Административное пресечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и пра-вопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов высту-пают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…4
1.Понятие и характеристика пресечения в административном праве…..……...5
2. Классификация мер административного пресечения……………………….…9
2.1Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя…….14
2.2Меры имущественного характера………………………………………..….22
2.3Меры технического характера………………………………………………..25
2.4Санитарно-эпидемиологического характера……………………………..…28
2.5 Финансово-кредитного характера………………………………………….….30
Заключение…………………………………………………………….…………...32
Список использованных источников……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

административное пресечение.docx

— 110.04 Кб (Скачать файл)

Меры административного  пресечения могут применяться и к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, к работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность[8, c. 361].

Меры административного  пресечения всегда являются мгновенной реакцией органа административной власти на противоправные действия и характеризуются резким вмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизни подвластного лица. Как указывает, например, Л.Л. Попов: «…практически невозможно в каждом возможном случае применения мер административного пресечения доказывать правомочность требования, на котором основано принуждение»[11, с. 19]. В связи с этим, замечает А.В. Серегин, нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их осуществляющим[12, с.22].

При применении мер пресечения установления вины не требуется, поскольку в процессе осуществления этих мер отсутствует всесторонняя оценка нарушения с точки зрения предстоящего привлечения к ответственности. Их применение не влечет для субъекта состояния наказанности. Указанными особенностями объясняется то, что меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно-противоправных деяний, совершенных невменяемыми, душевнобольными[10, c. 100].

Некоторые ученые полагают, что меры пресечения могут применяться  в силу не только совершаемого правонарушения, но и возникновения опасности  вследствие какого-либо события. Так  Л.Л. Попов отмечает, что «меры  административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события»[11, с. 20]. Например, органы сан-надзора вправе выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению в силу как совершаемого правонарушения, так и естественных причин. По мнению Л.Л. Попова, «важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины»[11, с.20]. Вряд ли подобная аргументация является убедительной. В приведенном примере отсутствует пресечение, присутствует скорее всего административное предупреждение. Если бы запрещалась торговля такими продуктами, то подобная мера представляла бы собой пресечение, поскольку торговля ими образовывала бы правонарушение. Стало быть, пресечение является реакцией только на правонарушение, направлено на его прекращение или прекращение объективно противоправных действий[4, c. 50].

С учетом всех названных  признаков под мерами административного пресечения, следует понимать юридические средства и способы принудительного воздействия, имеющие целью прекращение противоправных деяний и недопущение новых путем прямого вмешательства субъектами административной власти (органами исполнительной власти и их должностными лицами), наделенными специальными полномочиями, в деятельность правонарушителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классификация мер административного пресечения

Среди других мер административно-правового  принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных субъектов, различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что большое внимание уделяется своевременному прекращению правонарушений, предотвращению вреда.

Д.Н. Бахрах, исходя из цели и  образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения.

 К общим мерам он относит:

  • требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению ее полномочий);
  • превентивное задержание;
  • принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
  • временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем безопасному выполнению окружающими их обязанностей;
  • запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
  • запрещение или ограничение дорожных ремонтно-строительных работ, которые представляют опасность для людей, строений, дорожного движения и т.п.;
  • приостановление работы предприятия в случае грубых нарушений правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.[5, c. 329].

Л.М. Рябцев же общие меры называет обычными. И кроме названных выше мер он еще называет:

  • снос самовольно возведенных строений;
  • запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного

 питания из-за их антисанитарного состояния и другие меры [10, c. 101].

К специальным мерам Д.Н. Бахрах относит:

  • применение приемов боевой борьбы;
  • использование служебных собак; воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.д.);

• использование огнестрельного оружия, боевой техники [5, c. 329].

По сути, аналогичные меры административного пресечения используются и компетентными органами публичной администрации Республики Беларусь.

Согласно ст.28 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел применяет наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных, в случае:

  1. отражения нападения на сотрудников органов внутренних дел и иных граждан;
  2. освобождения заложников;
  3. отражения нападения на здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для освобождения захваченных объектов;
  4. пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям сотрудника органов внутренних дел либо иных лиц, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
  5. задержания и доставления в органы внутренних дел подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, в отношении которых ведется административный процесс, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а также конвоирования и содержания лиц, подвергнутых административному аресту, депортации или высылке, лиц, задержанных по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, лиц, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо имеются основания полагать, что они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
  6. пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества;
  7. остановки транспортного средства, водитель которого не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства;
  8. в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются работником милиции самостоятельно, исходя из складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя [13].

Согласно ст.29 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел имеет право на применение оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, в отношении лица:

  1. совершающего нападение на сотрудника органов внутренних дел и (или) иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;
  2. совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилые помещения или иные законные владения граждан, помещения, иные объекты организаций, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, на лиц или объекты, охраняемые органами внутренних дел;
  3. совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;
  4. совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;
  5. застигнутого при совершении действий, указанных в пунктах 2-5, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов внутренних дел или иных граждан;
  6. совершающего побег из-под стражи, конвоя;
  7. не подчинившегося законному требованию сотрудника органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел или иных граждан[13].

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на использование  огнестрельного оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, для:

  1. подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
  2. обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью граждан;
  3. остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление [13].

Перечень процессуальных мер пресечения содержится в статьях  ПИКоАП Республики Беларусь. Цель их применения — обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях, для чего требуется не позволить виновному уклониться от ответственности; собрать необходимые доказательства; обеспечить исполнение постановления[8, c. 367].

Следовательно, цели мер  пресечения и обеспечения не одинаковы. Меры обеспечения применяются к  лицам после совершения правонарушения. Иначе говоря, обеспечительные меры — это меры оконченного правонарушения, тогда как меры пресечения — меры продолжающегося, еще совершаемого, находящегося на стадии совершения правонарушения[4, c. 53].

Главная цель применения процессуальных мер— обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях, не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, замена исправительных работ арестом[6, c. 244].

Крамник же не соглашается  с мнением Д.Б. Бахраха о включении  процессуальных мер в систему мер пресечения. Он полагает, что правильнее было бы под названием «Меры обеспечения административного процесса» считать их самостоятельным видом мер административно-правового принуждения.

Исходя из способов и средств, Крамник разделяет меры пресечения на три вида:

1) меры, выражающиеся в  принудительных действиях;

2) меры, применяемые с  использованием средств;

3) вынесение специальных  правовых актов (предписаний).

К первому виду он относит преобладающая часть мер пресечения:

1) требование прекратить  совершение противоправного деяния;

2) задержание;

3) помещение в медицинский  вытрезвитель;

4) досмотр;

5) осмотр;

6) вхождение в жилые  и нежилые помещения и другие  места;

7) изъятие предметов;

8) отстранения от управления  транспортным средством;

9) отстранение от работы;

10) обследование;

11) воспрепятствование проезда  через государственную границу;

12) опечатывание;

13) прекращение групповых  беспорядков;

14) выдворение.

Ко второму виду относятся так называемые специальные, особые меры пресечения. Они применяются с использованием специальных средств, физической силы, огнестрельного оружия. По этой причине их можно разделить на три подвида:

Информация о работе Административное пресечение