КоАП (ст. 39) определяет
срок погашения административного
взыскания, т.е. прекращения состояния
административной наказанности
нарушителя. Лицо считается не
подвергавшимся административному
взысканию, если в течение года
со дня окончания взыскания
не совершило нового административного
правонарушения. Правила наложения административных
взысканий предусматривают обязательность
правонарушителя возместить причинённый
ущерб.
Взыскания должны налагаться
с учетом характера совершенного
правонарушения, личности нарушителя,
степени его вины, имущественного и семейного
положения для того, чтобы при применении
взысканий не были ущемлены интересы малообеспеченной
семьи и самого нарушителя.
- Субъекты административных правонарушений, несущие за их
совершение иные
виды ответственности и случаи несения
ими
административной
ответственности на общих основаниях
Специальным субъектом административного
проступка выступают должностные
лица, родители несовершеннолетних детей,
находящиеся на территории нашей страны
иностранные граждане, не пользующиеся
дипломатическим иммунитетом, и лица без
гражданства.
Особым субъектом административного
правонарушения являются военнослужащие
и находящиеся на военных сборах граждане,
а также сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной
системы, таможенных органов, которые
за административные проступки несут
ответственность по дисциплинарным уставам
и другим нормативным актам. Однако за
нарушение правил режима Государственной
границы РФ, пограничного режима, режима
в пунктах пропуска через Государственную
границу РФ, правил дорожного движения,
требований пожарной безопасности вне
места службы, правил охоты, рыболовства
и охраны рыбных запасов, таможенных правил,
административных правонарушений в области
налогов, сборов и финансов и некоторых
других они несут административную ответственность
на общих основаниях. Исключение из этой
общей нормы (ст. 2.5 КоАП) состоит в том,
что к указанным лицам не может быть применен
административный арест, а к военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву,
кроме того, административный штраф. Вместе
с тем полномочные органы и должностные
лица, рассматривая дела об административных
правонарушениях, совершенных военнослужащими,
могут вместо применения административного
наказания передавать материалы о правонарушении
соответствующим органам военного управления
(командиру воинской части, военному коменданту,
начальнику гарнизона) для решения вопроса
о привлечении виновных к дисциплинарной
ответственности.
Существенными особенностями
в качестве субъектов административных
правонарушений характеризуются должностные
лица. Они несут административную
ответственность не только за собственные
действия (бездействие), связанные с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением ими своих
служебных обязанностей, но и за действия
подчиненных им работников, нарушающих
соответствующие правила.
Понятие должностного лица
ранее содержалось только в УК
РФ (ст. 285). Теперь это понятие установлено
и в КоАП (ст. 2.4).
Под должностными лицами, согласно
КоАП, понимаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти, т.е. наделенные
в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
от них в служебной зависимости. К ним
относятся также лица, выполняющие организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации.
Совершившие административные
правонарушения в связи с выполнением
организационно-распорядительных и
административно-хозяйственных функций
руководители и другие работники иных
организаций, а также лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, несут
административную ответственность как
должностные лица, если законом не установлено
иное. Таким образом, как должностные лица
несут ответственность и индивидуальные
предприниматели, а также руководители
и служащие юридических лиц (организаций)
независимо от формы собственности, совершившие
административные правонарушения в связи
с выполнением в своих структурах управленческих
функций. Обладают определенными особенностями
и такие субъекты административных правонарушений,
как родители или лица, законно их заменяющие.
Они несут административную ответственность
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей по содержанию и воспитанию
несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП). Например,
в связи с потреблением несовершеннолетними
наркотических веществ без назначения
врача или совершение других правонарушений,
в частности мелкого хулиганства, подростком
в возрасте от 14 до 16 лет, их родители и
лица, их заменяющие, могут подвергаться
предупреждению или административному
штрафу. Тем не менее здесь нет ответственности
за чужую вину: родители и лица, их заменяющие,
несут ответственность не за противоправные
действия детей, а за отсутствие надлежащего
контроля над их поведением.
Административное право представляет
собой самостоятельную отрасль российского
права, имеющую важное значение в системе
средств правового регулирования общественных
отношений. Административное право регулирует
управленческие отношения, складывающиеся
в сфере функционирования, прежде всего
исполнительной власти. Но административное
право выполняет важные регулятивные
и охранительные функции во всей сфере
публично-правового регулирования, регламентируя
отношения органов власти и иных участников
правоотношений. Нормы и институты административного
права, равно как и административные правоотношения,
имеют определенные особенности по своей
юридической природе, структуре, применению
и сфере воздействия. По объему нормативного
материала административное право является
одной из наиболее крупных отраслей права.
6. Список использованных
источников и литературы
- Агапов, А.Б. Административная ответственность: Учебник / А.Б.Агапов. - М.: Статут, 2005.
- Алехин, А.П. Административное право: Учебник / А.П.Алехин, Ю.М.Козлов. - М.: Орбита, 2004.
- Бахрах, Д. Н. Административное право: Учебник / Д.Н.Бахрах. - М.: НОРМА—ИНФРА • М, 2007.
- Габричидзе, Б.Н. Административное право: Учебник / Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. - М.: ПРАВО, 2002.
- Дубровин, В.Я., Юридическая ответственность военнослужащих. Справочное пособие. / В.Я.Дубровин, Ю.И.Мигачев. - М.: Юрлитинформ, 2000.
- Звоненко, Д.П. Административное право: Учебник / Д.П.Звоненко, А.Ю.Малумов, Г.Ю.Малумов. – М.: "Юстицинформ", 2007.
- Князев, С.Д. Конституция РФ и современное российское административное право // ЖРП, 2001. № 10.
- Попов, Л.Л. Административное право: Учебник / Л.Л.Попов. М.: Юристъ, 2005.
- Российский, Б. В. Административное право: Учебник / Б.В.Российский. - М.: Право и закон, 2001.
- Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. – "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2011.