Административно-правовое регулирование в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 07:52, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в системе образования имеют место радикальные изменения, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, многоуровневой системы высшего образования, формированием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, созданием условий для выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, совершенствованием механизмов развития непрерывного образования. Немаловажным фактором, оказывающим воздействие на развитие системы образования, являются новые подходы в системе государственного управления и реформировании межбюджетных отношений.

Содержание

Введение………………………………………….………………………. 3
1. Понятие, принципы и задачи оказания образовательных услуг…………………………………………………………...……….. 4
2. Административно-правовые основы регулирования в сфере образования…………………………………………………………..… 7
Заключение………………………………………………………………. 18
Список использованной литературы………………………………..…. 19

Вложенные файлы: 1 файл

административное право 8.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).6

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

    1. Административно-правовые основы регулирования в сфере образования

Основой реализации государственной политики РФ в области образования является согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» Федеральная программа развития образования.7

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов утверждается Правительством РФ за исключением случаев, предусмотренных законом.

Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются:                                 на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Обязательный минимум каждой из программ устанавливается государственным образовательным стандартом.8

Общее руководство государственным или муниципальным учреждением начального профессионального образования осуществляет Совет, который принимает участие в комплектовании обучающимися и инженерно-педагогическими кадрами, в работе аттестационных и ревизионных комиссий, в рассмотрении расходования средств на содержание образовательного учреждения, рассматривает все случаи отчисления или перевода обучающихся в другие образовательные учреждения, осуществляет другие полномочия, предусмотренные уставом учреждения.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

 

Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки, обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия, предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Образовательное отношение представляет собой особую юридическую конструкцию, объектом которой выступает специфическое социальное благо, включающее системные знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные гражданином в процессе обучения и воспитания. Содержанием образовательных отношений выступают отношения между образовательной организацией (лицом, осуществляющим образовательную деятельность), и обучающимся, по поводу получения (предоставления) образования определенного уровня, основные характеристики которого определяются образовательной программой в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом.

В сфере образования присутствуют, помимо образовательных, иные, связанные с ними правоотношения, к которым относятся виды правовых связей, возникающих в процессе регулирования объектов в сфере образования средствами различных отраслей законодательства, а точнее административного. В совокупности они составляют сложную систему объективно и закономерно взаимосвязанных и, в большинстве случаев, взаимообусловленных правоотношений, объединенную общей целью содействия реализации права на образование. Образовательные отношения, являясь системо-образующими в сфере образования, должны получить максимально полную регламентацию в правовых нормах. Иные отношения, связанные с образовательными, оставаясь в рамках общих предписаний своих отраслей, подлежат регулированию нормами законодательства об образовании только в части особенностей их реализации в сфере образования. Отличительной чертой метода правового регулирования образовательных отношений является сочетание императивности и диспозитивности, что позволяет варьировать, подстраивать образовательные отношения под существующие в данном регионе (или в данной образовательной организации) условия.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,
    2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений"// "Собрание законодательства РФ", 19.08.2013, N 33, ст. 4377

 

Список использованной литературы:

    1. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право. Учебник. М.: Эксмо, 2005;
    2. Ибрагимов М.Г. Правовое регулирование в сфере образования в контексте государственной образовательной политики /Е.М.Ибрагимова, М.Г.Ибрагимов// Правовая политика и правовая жизнь. - Саратов-Москва: Саратовский филиал Института государства и права РАН, 2012. - № 2.;
    3. Каплюк М.А. Органы управления высшим учебным заведением: проблемы разграничения полномочий и ответственности // Право и образование. 2007. № 5;
    4. Ягофаров Д.А. Образовательное нормотворчество и образовательные правоотношения в механизме правового регулирования отношений в сфере образования (теоретико-правовой аспект) // Право и образование. 2006. № 4. 
       
       

1 "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,

2Федеральный Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 64

3 Федеральный Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 66

4 Федеральный Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 69

5 Федеральный Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 73

6 Федеральный Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 76

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61»О федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы»

8

 

 


Информация о работе Административно-правовое регулирование в сфере образования