Административно-правовой статус высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ административно-правового статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать понятие, раскрыть состав и структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации;
- охарактеризовать признаки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Общая характеристика административно-правового статусавысшего исполнительного органа государственной власти субъектовРоссийской Федерации…………………………………………………………………………4
1.1 Понятие, состав структура высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации…………………...4
1.2 Признаки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации…………………………………………………………………………6
2. Модели функционирования высших исполнительных органов субъектовфедерации…………………………………………………………….10
2.1 Модель коллегиального высшего исполнительного органа субъекта федерации (правительство или кабинет министров субъекта Российской Федерации)……………………………………………………………………….10
2.2 Модель единоначального высшего исполнительного органа субъекта федерации (администрация субъекта РФ)………..…………………18
Заключение………………………………………………………………..23
Литература……………………………………………………………...…25

Вложенные файлы: 1 файл

готово.docx

— 53.02 Кб (Скачать файл)

Однако имеются и исключения, как, например, в Орловской области, где в качестве высшего исполнительного органа выступает коллегия администрации, возглавляемая председателем коллегии, который по должности является губернатором области. Именно коллегия администрации обладает правами юридического лица, а члены коллегии входят в состав высшего исполнительного органа и на заседаниях принимают решения от его имени.

По-разному определяется в законах субъектов структура или состав администрации. Выделяются следующие варианты:

1. Глава администрации  и его заместители.

2.  Глава администрации, его заместители и аппарат администрации.

3.  Глава администрации, его заместители и руководители подчиненных администрации органов исполнительной власти (отраслевых, межотраслевых, территориальных).

4. Глава администрации, его  заместители, аппарат администрации  и структурные подразделения  администрации, в качестве которых  выступают исполнительные органы  специальной компетенции или  их организованные комплексы.

Если законом об администрации определяется не структура администрации, а ее состав, т.е. перечень типовых и видовых государственных должностей субъекта Федерации, являющихся членами администрации, то указание на аппарат администрации является излишним. Учреждение типовой должности члена администрации призвано, очевидно, организационно персонифицировать ее состав, а значит, в целом организационно обособить высший исполнительный орган. Введение должности члена администрации позволяет по-иному подойти к институту отставки высшего исполнительного органа, организационным формам ее работы, например таким, как заседания администрации, а также решить ряд других вопросов служебной деятельности заместителей высшего должностного лица. Правда, такое определение состава администрации встречается достаточно редко (Сахалинская и Калининградская области).

Субъект Федерации вправе расширить членство в администрации за счет руководителей центральных и даже территориальных исполнительных органов, что в случае смены высшего должностного лица позволяет заменить всех руководителей этих органов, но только при условии, что их должность отнесена к государственной должности субъекта РФ. В противном случае для их замены потребуется задействовать механизмы, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе, например срочный служебный контракт. Не следует, как представляется, относить к членам администрации руководителей структурных подразделений ее аппарата, помощников и советников руководителей администрации, статус которых всецело регулируется законодательством о государственной гражданской службе.

Что касается включения в структуру администрации центральных исполнительных органов специальной компетенции: департаментов, комитетов, государственных управлений, придавая им статус структурных подразделений, то такая конструкция на сегодняшний день не может быть признана обоснованной и не соответствует предназначению и статусу этих исполнительных органов. Впервые она была сформулирована в ст. 38 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", согласно которой в составе краевой, областной администрации в соответствии со схемой управления краем, областью создаются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения, непосредственно подчиненные главе администрации. Однако дальнейшее развитие законодательства о государственном управлении в отдельных сферах и областях общественной жизни привело к необходимости придания этим исполнительным органам статуса самостоятельного, центрального, функционально и компетенционно обособленного органа исполнительной власти, который организационно не входит в состав другого органа, даже такого, как высший исполнительный орган государственной власти. Структурным подразделением администрации могут признаваться только организационные структуры ее аппарата, а также организационные структуры, образуемые из членов администрации: советы, комиссии, президиумы и т.п. В отношении них администрация вольна принимать любые решения, связанные с их созданием, реорганизацией, ликвидацией, переподчинением. Что касается центральных органов специальной компетенции, то их самостоятельный статус и организационно-функциональная обособленность не всегда позволяют высшему должностному лицу или высшему исполнительному органу осуществлять произвольные преобразования, особенно в тех случаях, когда они предопределены федеральным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одним из обязательных элементов системы исполнительной власти субъектов РФ выступает высший исполнительный орган, возглавляющий эту систему и предопределяющий ее основные параметры.

Определяя понятие высшего исполнительного органа субъекты Федерации, чаще всего используют следующие признаки:

а) возглавляет систему органов исполнительной власти субъекта РФ;

б) входит в единую систему исполнительной власти в РФ;

в) постоянно действующий;

г) орган общей компетенции;

д) распространяет свою деятельность на всю территорию субъекта РФ;

е) обладает правами юридического лица.

Проведенный анализ законодательства субъектов Федерации показал, что при установлении юридико-управленческих параметров высшего исполнительного органа республики, края, области в основном ориентируются на две основные модели:

1) коллегиальный высший исполнительный орган, именуемый правительством или кабинетом министров субъекта Российской Федерации;

2) единоначальный высший исполнительный орган, именуемый администрацией субъекта РФ.

Поскольку в подавляющем большинстве администрации субъектов - органы единоначальные, то говорить о "сильной" или "слабой" администрации по отношению к полномочиям ее руководителя можно весьма условно. Даже в том случае, когда закон закрепляет основные полномочия по руководству системой органов исполнительной власти не за главой администрации, а за самой администрацией, в реальной практике публичного администрирования их реализация зависит именно от руководителя высшего исполнительного органа. То же самое относится и к актам администрации - в большинстве субъектов, избравших данный вид организационно-правовой формы высшего исполнительного органа, администрация не обладает правом издания собственного вида правовых актов. Но и в тех региональных правовых системах, где отсутствует должность высшего должностного лица, единоначальный правовой режим их принятия и подписания, а также порядок их отмены не позволяют провести различие между актами главы администрации и актами самой администрации.

Тем не менее законодатель субъекта Федерации должен приложить максимум усилий для подчеркивания самостоятельной правосубъектности администрации, для отделения полномочий администрации от полномочий ее главы, для разведения организационных и правовых форм деятельности высшего должностного лица и высшего исполнительного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Конституция РФ;

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изменениями от 29.12.2010);

3. Федеральный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (с изменениями и дополнениями);

4. закон Московской области "О структуре Правительства Московской области" от 14 марта 2000 г. № 18/200-ОЗ (в ред. от 12.03.2002);

5. закон Брянской области "О порядке согласования Брянской областной думой кандидатур для назначения на отдельные должности в органах исполнительной власти Брянской области" от 9 апреля 2004 г. (в ред. от 03.06.2009 г.);

6. закон Омской области "О Правительстве Омской области" от 5 декабря 2003 г.;

7. закон Орловской области "О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" от 10 декабря 2001 г. (изм. от 25.03.2002 N 245-ОЗ, от 03.10.2002 N 278-ОЗ и от 05.02.2003 N 310-ОЗ);

8. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. 4.1. М.: ТЕИС, 2008;

9. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для ВУЗов. - М.: Издательство БЕК, 2004;

10. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. - М.: Новая Правовая культура, 2012;

11. Четвериков B.C. Органы исполнительной власти: понятие, правовые основы образования и признаки // из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2010.

1 Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для ВУЗов. - М.: Издательство БЕК, 2004, стр. 97


Информация о работе Административно-правовой статус высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации