Возраст административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:32, доклад

Краткое описание

Проблема возраста административной ответственности приобретает актуальность в период развития административно-деликтного законодательства. На повестке дня находится не только реформирование КоАП РФ, но и пересмотр ряда ключевых положений, в частности, норм об административной ответственности несовершеннолетних.
1. Модель, примененная российским законодателем, во многом соответствует тенденциям развития законодательства об административной ответственности стран постсоветского пространства. Это, в первую очередь, обусловлено наличием общего советского прошлого, исходя из которого возрастом, с которого наступает административная ответственность, является 16 лет.

Вложенные файлы: 1 файл

Мельник_Админ_право_ТФРПА_доклад.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Мельник Алёна Васильевна,

студент 5-го курса

Тульского филиала Федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения

«Российская правовая академия

Министерства юстиции  Российской Федерации»

 

Возраст административной ответственности

Проблема возраста административной ответственности приобретает актуальность в период развития административно-деликтного законодательства. На повестке дня находится не только реформирование КоАП РФ, но и пересмотр ряда ключевых положений, в частности, норм об административной ответственности несовершеннолетних.

1. Модель, примененная российским законодателем, во многом соответствует тенденциям развития законодательства об административной ответственности стран постсоветского пространства. Это, в первую очередь, обусловлено наличием общего советского прошлого, исходя из которого возрастом, с которого наступает административная ответственность, является 16 лет.

Однако есть и исключения. В частности, согласно КоАП Республики Беларусь, кроме общего возраста в 16 лет, устанавливается возможность наступления административной ответственности с 14 лет в случаях, установленных в самом КоАП РБ. Профессор В.Г. Татарян отмечает, что белорусский законодатель, первым из законодателей стран СНГ, решился снизить возрастную планку административной ответственности до 14-летнего возраста1.

2. В целом отмечается  рост административных проступков  совершаемых несовершеннолетними,  не достигшими возраста 16 лет.  В литературе указывается, что  в течение последних лет в отдельных регионах РФ наблюдается рост количества правонарушений, совершенных лицами, не достигшими возраста административной ответственности2.

Также отмечено, что при условно-досрочном освобождении (осуждении с испытательным сроком) 14-летние подростки часто продолжают нарушать закон, совершая административные правонарушения3.

3. Проблема миграции также  влияет на вопрос применения  мер административной ответственности  к несовершеннолетним. В.А. Лыков указывает, что проблемой привлечения несовершеннолетних иностранцев к административной ответственности является определение возраста их совершеннолетия, т.е. с какого возраста для целей КоАП иностранный гражданин становится совершеннолетним. Так, в некоторых государствах совершеннолетие наступает до 18 лет, в других - после4. Данное обстоятельство обуславливает возможность применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

4. Возрастной период от 16 до 18 лет во многом обуславливает  также особенности характеристику  административной ответственности несовершеннолетних.

Т.А. Ильина указывает, что к особенным признакам административной ответственности несовершеннолетних следует также отнести:

- воспитательный характер  административной ответственности,  так как к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, применяются меры воздействия, которые не являются административными наказаниями;

- применение мер административной  ответственности к несовершеннолетним  в возрасте от 16 до 18 лет на  общих основаниях (в случае совершения мелкого хищения, нарушения правил дорожного движения, мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному требованию или распоряжению работника органа внутренних дел). Однако и в этих случаях не исключается применение мер, предусмотренных КоАП РФ на общих основаниях, если с учетом личности нарушителя к нему целесообразнее применить именно эти меры5.

5. В отношении  несовершеннолетних актуален вопрос  об дискреционных полномочиях юрисдикционных органов. Н.М. Жданов и А.Н. Жданова указывают, что на усмотрение субъекта административной юрисдикции вынесен вопрос освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния; а также освобождения от административной ответственности несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет с принятием к ним мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних6.

На наш взгляд, при дальнейшем реформировании административно-деликтного законодательства РФ вопрос о возрасте административной ответственности должен быть рассмотрен в числе фундаментальных и разрешен следующим образом.

1. Согласование  норм КоАП РФ о возрасте  административной ответственности  и федерального законодательства  о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части взаимоувязывания возрастных критериев, примененных в КоАП РФ и мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя.

2. Рассмотрение  вопроса о снижении до 14 лет  возраста, с которого наступает  административная ответственность  за совершение отдельных административных правонарушений. Представляется целесообразным присоединиться ко мнению В.Г. Татаряна, относящего к данной группе правонарушений мелкое хулиганство, умышленное причинение телесного повреждения, нарушения, связанные с огнестрельным и холодным оружием, мелкое хищение и некоторые другие7.

3. Сохранение  дифференцированного подхода к  возрасту административной ответственности  с его дальнейшим разделением  на три условных периода:

- от 14 до 16 лет  – наступление административной  ответственности за отдельные административные правонарушения, а также возможность применения специальных мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя;

- 16 лет –  общий возраст наступления административной ответственности;

- 16-18 лет –  возможность применения особых специальных мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя (со снижением дискретности в полномочиях субъекта административной юрисдикции).

В заключение стоит  отметить, что рассмотрение проблем  возраста административной ответственности, должно учитывать достижения современной педагогики и психологии, а также передовой опыт зарубежных стран, выраженный не только в нормах иностранного административно-деликтного законодательства, но и рамочных нормах международно-правовых актов.

1 Татарян В.Г. Развитие законодательства об административной ответственности несовершеннолетних в странах содружества // Международное публичное и частное право. 2006. № 2. С. 47.

2 Ильина Т.А. К проблеме административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 61

3 Ткачев В.Н. Эффективность мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним Ростов-на-Дону: РЮИ, 2007.  С. 5.

4 Лыков В.А. Административная ответственность несовершеннолетних иностранцев // Законность. 2012. № 10. С. 43.

5 Ильина Т.А. К проблеме административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 59.

6 Жданов Н.М., Жданова А.Н. Освобождение от административной ответственности // Административное право и процесс. 2012. № 4. С. 65.

7 Татарян В.Г. Там же.


Информация о работе Возраст административной ответственности