Административный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:00, реферат

Краткое описание

Административное принуждение является воздействием государства на субъектов права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.

Вложенные файлы: 1 файл

адм.право контрольная.docx

— 30.04 Кб (Скачать файл)

Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права. Административное законодательство закрепляет административные, дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Административное принуждение полностью регулируется нормам административного права и, кроме того, им регулируется общественно-правовое и частично – дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.

Ответственность – разновидность принуждения, а меры ответственности – особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает в себя дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность по административному праву – часть принуждения по административному праву.

Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация в зависимости от избранного критерия. Так, по субъекту можно различать государственное, муниципальное и общественно-правовое принуждение. Государственное, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.

В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют уголовное, административное, дисциплинарное и иные виды принуждения.

Принуждение можно различать по отраслевому критерию: какой отраслью права установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.

Основная задача и главная цель принудительных актов – защита правопорядка. По способу его охраны следует различать три вида принуждения:

  • пресечение,
  • восстановление,
  • наказание (взыскание).

Пресечение является разновидностью административного принуждения.

Цель пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить новых.

Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. А с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлением. Иными словами, круг оснований для применения пресечения широк. Пресечение осуществляется в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.

Восстановительные меры (санкции) – это особый вид административного принуждения. Они применяются с целью возмещения причинённого ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причинённого неправомерным деянием. К ним относятся меры материальной ответственности (взыскание ущерба, предусмотренное ст. 40 КоАП).

В ст. 24 КоАП РФСР закреплены следующие виды административных взысканий:

  1. Предупреждение;
  2. Штраф;
  3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину;
  6. Исправительные работы;
  7. Административный арест;
  8. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (так же и в ТК РФ);
  9. Отзыв лицензии или квалифицированного аттестата;
  10. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств (ТК РФ).

Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершённый проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (лицензии, права на вождение ТС и т.д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Однако взыскания не являются самоцелью, это необходимое средство воспитания, предупреждения новых правонарушений со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция). Взыскания защищают правопорядок косвенно, они не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют дальнейшее законопослушное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

- правомерность  поведения участников управленческих  отношений;

- функционирование  и защиту такого режима, при  котором бы неукоснительно выполнялись  правовые предписания;

- существования  устойчивой системы управленческих  отношений, базирующихся на основах  законности.

Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство.

Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966.
  2. Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов, - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА М), 2000. – 640 с.

 

 

 

 


 



Информация о работе Административный процесс