Административные наказания и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение системы административных наказаний и их видов.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
- дать понятие административного наказания;
- рассмотреть основные цели административного наказания;
- изучить основные виды административных наказаний;
- рассмотреть порядок наложения административных наказаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1 Понятие административного наказания
1.2 Цели административного наказания
2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
2.1 Система административных наказаний
2.2 Виды административных наказаний и их применение
3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
3.1 Принципы назначения административных наказаний
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административных наказаний и срок их погашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

адм. право.docx

— 324.45 Кб (Скачать файл)

В Особенной части КоАП Российской Федерации предусмотрено  лишение права охоты; права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники; права на управление воздушным судном; права на управление судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; права на управление автомототранспортными  средствами. Для управления транспортным средством, равно как и для  занятия охотой, необходимо наличие  специального права. Лишение физического  лица ранее предоставленного ему  специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим  видом деятельности на определенный срок.

Подчеркнем, что лишение  специального права устанавливается  лишь за грубое или систематическое  нарушение порядка пользования  этим правом. Так, например, лишение  права управления автомототранспортными  средствами может быть назначено  за самые опасные нарушения Правил дорожного движения. К ним относятся:

1) управление транспортным  средством водителем, находящимся  в состоянии опьянения, или  передача управления транспортным  средством лицу, находящемуся в  состоянии опьянения;

2) превышение установленной  скорости движения транспортного  средства на величину более  60 километров в час;

3) пересечение железнодорожного  пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд  при закрытом или закрывающемся  шлагбауме либо при запрещающем  сигнале светофора или дежурного  по переезду, остановка или стоянка  на железнодорожном переезде;

4) выезд на сторону  проезжей части дороги, предназначенную  для встречного движения, в случаях,  если это запрещено Правилами  дорожного движения;

5) непредоставление преимущества  в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные  поверхности специальные цветографические  схемы, надписи и обозначения,  с одновременно включенными проблесковым  маячком синего цвета и специальным  звуковым сигналом;

6) нарушение правил перевозки  опасных, крупногабаритных или  тяжеловесных грузов;

7) нарушение Правил дорожного  движения или правил эксплуатации  транспортного средства, повлекшее  причинение легкого вреда здоровью  потерпевшего;

8) невыполнение законного  требования сотрудника милиции  о прохождении медицинского освидетельствования  на состояние опьянения. Лишение  специального права назначается  только судьей.

Возмездное изъятие или  конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других орудий охоты  или рыболовства не может применяться  к лицам, для которых охота  или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП Российской Федерации, что для таких лиц  не может применяться и лишение  специального права в виде права  охоты.

Статьей 3.8 КоАП Российской Федерации установлено также, что  лишение специального права в  виде права управления транспортным средством не может применяться  к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

1) управления транспортным  средством в состоянии опьянения;

2) уклонения от прохождения  в установленном порядке медицинского  освидетельствования на состояние  опьянения;

3) оставления указанным  лицом в нарушение существующих  правил места дорожно-транспортного  происшествия, участником которого  он являлся.

Административный арест  заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это  один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается  лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Административный арест  устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или  режима в зоне проведения контртеррористической  операции – до 30 суток. Если административному  аресту предшествовало административное задержание физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного  задержания включается в срок административного  ареста.

Арестованные содержатся под стражей в специальных  приемниках органов внутренних дел  для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять  требования установленного режима их пребывания в этих приемниках. Порядок  содержания арестованных во время отбывания  административного ареста и особенности  соответствующего режима определены утвержденным Правительством Российской Федерации  Положением о порядке отбывания  административного ареста.

Административный арест  назначается судьей. В статьях  Особенной части КоАП Российской Федерации, как и в действовавшем  ранее КоАП РСФСР, наряду с административным арестом всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. В  этой связи судьи назначают арест, если считают, что применение иных предусмотренных  в соответствующей статье мер  наказания было бы в данном случае недостаточным карательным воздействием на виновных.

Административный арест  не может применяться к четырем  категориям лиц: беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним); инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранных граждан или лиц  без гражданства заключается  в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан  и лиц через Государственную  границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном  выезде иностранных граждан и  лиц без гражданства из Российской Федерации. Административное выдворение за пределы Российской Федерации  назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином  или лицом без гражданства  административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию  – компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Дисквалификация заключается  в лишении физического лица права  занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет  директоров, осуществлять предпринимательскую  деятельность по управлению юридическим  лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством  РФ. Дисквалификация устанавливается  на срок от шести месяцев до трех лет. Административное наказание в  виде дисквалификации назначается  согласно КоАП Российской Федерации:

1. лицам, осуществляющим  организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции  в органе юридического лица;

2. членам совета директоров;

3. лицам, осуществляющим  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица;

4. арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается  и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:

1) нарушение законодательства  о труде и об охране труда  лицом, ранее подвергнутым административному  наказанию за аналогичное административное  правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);

2) фиктивное или преднамеренное  банкротство (ст. 14.12);

3) неправомерные действия  при банкротстве (ст. 14.13);

4) ненадлежащее управление  юридическим лицом (ст. 14.21);

5) заключение лицом, выполняющим  управленческие функции в организации,  сделок или совершение им иных  действий, выходящих за пределы  его полномочий (ст. 14.22);

6) предоставление в орган,  осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц,  документов, содержащих заведомо  ложные сведения, если такое действие  не содержит уголовно наказуемого  деяния (ч. 4 ст. 14.25). Административное  наказание в виде дисквалификации  назначается только судьей.

Административное приостановление  деятельности назначается судьей и  устанавливается на срок до 90 суток. Оно применяется в тех случаях, когда менее строгое административное наказание не сможет обеспечить достижение цели наказания.

Судья на основании ходатайства  юридического лица или индивидуального  предпринимателя досрочно прекращает исполнение административного наказания  в виде административного приостановления  деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие  основанием для назначения данного  административного наказания.

Заключение

Административное наказание  – установленная государством мера ответственности за совершение административного  правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание  может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного  изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или  предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного  ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации  иностранных граждан или лиц  без гражданства, дисквалификации, административного приостановления  деятельности.

Систематизированный и исчерпывающий  перечень административных наказаний  дан в ст. 3.2 КоАП Российской Федерации. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные  санкции, разные по содержанию, тяжести  и иным признакам.

Административное наказание  за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных  КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность  за данное деяние.

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание  причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем  уголовное наказание. Вместе с тем  признак меньшей суровости может  быть принят лишь с оговоркой, поскольку  содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных  прав, административный арест, крупные  штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют  о мягкости этих мер.

Общие правила наложения  административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности  с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный  ущерб и моральный вред. Административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений

Действующее законодательство регулирующее административные наказания  нуждается в изменениях. В курсовой работе предложены ряд рекомендаций по совершенствованию статей 4.1 – 4.3 КоАП Российской Федерации. В курсовой работе отмечается необходимость учета  при назначении юридическому лицу административного  наказания особенностей его организационно-правового  положения. В ходе написания курсовой работы следует учитывать основные цели, задачи и виды деятельности юридического лица, предусмотренные его уставом  или иным нормативным документом, реализация которых связана с  совершенным административным правонарушением.

Так же необходимо закрепить  в КоАП условие установления административно-правовых запретов и ответственности за их нарушение только КоАП РФ (на федеральном  уровне), не исключая возможность регулирования  законами субъектов РФ компетенции  органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, в части их конкретизации, при условии, что таковая не выходит  за рамки установленной федеральным  законом соответствующей компетенции  и не отменяет и не умаляет права  и свободы человека и гражданина.

Список литературы

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993 в // Российская  газета, N 7, 21.01.2009.

2. Кодекс Российской Федерации  об административных правоотношениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ  РФ. 2002. № 1(ч. 1).

3. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ с изм.  с изм., внесенными Федеральными  законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ,от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,09.07.1999 N 159-ФЗ (ред. 09.07.2002), от 24.12.2002 N 176-ФЗ,Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П,Федеральными законами от 23.12.2004 N 173-ФЗ, от 26.12.2005 N 189-ФЗ,от 19.12.2006 N 238-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ, от 09.02.2009 N 17-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П,Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ,от 28.12.2010 N 402-ФЗ

4. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ//www.consultant.ru

5. Постановление Правительства  РФ от 02.10.2002 N 726 Об утверждении  Положения о порядке отбывания  административного ареста

6. Аношкина А.В. Административное  право РФ-М.: Новый Юрист, 2008

7. Бахрах Д. Н. Административное  право. – М.: Юрист, 2010

8. Габричидзе Б.М. Чернявский  А.Г. Административное право М., "Дело и Сервис", 2010

9. Конин Н.М. Российское  административное право. Общая  часть: Курс лекций. – Саратов:  СГАП, 2009

10. Коренев А.П. Административное  право России. – М.: Норма 2010

11. Макарейко Н. В.Административное  право Конспект лекций-М.: Норма, 2009

12. Максимов И.В. Административное  наказание-М.: Норма, 2009

13. Манохин В.М., Адушкин  Ю.С., Багишаев З.А. Российское  административное право. – М.: Пропект, 2010

14. Российский Б.В. Административное  право: Учебное пособие. – М.:Норма, 2008

15. Четвериков B.C. Административное  право – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

16. Якуба О.М. Административная  ответственность. М.: Политиздат, 1972.

Приложение 1.

Система и виды административных наказаний

Понятие, цели и особенности  административных наказаний

Понятие

Административное наказание  – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях  предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так  и другими лицами.

Цели

Общее предупреждение

Наказание конкретному лицу назначается для того, чтобы другие люди воздерживались от совершения противоправных действий. Указанная цель в равной степени относится как к физическим, так и к юридическим лицам, которые представляют собой коллектив  из таких же физических лиц, но внутренне  организованных как единое целое. В  связи с этим общее предупреждение носит явно воспитательный характер.

Специальное предупреждение

Виновный в совершении административного правонарушения, претерпевая определенные негативные последствия своего поступка в связи  с назначением ему соответствующего наказания, в будущем будет остерегаться подобных поступков,

Особенности

Суть наказания – кара, определенное возмездие за неблагоприятное  социальное поведение, имеющее своей  целью предупреждение совершения новых  правонарушений. Наказание является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания  указанной нормы. Административное наказание, применяемое к физическому  лицу, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и  причинение человеку физических страданий. Административное наказание, применяемое  к юридическому лицу, не должно мешать его деловой репутации. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении  виновного дополнительными обязанностями  либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия  для привлекаемого к административной ответственности.

Информация о работе Административные наказания и их виды