Административно-правовое регулирование оборота оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:46, реферат

Краткое описание

Административно-правовое регулирование оборота оружия, взрывчатых веществ является частью государственного регулирования, представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств с целью достижения правомерного поведения участников общественных отношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ. Административно-правовое регулирование оборота указанных предметов и веществ позволяет достигнуть упорядоченного поведения, надлежащей организации и деятельности субъектов и объектов управления, формирования устойчивого правопорядка в обществе, побуждает субъектов права осуществлять свои права и выполнять обязанности в тех пределах, которые установлены административно–правовыми режимами.

Вложенные файлы: 1 файл

АП СЕМИНАР.docx

— 101.09 Кб (Скачать файл)

Административно-правовое регулирование  оборота оружия, взрывчатых веществ  является частью государственного регулирования, представляет собой процесс последовательного  использования административно-правовых средств с целью достижения правомерного поведения участников общественных отношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ. Административно-правовое регулирование оборота указанных предметов и веществ позволяет достигнуть упорядоченного поведения, надлежащей организации и деятельности субъектов и объектов управления, формирования устойчивого правопорядка в обществе, побуждает субъектов права осуществлять свои права и выполнять обязанности в тех пределах, которые установлены административно–правовыми режимами. 
 
Предметом административно–правового регулирования оборота оружия являются складывающиеся при этом отношения. Они характеризуются постоянным участием в них в качестве одной стороны органа исполнительной власти, осуществляющего управленческие, регулятивные, контрольные и охранительные функции с помощью властных полномочий. 1 
 
Правовое регулирование оборота оружия направлено на установление предусмотренного законодательством и иными нормативными правовыми актами порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, а также взрывчатых веществ в целях осуществления государственного контроля за их оборотом и воспрепятствования их незаконного распространения и использования в противоправных целях. Указанное регулирование обеспечивает создание специальных условий, позволяющих достичь поставленной законодателем цели, об ограничении оборота гражданского оружия. Режимные требования к обороту оружия и взрывчатых веществ должны разрабатываться с учетом конкретного вида этих предметов и веществ, стадий (этапов) их оборота, видов и правовых статусов субъектов соответствующих отношений. 
 
Целью административно–правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ является установление посредством издания соответствующих нормативных правовых актов такого порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, взрывчатых веществ, при котором должны обеспечиваться необходимый и достаточный государственный контроль, исключаться (сводиться к минимуму) незаконное распространение и использование. 2 
 
Специфику регулирования отношений, возникающих по поводу оборота оружия, определяет то, что оружие, являясь предметом, изначально обладающим полезными свойствами, отличается от остальных объектов материальной культуры тем, что предназначено, прежде всего, для поражения живой силы и, при определенных условиях, может представлять угрозу личной, общественной, а в отдельных случаях и государственной безопасности и другим охраняемым интересам социума. 
 
Исходя из этого государство, выражая публичный интерес, вынуждено: запретить произвольные действия с использованием оружия; установить систему норм, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении деятельности и действий в отношении оружия; установить особый порядок приобретения правоспособности в сфере оборота оружия; образовать систему органов исполнительной власти, призванных обеспечивать контроль за соблюдением порядка обращения с оружием. Другими словами, государство, используя систему административно–правовых средств, оказывает управляющее воздействие на тот участок общественных отношений, объектом которого является оружие. 
 
Базовым нормативным актом, упорядочивающим отношения в исследуемой области, является Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150–ФЗ, анализ которого позволяет выделить в нем ряд признаков, характерных для правовых режимов: очерченный круг регулируемых общественных отношений, выделенных по однородному объекту правоотношений – оружию; целевую направленность – защита жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия; обеспечение, определен комплекс правовых средств, предназначенных для достижения заданных целей. 
 
Как показывают исследования Д.Н. Бахраха, правовой режим материального объекта (вещи) определяется, преимущественно, закрепленной в законе возможностью (или невозможностью) принадлежности этой вещи тем или иным субъектам, порядком ее приобретения и использования, допустимыми способами и пределами распоряжения ею, особенностями поведения людей и их коллективов по поводу данной вещи, т.е., нормами, составляющими институт права собственности3
 
Административно–правой режим оборота оружия, устанавливаемый для решения, закрепленных в Федеральном законе «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ целей предполагает определенные ограничения прав и свобод субъектов, – права частной собственности, свободы предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности и др., которые могут устанавливаться не произвольно, а исключительно в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и согласовано с нормами гражданского законодательства. 
 
Принимая во внимание, установленный Конституцией России общедозволительный характер регулирования указанных прав, следует рассматривать в качестве “режима исключений”, что обусловливает необходимость четкого определения круга предметов, подпадающих под юридическое понятие «оружия», а также действий, составляющих понятие “оборот оружия” и закрепление их в законодательстве в виде исчерпывающего перечня. 
 
Так же отмечается, что закрепленное в статье 1 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ понятие «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия – производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации»не раскрывает правовой сущности этого ключевого понятия, а лишь содержит перечисление действий, совершаемых с оружием. 
 
Наибольший интерес представляет дефиниция И.В. Делягина, определившего оборот оружия как «совокупность юридически значимых действий, совершаемых субъектами общественных отношений по поводу оружия, урегулированных административным правом, и в данных исторических условиях требующих такого правового воздействия в целях обеспечения безопасности» 5. Указанное определение, можно взять за основу с некоторыми уточнениями, связанными с тем, что, во–первых, право представляет собой явление социальное, и, следовательно, необходимость правового воздействия обусловлена, прежде всего, не историческими, а социальными условиями, а во–вторых, обеспечение безопасности – лишь одна из, закрепленных в Законе «Об оружии» целей. 
 
В ст. 1 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ оружие определяется и классифицируется по признаку механизма поражения цели на: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное. Вместе с тем системный анализ Закона показывает, что здесь определены не все виды устройств, подпадающих под правовой режим оружия. Так, ст. 3 Закона к числу гражданского оружия самообороны относит электрошоковые устройства и искровые разрядники, механизм поражения которыми принципиально отличается от перечисленных видов, и основан на поражающих свойствах электрического тока. Учитывая сказанное, мы полагаем необходимо дополнить перечень видов оружия, определенных в статье 1 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ еще одним видом – электрическим оружием, которое следует определить как «устройства, конструктивно предназначенные для поражения живой цели путем непосредственного воздействия энергией электрического разряда» 6
 
Исследования научных источников показывает, что с момента своего появления и практически до недавнего времени оружие задумывалось и совершенствовалось как средство, предназначенное для нанесения летальных повреждений. Однако в последние десятилетия во многих странах осуществляются исследования и производство устройств, позволяющих вести боевые действия, решать служебные задачи и оборонятся, не нанося необратимых потерь живой силе, которые получили название – «нелетальное оружие». Его поражающее действие основано на следующих изменениях состояния организма: болевой синдром; запредельное раздражение органов чувств; судорожный синдром; явления кратковременного шока с расстройством вегетативной функции. В США уже в 1993 г. на государственном уровне была утверждена Концепция оружия нелетального действия, в 1998 году была создана Европейская рабочая группа по данному оружию, в состав которой в 2002 году приняты представители нашей страны7
 
В последнее время термин «нелетальное оружие», все более уверенно входит в обиход и в России. Вместе с тем в отечественном законодательстве данное понятие не закреплено, хотя оборот некоторых видов оружия поражающие действие которых основано на указанных факторах, регулируется Законом «Об оружии», в том числе: газового, электрошоковых устройств, огнестрельного бесствольного оружия. 
 
Еще одним видом нелетального оружия, не предусмотренным действующим законодательством, но фактически допущенным в оборот, является травматическое оружие: пистолеты Иж–79–9Т («Макарыч»), «Эскорт», револьвер «Викинг» и др. Это оружие хотя и сертифицированы в качестве газового, но предназначено для стрельбы травматическими патронами. 
 
Говоря об оружии нелетального действия нельзя не обратить внимание на существующее юридическое противоречие. Согласно ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ все рассмотренные виды оружия, относятся к категории гражданского. Вместе с тем, ряд предметов и устройств, конструктивно предназначенных для нелетального поражения живой цели, действие которых основано на сходных принципах, не попадает под правовой режим оружия: на вооружении правоохранительных органов находятся электрошоковые устройства, устройства, снаряженные слезоточивым газом, а также резиновые палки, разрешенные к использованию и в частной детективной и охранной деятельности. Данные приспособления законодатель относит к юридически неопределенной категории «специальные средства». 
 
Согласно закону об оружии РФ, право на приобретение травматического оружия самообороны имеют граждане России, достигшие 18 лет, не имеющие судимостей и прошедшие медицинское освидетельствование. Для приобретения травматического оружия самообороны необходимо предварительно получить специальный документ – лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны. Выдачей этих лицензий ведают местные отделы по лицензионно–разрешительной работе (ОЛРР) МВД, причем обращаться для получения лицензии на оружие нужно по месту регистрации (прописки). После получения лицензии гражданин имеет право приобретать оружие самообороны в специализированных оружейных магазинах. После приобретения оружия оно в течение 10 дней должно быть поставлено на учет в подразделении ОЛРР МВД, выдавшем лицензию8
 
В настоящее время в России возникли объективные предпосылки, и все более уверенно признается необходимость разработки и других видов нелетального оружия для использования в мероприятиях по пресечению террористических актов, массовых беспорядков, задержанию правонарушителей, освобождению заложников, охране объектов. Это требует формирования соответствующего правового режима, включая легализации в статье 1 Закона «Об оружии» понятия «нелетальное оружие» и детальной регламентации его оборота. 
 
Согласно ст. 2 Закона «Об оружии» подразделяет оружие «в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам» на: 1) гражданское, 2) служебное, 3) боевое ручное стрелковое и холодное, тем самым вместе с положениями ст. 1 Закона «Об оружии», по сути, очерчивает круг предметов, попадающих под правовой режим оружия. Подобная классификация обладает рядом недостатков. Так, значительное число предметов, являющихся оружием фактически, но не относящихся к указанным трем группам (боевое оружие иностранного производства, не принятое на вооружение, оружие, снятое с вооружения, старинное и др.) находится за рамками правового регулирования. Кроме этого подобная классификация нарушает один из основных принципов систематизации – единство классификационных признаков, поскольку базируется одновременно на трех критериях: 1) цели использования; 2) субъекте использования; 3) основных параметрах (характеристиках) оружия. Вследствие этого одна и та же модель оружия, в зависимости от цели его использования, либо субъекта использования, может быть отнесена к различным видам, что порождает терминологическую путаницу и приводит к затруднениям при применении Закона «Об оружии».9 
 
Одним из возможных путей устранения имеющихся противоречий является систематизация оружия в законе на основе единого критерия, что предполагает разграничение таких признаков, как назначение оружия и субъекта его использования. При этом в основу классификации оружия целесообразнее, было бы положить назначение оружия, как наиболее стабильный признак, так как именно назначением оружия и определяются его конструктивные особенности, параметры и характеристики. С этой позиции предлагается в Законе распределить оружие по шести группам: 1) боевое, 2) полицейское (милицейское), 3) служебное, 4) оружие самообороны, 5) спортивное, 6) охотничье. 
 
При этом полагаю, что Закон «Об оружии» должен вводить ограничительный режим на более широкий круг разновидностей боевого оружия. Это касается оружия, которое по терминологии ООН относится к категории «легкого вооружения» (тяжелые пулеметы, минометы, гранаты, гранатометы, зенитные пулеметы и противотанковые ружья, и переносные ракетные комплексы и т.д. – это средства, предназначенные для группового обслуживания несколькими лицами, составляющими расчет). Незаконное распространение таких вооружений по данным ООН, создают все возрастающую угрозу безопасности, поскольку часто это оружие оказывается в распоряжении организованных преступных группировок. Принятие более жестких мер законодательного характера на национальном уровне и более тесное международное сотрудничество будут способствовать установлению контроля за его распространением10
 
Министерство внутренних дел РФ предлагает ограничить доступ к травматическому оружию наркоманам, людям, страдающим алкогольной зависимостью, а также тем, кто неоднократно привлекался к уголовной ответственности. 
 
Конструкторы позаботились о том, чтобы лишить владельцев соблазна заменить резиновую пулю металлической. Для этого в стволе установлены специальные выступы. 
 
Преступники, как правило, стреляют в упор в пах, шею и лицо, хотя по инструкции полагается производить выстрелы лишь в грудь, руку или колено, причем с расстояния не менее двух метров. Последним громким преступлением стало убийство подполковником милиции Анатолием Мауриным водителя снегоуборочной машины, который скончался от потери крови после ранения из травматического пистолета11
 
За последние пять лет совершено полторы тысячи преступлений с применением травматического оружия. В то же время, например, охотничье оружие использовалось лишь десятки раз. За этот же период от травматики погибли более 60 человек. 
 
В этой связи предлагается сделать обязательным специальный контрольный отстрел гильзы газового оружия и помещение ее в федеральную пулегильзотеку. 
 
Также намерены ужесточить административную и уголовную ответственность за неправомерное применение и ненадлежащее хранение травматического оружия. Оборот травматического оружия предложат приравнять к обороту огнестрельного. Также, возможно, будут введены ограничения и на ношение оружия самообороны. И самое главное, в законодательстве появится четкая понятийная формулировка, что же такое травматическое оружие. Сейчас это понятие в законе отсутствует12
 
Исследуя вопросы классификации оружия, необходимо выделение в самостоятельную группу полицейского (милицейского) оружия. В настоящее время Закон «Об оружии» в рамках одной группы – «боевое оружие» объединяет оружие, предназначенное как для ведения боевых действий, так и решения оперативно–служебных задач, под которыми по смыслу закона понимаются, прежде всего, задачи охраны обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. До недавнего времени правоохранительные органы, включая МВД РФ, были вооружены преимущественно армейскими образцами боевого оружия. При этом практика показала, что использование такого оружия, имеющего высокую начальную скорость пули, для решения задач обеспечения правопорядка неэффективно, и может представлять серьезную опасность, поскольку применяется оно в основном в населенных пунктах, на коротких расстояниях, в ограниченном пространстве. Вместе с тем статья 15 Закона РФ «О милиции» запрещает «принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска». Исследования показывают, что специальное оружие уже достаточно давно состоит на вооружении правоохранительных органов большинства стран. В настоящее время в РФ также ставится вопрос о перевооружении правоохранительных органов образцами «полицейского оружия», в том числе нелетального травматического. Эти обстоятельства обусловливают необходимость выделения в Законе самостоятельной группы полицейского (милицейского) оружия, нормативного определения его параметров и характеристик, а также порядка оборота. К этой категории следует отнести также и те предметы и устройства, которые в настоящее время подпадают под категорию «специальные средства» 13
 
К числу недостатков Закона «Об оружии» относится и то, что за пределами его регулирования осталось оружие, имеющее культурную ценность. При этом фактически оборот такого оружия в настоящее время имеет место не только в музейных, но и в частных коллекциях, осуществляется без необходимого контроля, что нередко приводит к его порчи, хищению, незаконному вывозу за пределы страны. С учетом мнения специалистов, к оружию, имеющему культурную ценность, следует отнести и законодательно определить оружие, представляющее историческую, художественную и (или) научную ценность: антикварное; историческое; авторское художественное. На такое оружие должен распространяться специальный режим, сочетающий в себе наряду с правовым режимом оборота оружия режим охраны культурных ценностей14
 
В силу того, что под понятие «оружие» подпадают устройства и предметы, обладающие неодинаковыми свойствами и степенью опасности, правовое регулирование их оборота требует дифференцированного подхода, поэтому о едином понятии «административно–правовой режим оборота оружия» можно говорить с известной степенью условности. Структуру этого режима составляют комплексы самых различных правовых средств, порядков регулирования (подчас являющихся частью других режимов). Анализ законодательства позволяет выделить в структуре исследуемого режима пять основных типов (порядков) правового регулирования: дозволительный; регламентационный; разрешительный; запретительный, поощрительный. При этом преобладающими и наиболее эффективными являются режимы, основанные на разрешительном типе регулирования, в числе которых выделяются: лицензирование, режим разрешений, регистрация, стандартизация; сертификация. 
 
Сущность режима лицензирования, состоит в особом порядке возникновения, реализации, изменения, прекращения специальной правоспособности субъектов, а также контроля за осуществлением лицензируемого вида деятельности: первоначального – при выдаче разрешения, и последующего – за соблюдением лицензионных условий. 
 
С принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» режим лицензирования оборота оружия в значительной степени трансформировался. Так, если до вступления его в силу порядок лицензирования устанавливался исключительно законодательством об оружии, то после – произошло разделение режимов: лицензирование приобретения оружия осуществляется в порядке, установленном Законом«Об оружии»; лицензирование иных видов деятельности – в порядке определенном Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно этому Закону лицензионные требования и условия должны устанавливаться исключительно Правительством РФ путем утверждения положений о лицензировании; компетенция лицензирующих органов ограничивается рамками правоприменения и контроля. Однако в настоящее время утверждено лишь Положение о лицензировании производства оружия; лицензирование экспонирования, коллекционирования и торговле оружием осуществляется на основании инструкции, утверждено Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (далее – Приказ МВД России № 288) т.е. лицензирующего органа, что противоречит закону15
 
Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на существование в структуре исследуемого режима, режима разрешений, легального определения понятия «разрешение» нет. При этом разрешение, как и лицензия, является компонентой разрешительного порядка регулирования: субъект в установленных Законом «Об оружии», случаях обязан получить дозволение от государства на совершение определенных действий. Однако разрешения предоставляются на основе уже имеющихся правомочий, приобретенных в рамках лицензирования и, по сути, являются средствами контроля за осуществлением действий, находящихся за границами регулирования лицензионных режимов. Эти действия и виды разрешений определены в Законе «Об оружии». Вместе с тем Правилами оборота гражданского и служебного оружия вводится еще два вида разрешений, а Приказом МВД РФ № 288 перечень непредусмотренных Законом разрешений еще более расширяется, т.е. подзаконными актами на субъектов фактически налагаются дополнительные, не предусмотренные законом обременения, затрагивающие их права и свободы. В связи с этим обосновывается необходимость закрепления в Законе: легального определения понятия «разрешение», четкого исчерпывающего перечня видов необходимых разрешений, условий и порядка их получения16
 
С лицензированием и режимом разрешений жестко увязан регистрационный режим, однако отличающийся от них методом административного воздействия, поскольку при регистрации не принимается акт разрешительного характера. Суть регистрации – в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете. Она состоит из процедуры внесения соответствующих сведений в реестр, иной установленный законодательством документ и выдачи документа свидетельствующего о регистрации. Регистрационные режимы устанавливаются как Законом«Об оружии», так и Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом отмечается, что порядок регистрации оружия, регламентированный инструкцией, утв. Приказ МВД РФ от 12.04.1999 № 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814" входит в противоречие с принятыми позже нормами законодательства о лицензировании. 
 
Стандартизацию и сертификацию оружия, следует отнести к административно–правовым режимам технико-юридического порядка. Общие нормы этих режимов содержатся в положениях Закона «Об оружии», который устанавливает обязательные требования по стандартизации и сертификации в отношении гражданского и служебного оружия. Однако, вступивший в 2003 году в силу Федеральный закон «О техническом регулировании» принципиально изменил подход к формированию исследуемых режимов. Так, обязательные требования к продукции в настоящее время должны устанавливаться только техническими регламентами; обязательное подтверждение соответствия может осуществляться в двух формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации, и только тогда, когда это предусмотрено техническим регламентом. В соответствии с Законом технические регламенты должны заменить ГОСТы до 1 июля 2010 г. Специфика оружия как объекта, представляющего опасность для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды даже при нормальных условиях его оборота обусловливает необходимость разработки и принятия как общих, так и специальных технических регламентов. Там формулируются предложения по разработке технических регламентов. По мере принятия технических регламентов необходимо вносить изменения в Закон «Об оружии» 17
 
Административно–правовые режимы также классифицируются и рассматриваются по видам действий составляющих понятие «оборот оружия». Исследования, проведенные c этой точки зрения, позволили выявить недостатки регулирования, связанные с отсутствием в Законе дефиниций действий, входящих в понятие «оборот», а также серьезные правовые противоречия, которые связанные, в том числе, и со вступлением в силуЗакона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Так, в частности, за рамками лицензионных требований и условий остались правила хранения оружия при его производстве; с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» вошло в противоречие положение ст. 18 Закона «Об оружии», согласно которому торговля оружием может осуществляться на основании лицензии на производство оружия, поскольку торговля является самостоятельным лицензируемым видом деятельности18. Кроме того, Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяет свое действие лишь на деятельность физических лиц – индивидуальных предпринимателей, а значит, по его смыслу гражданин, не обладающий таким статусом, не может получить лицензию на коллекционирование или экспонирование оружия, что противоречит Закону «Об оружии» и гражданскому законодательству19
 
Правила регулирования, входящие в структуру административно–правового режима оборота оружия классифицируются и по другим основаниям. Так по видам оружия выделяются режимы оборота боевого, служебного и гражданского оружия, которые в свою очередь подразделяются на режимы оборота конкретной модели. В зависимости от реализации основных функций права разграничиваются регулятивный и охранительный режимы. По критериям цели – режимы, направленные на: защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечения общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. По территории действия: действующие на всей территории Российской Федерации, или на части территории страны. По характеру норм, составляющих основу режима: общие и специальные. По степени жесткости: жестко регламентирующие поведение субъектов и льготные. По времени действия постоянные и временные (например, режим оборота оружия при чрезвычайном положении). 
 
На основе анализа вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, ученые Д. Н. Бахрах, А.Б. Агапов и др., достаточно давно занимаются проблемами административно–правового регулирования оборота оружия, единой точки зрения относительно сущности данного явления в административно–правой науке и практической деятельности не сложилось. Ряд ученых вкладывает в это понятие достаточно узкий смысл, рассматривая его преимущественно в контексте мер, направленных на преодоление ситуаций чрезвычайного и неординарного характера.

Трудно определить ответственность  за нарушение правил оборота оружия без уяснения правил оборота гражданского и служебного оружия. 
 
Согласно правил «оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»: Производство оружия и патронов осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензии на производство (исследование, разработку, испытание, изготовление, а также художественную отделку и ремонт оружия, изготовление патронов и их составных частей). 
 
Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: 
 
1) гражданское; 
 
2) служебное; 
 
3) боевое ручное стрелковое и холодное. 
 
Необходимо пояснить, что обязательной сертификации подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на территорию Российской Федерации и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия. 
 
Организация проведения работ по сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. 
 
Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. 
 
Технические требования и методы испытаний гражданского и служебного оружия и патронов к нему устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона. 
 
Юридические лица обязаны осуществлять контроль за производством оружия и патронов, обеспечивать безопасность связанных с производством работ, надлежащее качество выпускаемой продукции, ее учет и сохранность. 
 
Выдача, переоформление и продление срока действия лицензий на производство оружия или патронов осуществляются Федеральным агентством по промышленности по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации на основании заявления руководителя юридического лица, представляемого в Федеральное агентство по промышленности по форме, установленной Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, после уплаты единовременных сборов21
 
Торговлю оружием и патронами на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие оружие и патроны на основании лицензий, а также юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием, выданные органами внутренних дел по месту их государственной регистрации (далее именуются – поставщики (продавцы)). 
 
Поставщики (продавцы) могут осуществлять предпродажную подготовку и регулировку оружия. 
 
Поставщикам (продавцам) запрещается продавать на территории Российской Федерации: 
 
«а) оружие юридическим и физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и типа оружия; 
 
б) оружие и патроны, не прошедшие сертификации в порядке, установленном федеральным законодательством, оружие без номера и клейма, а также патроны без маркировки и знака соответствия государственным стандартам на первичной упаковке; 
 
в) патроны юридическим и физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и типа оружия или разрешений на хранение или хранение и ношение соответствующего оружия; 
 
г) патроны физическим лицам, имеющим разрешения на хранение и ношение оружия, полученного во временное пользование; 
 
д) огнестрельное оружие с нарезным стволом, не прошедшее контрольный отстрел с представлением в федеральную пулегильзотеку отстрелянных пуль и гильз в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации; 
 
е) приспособления для бесшумной стрельбы и прицелы (прицельные комплексы) ночного видения к оружию, за исключением прицелов для охоты; 
 
ж) оружие и патроны, производимые только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран–импортеров, либо запрещенные к обороту на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «Об оружии»; 
 
з) оружие и патроны в помещениях, где продаются иные виды товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию; 
 
и) конструктивно сходные с оружием изделия, не имеющие сертификата соответствия; 
 
к) оружие, не исключенное в установленном порядке из состава Музейного фонда Российской Федерации» 22
 
Органы внутренних дел в соответствии с федеральным законодательством имеют право осматривать места хранения и торговли оружием и патронами, требовать от юридических и физических лиц предоставления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для осуществления контроля. 
 
При выявлении нарушений правил хранения или торговли оружием и патронами органы внутренних дел могут давать поставщикам (продавцам) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и запрещать в пределах своей компетенции деятельность соответствующих объектов. 
 
Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность23
 
Отношения, возникающие между продавцами и покупателями оружия и патронов по договору розничной купли-продажи, регулируются федеральным законодательством. 
 
Важно определить субъектов ответственности за нарушение правил оборота оружия, а именно лиц имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации: 
 
«1) государственные военизированные организации; 
 
2) юридические лица с особыми уставными задачами; 
 
3) юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им (далее – юридические лица – поставщики); 
 
4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; 
 
5) спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство; 
 
6) организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути; 
 
7) образовательные учреждения; 
 
8) граждане Российской Федерации; 
 
9) иностранные граждане» 24
 
Данным лицам согласно законодательству определены следующие виды наказания за административные правонарушения в сфере оборота оружия: 
 
1) Лишение специального права или приостановление деятельности для юридических лиц (аннулирование лицензий или разрешений). 
 
Лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях: 
 
– добровольного отказа от указанных лицензий или разрешений, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия; 
 
– систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия; 
 
– возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений; 
 
– конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей изменение баллистических и других технических характеристик указанных оружия и патронов к нему. 
 
Принятию решения об аннулировании лицензий или разрешений по основаниям должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим эти лицензию или разрешение. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений. 
 
Решение об аннулировании лицензии или разрешения может быть обжаловано их владельцем в судебном порядке. 
 
В случае аннулирования лицензий или разрешений повторное обращение за их получением возможно для юридических лиц по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан – по истечении пяти лет со дня их аннулирования25
 
2) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 
 
Изъятие оружия и патронов к нему производится: 
 
– органами внутренних дел в случаях: 
 
отсутствия лицензий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю ими, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешений на хранение или хранение и ношение оружия; 
 
аннулирования в установленном порядке указанных лицензий и разрешений; 
 
нарушения юридическими лицами или гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 
 
выявления самодельных или переделанных владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками; 
 
смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, а также смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружие; 
 
ликвидации юридического лица; 
 
– органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил охоты, рыболовства, охраны природы и природных ресурсов, в случаях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в пределах их компетенции с последующей передачей оружия в органы внутренних дел; 
 
– таможенными органами в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации; 
 
– в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 
 
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации26
 
Изъятые или конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
3) Штраф 
 
Административный штраф — является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной: 
 
1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 
 
2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа; 
 
3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году. 
 
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Административный штраф, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном статьей 7.27 КоАП РФ, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества. 
 
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. 
 
«Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации»27
 
Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. 
 
Таким образом, анализ правовой природы административных наказаний подтверждает то, что административная ответственность за нарушение правил оборота оружия раскрывается по отношению к конкретным субъектам и конкретным видам административных правонарушений, предусмотренных федеральным законодательством. 
§ 3 Классификация и особенности административных правонарушений в сфере оборота оружия 
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. 
 
Это понятие охватывает основные признаки административного правонарушения: 
 
а) антиобщественность (общественная опасность); 
 
б) противоправность; 
 
в) виновность; 
 
г) ответственность (наказуемость)28
 
Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Административное правонарушение, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда. (Ст. 2.1 КоАП РФ) 
 
Степень общественной опасности определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя. 
 
Административное правонарушение обладает меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. Разграничение этих видов правонарушений проводится именно по степени их общественной опасности. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 20 КоАП РФ регламентирует виды административных правонарушений посягающие на общественную безопасность и общественный порядок, а в нашем случае в сфере оборота оружия29
 
Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. 
 
Административная ответственность за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. 
 
Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия является посягательством на общественную безопасность. 
 
Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица. 
 
Среди физических лиц различают следующие категории: а) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; б) должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста. 
 
Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других – ограничение применения ее мер. 
 
Так, должностные лица признаются субъектами административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. 
 
В отношении классификации административных правонарушений выделяют наиболее системную, а именно по виду лиц которые несут ответственность за данные административные правонарушения. 
 
К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане, достигшие 16–летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели)30
 
Административно–правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством. 
 
К физическим и юридическим лицам применяются следующие виды административных наказаний – предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности. 
 
Субъект правонарушения – юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16–летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста). 
 
Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что данная классификация по видам лиц совершаемых правонарушения в сфере оборота оружия, является наиболее правильной и обоснованной. 
 
В главе 20 КоАП РФ содержаться статьи определяющие состав административных правонарушений в сфере оборота оружия. А именно в статьях с 20.8 по 20.15 КоАП РФ содержаться дефиниции и санкции соответствующих административных правонарушений в сфере оборота оружия. 
 
Разберем конкретные примеры административных правонарушений в сфере оборота оружия для выявления особенностей данных правонарушений. Например, статья 20.8 КоАП РФ субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, являются должностные лица и юридические лица. По смыслу указанной части под оружием подразумевается служебное, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. 
 
Согласно ст. 4, 5 Федерального закона «Об оружии» к служебному оружию относится: «оружие предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции». 
 
К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно–служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение Минобороны России, МВД России, Минюстом России, ФСБ, СВР, ФСО, Службой специальных объектов при Президенте РФ, ГТК России, прокуратурой РФ, войсками гражданской обороны, Государственной фельдъегерской службой РФ (далее – государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством РФ31
 
Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ». 
 
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об оружии» «приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями». 
 
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, является гражданин, нарушивший указанные правила. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об оружии» «охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие имеют право приобретать граждане РФ, которые получили охотничьи билеты или членские охотничьи билеты. Приобретенное оружие подлежит регистрации в органах внутренних дел. При регистрации указанного оружия ОВД выдает разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность его приобретения». 
 
В соответствии с правилами хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение оружия в порядке, установленном МВД России, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными МВД России, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. 
 
Административное наказание в виде возмездного изъятия охотничьего оружия и патронов к нему не может быть применено к лицам, для которых охота является основным законным источником средств существования. 
 
Далее как пример административного правонарушения рассмотрим статью 20.11 КоАП РФ «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет». 
 
«1) Нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей. 
 
2) Нарушение должностными лицами, ответственными за хранение и использование оружия, сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел, продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей»32
 
По смыслу ч. 1 статьи 20.11 КоАП РФ под оружием подразумевается оружие, относимое в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» к гражданскому оружию. 
 
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об оружии» «приобретенное гражданами огнестрельное длинноствольное оружие, а также охотничье пневматическое оружие подлежит регистрации в ОВД по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения. 
 
При регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны гражданину РФ органом внутренних дел по месту жительства выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного оружия, а также охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия – разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия». 
 
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, является должностное лицо. В соответствии с Правилами оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях: «разрешение на право хранения и ношения огнестрельного короткоствольного оружия, передаваемого сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, а также наградного оружия выдается ОВД по месту жительства указанных лиц в порядке, определяемом МВД России. 
 
При перемене места жительства указанные лица должны обратиться в ОВД по месту регистрации оружия с заявлением о снятии оружия с учета. По прибытии к новому месту жительства эти лица обязаны в десятидневный срок обратиться в ОВД для переоформления оружия в порядке, установленном МВД России»33
 
Так же необходимо исследовать и статью 20.10. КоАП РФ Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия: «незаконные изготовление, продажа пневматического оружия или передача пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой». 
 
Согласно Федеральному закону «Об оружии» под пневматическим оружием понимается оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. 
 
Пневматическое оружие с дульной энергией свыше 3 Дж относится к спортивному оружию, пневматическое оружие с дульной энергией не более 25 Дж относится к охотничьему оружию. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об оружии» «на территории РФ запрещается хранение или использование пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибром более 4,5 мм»34
 
Совершение лицензиатом рассматриваемого административного правонарушения влечет санкции в виде аннулирования лицензий или разрешений на оборот оружия, а также его последующее изъятие ОВД. 
 
Конфискация пневматического охотничьего оружия не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником добычи средств к существованию. 
 
Итак, из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что конкретные административные правонарушения указанные в КоАП РФ имеют свои неотъемлемые особенности которые позволяют их выделить как отдельный вид правонарушений в сфере оборота оружия. Так же есть множество пробелов которые на данный момент министерством внутренних дел выявлены и требуют законодательного оформления.

 

Статья 20.1. Мелкое хулиганство 

Объект – общественный порядок.  

Объективная сторона – Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. 

Общественный  порядок – это сложившийся в обществе комплекс отношений между людьми, обеспечивающий общественное спокойствие, неприкосновенность личности и целостность собственности, нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Он может устанавливаться не только государством, но и требованиями морали.  

Явное неуважение к обществу означает умышленное нарушение установленных  в нем правил поведения, которое  носит демонстративный характер. Оно может проявляться, например, в бесчинстве, унизительном обращении  с гражданами, длительном характере  посягательств, упорном, несмотря на замечания, совершении общественно вредных  действий. 

Как правило, к мелкому  хулиганству относятся действия, совершаемые в общественных местах. К ним относятся: улицы, парки, скверы, дворы, подъезды, все виды общественного транспорта, зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры), пляжи, зоны массового отдыха. В их число входят и такие территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся ими во время массового выезда туда граждан: лесные массивы, лужайки, берега рек, поля сельскохозяйственных культур.  

В подавляющем большинстве  случаев мелкое хулиганство совершается  в отношении случайных прохожих и посетителей, иных незнакомых или  малознакомых людей. Нередко в таких  случаях виновный в поведении  потерпевшего усматривает некий  повод для своих действий или  сам его провоцирует. Существенным обстоятельством для квалификации действий как хулиганских в подобных ситуациях следует считать явную  несоразмерность действий правонарушителя  вызвавшему их поводу. 

Кроме наличия двух вышерассмотренных  признаков, для признания деяния мелким хулиганством, необходимо наличие  одного из трёх способов его совершения.  

Нецензурная брань – одна из грубых форм выражения нарушителем своего неуважения к общественной нравственности. 

Нецензурная брань может  высказываться непосредственно  в разговоре, либо в виде пения  песен непристойного содержания, публичного рассказывания вульгарных анекдотов.  

Оскорбительное  приставание к гражданам это такой способ обращения к другим лицам, при котором их честь и достоинство унижается словом, жестом или действием (стремление навязать другим лицам публичный разговор, унижающий их честь и достоинство, хватание за руки, одежду и т.п.). 

Уничтожение имущества – это такое внешнее воздействие на предметы, в результате которого они прекращают свое существование либо приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению.  

Повреждение имущества – это такое изменение свойств имущества, при котором утрачивается значительная часть его полезных свойств и оно становится частично непригодным для целевого использования. В обоих последних случаях речь может идти только о чужом имуществе. 

Субъективная сторона – умысел, хулиганские мотивы.  

Мелкое хулиганство будет  лишь в тех случаях, когда поведение  правонарушителя обусловлено хулиганскими мотивами. Хулиган бросает вызов  обществу путем показного пренебрежения  к общественному порядку, людям, нарочитой грубости, «удали» и  т. д. 

Совершение же подобных действий в изолированной квартире, на даче и прочих местах по личным мотивам  и не нарушающих общественный порядок, хулиганством не является. Если такие  действия сопровождаются побоями, причинением  вреда здоровью, уничтожением или  повреждением имущества, они должны квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность  за преступления против личности или  собственности.  

Субъект – физическое лицо. 

Часть 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.  

Неповиновение, как правило, предполагает пассивное поведение нарушителя (отказ предъявить документы, удостоверяющие личность; следовать в полицию; неподчинение устным требованиям представителя власти о прекращении хулиганских действий и т.п.), хотя не исключается и активное поведение (несмотря на требование следовать в полицию, правонарушитель убегает). 

Указанное неповиновение  может оказываться не только представителям власти, но иным лицам, исполняющим  обязанности по охране общественного  порядка (комендант, вахтёр, охранник), а также любым гражданам, пресекающим  нарушение общественного порядка.  

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка  организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или  пикетирования 

Объект – общественный порядок и общественная безопасность.  

Согласно ст. 31 Конституции граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. 

В тоже время осуществление  указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается  использование этого права для  насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.  

Объективная сторона: 

Нарушение установленного порядка:  

Часть 1 – организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования 

Термины «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие», «пикетирование»  означают:

«собрание» – это заседание граждан для обсуждения каких-либо вопросов; 

«митинг» – массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к событиям общественно-политической жизни, действиям лиц и организаций;  

«шествие» – организованное движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам; 

«демонстрация» – публичное выражение большой группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств;  

«пикетирование» – наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления. 

Если собрание, митинг и  пикетирование происходят в статике, то шествие и демонстрация – в  динамике. Кроме того, собрание и  митинг, а также шествие и демонстрация отличаются по количеству участвующих  в них лиц.  

Исходя из положений действующей  Конституции, в настоящее время  установлен уведомительный, а не разрешительный порядок осуществления права  на проведение названных массовых мероприятий. 

Уведомление о проведении массовой акции подается в органы исполнительной власти организаторами в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до намеченной даты их проведения с предоставлением выписки из протокола о проведении данного мероприятия.  

В уведомлении указываются  цель, форма, место проведения массовой акции или маршрута движения, время  начала и окончания акции, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества организаторов, место их жительства, дата подачи уведомления, номер телефона. Оговариваются формы и методы обеспечения организаторами при  проведении массовой акции общественного  порядка, организации медицинской  помощи, использования звукоусиливающей аппаратуры. Указываются лица, ответственные  за эти участки обеспечения. 

Орган исполнительной власти принимает уведомление и письменно  подтверждает дату и время получения.  

Объективная сторона данного правонарушения, выражается как в действии, так и в бездействии (Например, непредставление уведомления о проведении массовой акции, или предоставление уведомления с нарушением установленных сроков, или составление уведомления с нарушением требований к форме его составления и т.д.) 

Информация о работе Административно-правовое регулирование оборота оружия