях. Есть в Законе и технические ошибки, которые позволяют чиновникам трактовать документы по-разному.

По мнению Комитета Госдумы по труду и социальной политике, наиболее ущемленными этим законом оказались северяне. Поэтому предлагается среднемесячный заработок пенсионера-северянина рассчитывать с учетом районного коэффициента.

По новому законопроекту «реабилитируется»льготный  стаж, когда срок работы или службы в особо сложных, опасных условиях засчитывался в двух-трехкратном размере. Например, участие в боевых действиях.

Среди наиболее значимых нововведений - расчет пенсии по среднемесячной начисленной (а не фактически выплаченной) заработной плате.

С учетом сегодняшних темпов инфляции этот законопроект может явиться, по нашему мнению, определенной компенсационной мерой по социальной защите значительной части населения России.

Как правило, общий, специальный и непрерывный  трудовой стаж исчисляются по фактической  продолжительности, за исключением  специальных правил исчисления общего трудового стажа и выслуги лет. Льготный порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсии по старости, в том числе в связи с особыми условиями труда, а также для пенсии по инвалидности предусматривает –ст.94Закона: 

    за полный год работы: работа в течение полного навигационного периода, полного сезона на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности. Перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на которых независимо от ихведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за период работы, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от4июля1991г.№381; 

  

 в  полуторном размере:

- работа  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностям; в двойном размере: 

    - работа в лепрозориях и противочумных  учреждениях;

- работа, служба во время Великой Отечественной  войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая  1945 г. ), за исключением работы  в районах, временно оккупированных  неприятелем;

- проживание  в блокадном Ленинграде, нахождение в концлагерях в период Великой Отечественной войны; 

    военная служба по призыву;

    в тройном размере:

- работа, служба в воинских частях, учреждениях,  входящих в состав действующей  армии, партизанских отрядах,  соединениях, а также время нахождения в лечебных учреждениях вследствие военной травмы;

- работа  в период блокады г. Ленинграда (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944г);

- время  содержания под стражей, пребывания  в местах заключения и ссылке  лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных. Календарно исчисляется трудовой стаж лицам, которым назначается пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере (ст. 14 Закона). Порядок исчисления непрерывного трудового стажа, а также допустимая продолжительность перерывов в трудовой деятельности определяются Правилами исчисления непрерывного трудового стажа работающих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утверждеными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 52. В соответствии с Правилами непрерывный трудовой стаж определяется исходя из продолжительности последней непрерывной работы на предприятии, в учреждении, организации. Время предыдущей работы или иной деятельности засчитывается (суммируется) при определенных условиях и зависит прежде всего от оснований увольнения с работы.

По общему правилу, непрерывный трудовой стаж сохраняется при переходе с одной  работы на другую при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено правилами или другими нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил 3 недель (21 календарный день). Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев: а) при поступлении на работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора:

б) при  поступлении на работу после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР (РФ) за границей или в международных организациях;

в) при  поступлении на работу в СССР (РФ) граждан, переселившихся из стран, с которыми СССР (РФ) имеет соглашения или договоры о социальном обеспечении (исчисляется со дня приезда в СССР (РФ)). Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев:

а) при  поступлении на работу лиц, высвобождаемых в связи с реорганизацией или  ликвидацией либо осуществлением мероприятий  по сокращению численности или штата  работников; б) при поступлении на работу после окончания временной  нетрудоспособности или снятия инвалидности. Это правило применяется в тех случаях, когда длительная временная нетрудоспособность явилась основанием для увольнения. Для инвалидов причина увольнения с предыдущей работы не имеет значения; в) при поступлении на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке); г) при поступлении на работу учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в связи с сокращением числа учащихся.

При расторжении  трудового договора беременными  женщинами или матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста. Причем в этот период женщина может неоднократно поступать и увольняться с работы, при этом все периоды работы также будут включаться в непрерывный трудовой стаж. Законом РФ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ предусматривается сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ними при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним 18-летнего возраста.

Информация о работе Пенсионная реформа