Административно-правовое регулирование в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 07:52, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в системе образования имеют место радикальные изменения, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, многоуровневой системы высшего образования, формированием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, созданием условий для выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, совершенствованием механизмов развития непрерывного образования. Немаловажным фактором, оказывающим воздействие на развитие системы образования, являются новые подходы в системе государственного управления и реформировании межбюджетных отношений.

Содержание

Введение………………………………………….………………………. 3
1. Понятие, принципы и задачи оказания образовательных услуг…………………………………………………………...……….. 4
2. Административно-правовые основы регулирования в сфере образования…………………………………………………………..… 7
Заключение………………………………………………………………. 18
Список использованной литературы………………………………..…. 19

Вложенные файлы: 1 файл

административное право 8.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………….………………………. 3

  1. Понятие, принципы  и задачи оказания образовательных услуг…………………………………………………………...……….. 4
  2. Административно-правовые основы регулирования в сфере образования…………………………………………………………..… 7

Заключение………………………………………………………………. 18

Список использованной литературы………………………………..…. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы в условиях активного обсуждения проекта нового интегрированного Закона «Об образовании в Российской Федерации» особенный интерес исследователей вызывает проблема правового регулирования сферы образования, объединяющей многогранные, по своей природе, отношения. В системе образования возникают и функционируют общественные отношения, представляющие собой формы социального взаимодействия, регулируемые нормами разных отраслей права.

В настоящее время в системе образования имеют место радикальные изменения, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, многоуровневой системы высшего образования, формированием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, созданием условий для выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, совершенствованием механизмов развития непрерывного образования. Немаловажным фактором, оказывающим воздействие на развитие системы образования, являются новые подходы в системе государственного управления и реформировании межбюджетных отношений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие, принципы  и задачи оказания образовательных услуг

Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Федеральный Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".1

Под образованием в соответствии понимается  единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образование должно оказывать позитивное влияние на развитие человека и обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Под системой образования понимается совокупность элементов преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, включающих в себя:

- систему органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;

- сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать самоопределения личности, создавать условий для ее самореализации, развивать общество, укреплять и совершенствовать правовое государства.

Формой получения образования является порядок его получения и подтверждения. Существуют следующие формы получения образования.

· форме очной;

·  очно-заочной (вечерней);

· заочной;

· в форме семейного образования;

· самообразования;

· экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Каждому виду образования и соответственно оказываемой образовательной услуге соответствует образовательная программа и образовательный стандарт, устанавливающий минимальный уровень получаемых знаний. В образовательном процессе в настоящее время используются общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы. Программы первого вида направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Что касается профессиональных образовательных программ, то они направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Оба типа образовательных программ естественно конкретизируются применительно к виду получаемого образования.

Государственный образовательный стандарт состоит из обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки учеников. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако важно отметить, что стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет также на основе конкурса, который объявляется Правительством Российской Федерации.

Для обучающихся с отклонениями в развитии государством устанавливаются специальные стандарты. Главное социальное предназначение стандартов состоит в том, что они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Законодатель выделяет несколько видов получения образования. Некоторые из них зависят о достижения гражданином определенного возраста, другие от прежде достигнутого уровня знаний, третьи, лишь от воли лица желающего приобрести какой-либо навык. Все они входят в единую образовательную систему. Законодатель выделяет следующие виды образования:

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.2

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом                           их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального                 общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста       видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций                   и итоговой аттестации обучающихся. 

Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением,                 письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа                          жизни).

Основное общее образование направлено на становление                                   и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение                 основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление                 и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию                    и творческих способностей обучающегося, формирование                              навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются               к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к                конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.3

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека                   и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих                     и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества                               и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.                     В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего                                  и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей                                   личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.4

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров                    в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже                          высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению                        программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для    работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.5

Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих                     понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено                          на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование                    культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так                              и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в                 сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в сфере образования