Административно-правовые нормы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Правовые акты управления, которые справедливо рассматриваются в качестве основной правовой формы реализации функций (компетенции) органов и учреждений сферы исполнительной власти.
Если взглянуть на проблему шире, то правовые акты управления можно рассматривать как ведущую форму деятельности исполнительных органов и ряда других субъектов административного права.

Содержание

Административно-правовые нормы государственного управления. Понятие, виды ……………………………………………………………… 3
Задача ……………………………………………………………………..... 9
Список использованных источников ………………………………...…. 11

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная АП.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В  Г. МИНСКЕ

 

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине    “Административное право”

Вариант    № 2

 

 

 

 

                                                                                                        Студентки 4 курса

                                                                                                        Специальности Юриспруденция

Лустовой  Екатерины Леонидовны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013 
Содержание.

  1. Административно-правовые нормы государственного управления. Понятие, виды ……………………………………………………………… 3
  2. Задача ……………………………………………………………………..... 9
  3. Список использованных источников ………………………………...…. 11

 

Административно-правовые нормы государственного управления.

 

Понятие, виды.

 

Правовые акты управления, которые справедливо рассматриваются в качестве основной правовой формы реализации функций (компетенции) органов и учреждений сферы исполнительной власти.

Если взглянуть на проблему шире, то правовые акты управления можно рассматривать как ведущую форму деятельности исполнительных органов и ряда других субъектов административного права.

Что представляет собой правовой акт управления и каковы его отличительные особенности?

  1. Правовой акт — это прежде всего юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти — органа этой власти либо администрации предприятий и учреждений, являющихся субъектами административного права, и т. д. Эти акты — важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты управления принимают в процессе непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны. В этом определении, несмотря на его терминологическую нечеткость, подчеркнуто значение указанных актов.

Среди форм деятельности видное место занимают акты органов государственного управления, должностных лиц и других субъектов административного права. Формой реализации задач и функций органов исполнительной власти являются акты управления. Как видно из приведенных формулировок, существуют разные мнения относительно характера правовых актов управления.

  1. Правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти, административного права. Этот акт является юридической разновидностью управленческого решения.

Правовой акт управления императивен; он содержит юридически властное предписание, которое представляет собой одностороннее волеизъявление соответствующего субъекта административного права — органа исполнительной власти, администрации предприятия и учреждения, соответствующего должностного лица.

Специфика правового акта управления заключается в установлении, регламентации правил должного порядка, т. е. требуемого с позиций Конституции, законов, совокупности правовых актов управления, поведения органов и лиц в сфере исполнительной власти или установленных ею требований, критериев.

Правовые акты управления могут создавать правовую базу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

3. Помимо перечисленных отличительных черт, свойственных правовому акту (актам) управления, следует назвать подзаконность указанных актов, их определенное место в иерархии такого рода актов, издание, как правило, такого акта в качестве письменного юридического документа с соблюдением официально установленных процедур, предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения; установление действующим законодательством порядка опротестования или обжалования таких актов; наступление дисциплинарной или административной ответственности в случае несоблюдения содержащихся в акте правил и норм.

В административно-правовой литературе приводятся иные варианты отличительных особенностей правового акта управления.

Учитывая изложенное, сформулируем вариант понятия административно-правового акта управления. Это правовая разновидность управленческого решения, представляющая юридически властный, принятый путем одностороннего волеизъявления полномочного субъекта административного права (органа исполнительной власти, органа управления (администрации), предприятия и учреждения, должностного лица) акт, имеющий предусмотренную законодательством форму и направленный на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях осуществления задач и функций в сфере исполнительной власти.

Правовые особенности актов управления во многом проявляются в видах таких актов, или, другими словами, в их классификации. Наиболее распространенным является деление правовых актов управления на нормативные и индивидуальные, причем в основу классификации положен такой критерий, как юридические свойства актов. В целом же виды или классификация правовых актов управления отражают особенности задач и функций органов исполнительной власти и других субъектов административного права, использующих такого рода правовые акты.

Рассмотрим последовательно нормативные и индивидуальные акты управления.

Нормативные акты играют особо важную, регулирующую роль как юридические инструменты административного права. Они содержат административно-правовые нормы, устанавливающие общие правила регулирования однотипных отношений в сфере исполнительной власти, рассчитанные на длительное применение и имеющие конкретного адресата. Примером могут служить нормы, содержащиеся в правилах Пожарной безопасности, радиационной безопасности, дорожного движения, торговли, бытового обслуживания населения и в ряде других отраслей управления.

Распространенным, но весьма спорным является подразделение актов государственного управления по правовым свойствам на три группы: акты верховного управления, ведомственного управления, местного самоуправления. Для такой классификации нет достаточных конституционных и административно-правовых оснований.

Можно подразделять нормативные акты управления по кругу лиц:

  1. акты общего значения (республиканские, области и т. д.);
  2. межведомственные акты;
  3. внутриведомственные акты (в том числе локальные).

Данную классификацию актов следует признать весьма условной, поскольку, во-первых, республиканские и другие акты, именуемые актами общего значения, могут быть и межведомственными актами; во-вторых, непонятно, что такое локальные акты — региональные акты или акты органов местного самоуправления.

Касаясь особенностей нормативных актов управления, выделим такие моменты:

  • это юридические акты подзаконного административного нормотворчества, или правоустановительные акты;
  • они являются одним из источников административного права;
  • в них концентрируются нормы высшей юридической силы, т. е. содержащиеся в законодательных актах;
  • в них осуществляется охрана установленного в сфере исполнительной власти порядка отношений, например, судебное обжалование неправомерных действий исполнительных органов (должностных лиц);
  • в них определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительного аппарата, непосредственно подведомственных Президенту или Правительству (положения о министерствах, государственных комитетах и др.).

Существует деление правовых актов управления в зависимости от их наименования. В регулировании отношений в сфере исполнительной власти участвуют многие органы:

1. в первую очередь Президент и Правительство, министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти;

2. главы администрации и руководители отраслевых и функциональных органов управления (исполнительной власти).

Каждый орган, точнее, вид органа исполнительной власти издает акты определенного наименования, которые устанавливаются конституционными и законодательными нормами либо подзаконными нормами административного права.

Перейдем к анализу индивидуальных актов управления. Их общей отличительной чертой является ярко выраженный правоохранительный характер. По своему юридическому содержанию это распорядительные правовые акты. Главное в такого рода актах (часто именуемыми административными актами) — конкретность:

во-первых, четкое формулирование конкретных юридических волеизъявлений субъектами административного права, издающими такие акты (органами исполнительной власти, администрациями предприятий и учреждений, соответствующими должностными лицами);

во-вторых, решение с их помощью конкретных, а именно индивидуальных, дел или вопросов, возникающих в сфере исполнительной власти (государственного управления);

в-третьих, определенность адресата, лица (лиц) и, наконец, возникновение конкретных административных правовых отношений, обусловленных этими актами.

Акты индивидуального характера иногда упоминаются лишь в самой общей форме, хотя по своему значению данные акты в курсе административного права заслуживают внимания. Часто авторы ограничиваются утверждением о том, что правоприменительные индивидуальные акты содержат предписания (или констатации) конкретным исполнителям о совершении действий, о поощрениях и т. д. Это акты разового применения. Индивидуальные акты – это решения субъектов административной власти, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения.

Разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные юрисдикционные решения (по спорам, способам, использованию принудительных средств).

По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, правоуполномочивающими, содержащими отказы.

Как видим, диапазон действия и влияния индивидуальных актов довольно широк и оказывает существенное влияние на процесс функционирования исполнительной власти (государственного управления). Без них исполнительная власть и ее органы просто не могут эффективно функционировать, решать возложенные на них задачи и обязанности.

 

Задача.

 

12 мая в 21.00 ППСМ в дежурную часть Первомайского РУВД были доставлены прапорщик в/ч 7543 Серегин, его жена Серегина Татьяна, их 17летний сын Сергей и сосед по лестничной площадке Туманов, рабочий завода «Ударник», которые в беседке возле дома играли в карты и пили сухое вино. На замечание работников милиции прапорщик Серегин обозвал их бездельниками, а на требование следовать в отделение милиции зацепился руками за перила беседки и отказался садиться в спецавтомашину (этому ему способствовали жена и сын).

Дать правовую характеристику данной ситуации.

Серегин будет нести ответственность по ч. 1 ст. 17.3 КоАП за распитие спиртных напитков в общественном месте; по ст. 17.4 КоАП за вовлечение своего несовершеннолетнего сына Сергея в антиобщественное поведение (по условию задачи Сергей употреблял спиртные напитки в общественном месте); по ст. 23.4 КоАП за неповиновение законному требованию работников милиции при исполнении им служебных полномочий; ст. 23.5 КоАП за оскорбление работников милиции.

Татьяна Серегина будет нести ответственность по ч. 1 ст. 17.3 КоАП за распитие спиртных напитков в общественном месте; по ст. 17.4 КоАП за вовлечение своего несовершеннолетнего сына Сергея в антиобщественное поведение (по условию задачи Сергей употреблял спиртные напитки в общественном месте); по ст. 23.4 КоАП за неповиновение законному требованию работников милиции при исполнении им служебных полномочий.

Сергей Серегин будет нести ответственность по ч. 1 ст. 17.3 КоАП за распитие спиртных напитков в общественном месте; по ст. 23.4 КоАП за неповиновение законному требованию работников милиции при исполнении им служебных полномочий.

Туманов рабочий завода «Ударник» будет нести ответственность по ч. 1 ст. 17.3 КоАП за распитие спиртных напитков в общественном месте и по ст. 17.4 КоАП за вовлечение несовершеннолетнего Сергея в употребление сухого вина.

 

Список использованных источников.

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
  2. Конституция Республики Беларусь. Мн., 2005.
  3. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь. Мн., 2003.
  4. Кодекс об административных правонарушениях РФ. М., 2002.
  5. «О милиции». ФЗ РФ от 18 апреля 1991 г.//СЗ РФ 1991 № 1026; 2003 № № 15; 2004 № 69.
  6. Административное право/Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. М.: Юрист, 1999. Гл. 2.
  7. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. Гл. I.
  8. Болотников В.Т. Объект посягательства – установленный порядок управления и правосудия. Учебное пособие. Мн., 2003.

Информация о работе Административно-правовые нормы государственного управления