Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования работы. Важным направлением в области управления любого государства было и остается обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Поэтому органы государственного управления являются важным рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизуют общество на выполнение принятых решений. Обеспечение государственной безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха во внешней и внутренней политике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Общая характеристика управления государственной безопасностью.
1.1 Понятие государственного управления........................................................5
1.2 Понятие управления государственной безопасностью .....…….........…...10
Глава 2. Система и правовое положение органов федеральной службы безопасности.
2.1 Система органов федеральной службы безопасности...............................13
2.2 Права и обязанности органов федеральной службы безопасности..........17
Глава 3. Внешняя разведка и ее правовой статус.......................................21
Глава 4. Охрана государственной границы Российской Федерации......25
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

административное право курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет Экономика, право и гуманитарные науки

Кафедра «Специальные - правовые дисциплины»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Административно-правовое регулирование управления государственной  безопасностью

 

 

Выполнил: студент  гр. 4-41-1

Грибова К.И.

Научный руководитель:

Калугина Н.Г.

 

 

 

Ижевск

2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1. Общая характеристика управления государственной безопасностью.

1.1 Понятие государственного управления........................................................5

1.2 Понятие управления государственной безопасностью .....…….........…...10

Глава 2. Система и правовое положение органов федеральной службы безопасности.

2.1 Система органов  федеральной службы безопасности...............................13

2.2 Права и  обязанности органов федеральной  службы безопасности..........17

Глава 3. Внешняя разведка и ее правовой статус.......................................21

Глава 4. Охрана государственной границы  Российской Федерации......25

Заключение…………………………………………………………………….28

Список  использованной литературы………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное управление осуществляется на основе собственных законов и принципов. Оно представляет собой разновидность социального управления, осуществляется в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества. В задачу данной работы входит раскрытие сущности административно-политической сферы, специфики управления в этой среде, одними из направлений направлениями которого является управление государственной безопасностью и обороной.

Актуальность  исследования работы.  Важным направлением в области управления любого государства было и остается обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Поэтому органы государственного управления являются важным рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизуют общество на выполнение принятых решений. Обеспечение государственной безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха во внешней и внутренней политике. Это объясняется тем, что безопасность страны представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, сводится к охране национальной безопасности. Поэтому обеспечение государственной безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Ведь только в государстве, обеспечивающем безопасность своих граждан, может быть сформировано гражданское общество.

Цель данной работы: рассмотреть систему государственного управления в области безопасности.

Задачами данной работы: дать определение понятию государственного управления и управления государственной безопасностью, выяснить о системе и организации деятельности органов государственного управления в области безопасности, узнать, чем занимаются государственные служащие внешней разведки Российской Федерации, и  как охраняется Государственная граница Российской Федерации.

Объектом исследования данной работы является управление государственной безопасностью.

Предметом исследования же определяющим тему курсовой работы, является административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью.

Практическая значимость данной работы довольно велика, так как безопасность граждан Российской Федерации является одной из главных задач Правительства Российской Федерации, а данная курсовая работа поможет прояснить права и обязанности, систему и деятельность органов государственного управления в области безопасности.

Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Общая характеристика государственного управления.

    1. Понятие государственного управления

 

К определению  понятия «государственное управление» можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством. Классическая же дефиниция определяет управление как деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия. Это так называемое негативное определение государственного управления выделяет и связывает воедино такие явления и институты, как государственное управление и правительство в качестве исполнительного органа единой государственной власти (а также других органов исполнительной власти) и органов местного самоуправления, реализующих в определенном объеме функции государственного управления (для чего государство делегирует им необходимые полномочия).

Государственное управление представляет собой чрезвычайно  сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия  таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Признаку системности государственного управления в специальной литературе1 уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.

Все определения государственного управления содержат указание на его  главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления: 1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти; 2) распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность); 3) системность2.

Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки  зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более конкретно — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.3

 

Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления, учитывающих вышеизложенные положения.

1.  Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность   государства   по   организующему   воздействию   со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия,   прогнозирование,   планирование,  финансирование  и т. д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.

2.  Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании.

Государственное управление в узком смысле — это  практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных  органов исполнительной власти (федеральных  министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления. В их деятельности с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие управлению как особому виду государственной деятельности.4

Понятие государственного управления включает важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются  в управленческих отношениях:

  • государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
  • область государственного управления — это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социально-культурной и административно-политической областях);
  • отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством). Разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;
  • сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование). В этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установленных законом масштабе и границах;
  • орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.

Поскольку государственное  управление осуществляется и посредством  принуждения, то в качестве субъектов  управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия принуждающего характера:

а) суды общей  юрисдикции при рассмотрении дел  об административных правонарушениях;

 

б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ;

 

в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять важные государственно-управленческие функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие  управления безопасностью.

 

Безопасность  как один из фундаментальных устоев общества и государства находится на прочных правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности.  В ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации говорится о безопасности государства;  в п. "м" ст. 71 - об отнесении к ведению Российской Федерации безопасности; в п. "д" ст. 114 подчеркнуто, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В п. "ж" ст. 83 Конституции сказано, что Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Современное понятие  безопасности сложилось не сразу. Законодательно-правовое оформление указанной сферы управления претерпело за последние годы существенные изменения.

Так, 5 марта 1992 г. был принят Закон "О безопасности". Однако данный Закон в условиях углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической функции государства оказался недостаточным. Претерпевала существенные изменения и система органов безопасности. Поэтому 26 июля 2002 года этот закон был принят в новой редакции.

Этот Закон  закрепляет правовые основы обеспечения  безопасности личности, общества и  государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок  организации и финансирования органов  обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. 5

Безопасность — это неприкосновенность государственного суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности Российской Федерации, ее конституционного строя, прав, свобод и законных интересов личности.

Управление безопасностью  представляет деятельность государственных органов по обеспечению безопасности личности, общества и государства, состоящую в осуществлении контрразведывательных и разведывательных мероприятий; в предупреждении, пресечении и раскрытии деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и предусмотренных законом других преступлений; в обеспечении защиты сведений, составляющих государственную тайну; в охране Государственной границы России.

Информация о работе Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью