Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность - форма юридической ответственности физических и юридических лиц, установленная законодательством для защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, а также порядка осуществления государственной власти.
Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Вложенные файлы: 1 файл

админ право.docx

— 45.23 Кб (Скачать файл)

Небрежность состоит в  непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий.

Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Так, ряд статей КоАП допускает обе формы вины, и совершение правонарушения по неосторожности может служить основанием для назначения менее строгого наказания в пределах, установленных санкцией конкретной правовой нормы.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий. В частности, такие казусы нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях. Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи Кодекса об административных правонарушениях и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением.

Во всех названных случаях цель выступает в качестве признака состава, а ее отсутствие исключает возможность признания названных действий административными правонарушениями. В иных случаях, когда в КоАП РФ или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу. 

  1. Назовите обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Какой перечень является исчерпывающим?

 

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого  административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими  административную ответственность, признаются:

- раскаяние виновного;

- добровольное сообщение  лицом о совершенном им административном  правонарушении;

- предотвращение виновным  вредных последствий правонарушения;

- совершение административного  правонарушения в состоянии сильного  душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение административного  правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данные обстоятельства являются основанием для выбора менее строгого наказания в пределах санкции нарушенной нормы. Указанные обстоятельства не образуют исчерпывающий перечень. Орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например, преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

Обстоятельствами, отягчающими  ответственность за административное правонарушение, признаются:

- продолжение противоправного  поведения, несмотря на требования  уполномоченных на то лиц прекратить его;

- повторное в течение  года совершение однородного  административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

- совершение административного  правонарушения группой лиц;

- совершение административного  правонарушения в условиях стихийного  бедствия или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами. Он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств. Это исключает признание иных оснований в качестве отягощающих вину, а равно и оснований для усиления административного наказания.

Обстоятельствами, отягчающими  административную ответственность, могут  быть признаны лишь те, которые не представляют собой объективные признаки административного  правонарушения, как, например, состояние  опьянения не расценивается подобным обстоятельством в случае управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, поскольку данное правонарушение образует состав самостоятельного административного  правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

При наложении обоснованного и справедливого административного взыскания обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения играют особую роль.

 

  1. Виды административных взысканий и порядок их наложения

 

Административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение. Она применяется в целях наказания правонарушителя, в целях его воспитания и предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Эти меры содержат элемент кары и являются мерами административного принуждения.

В статье 3.2 гл. 3 КоАП указаны виды мер административного взыскания. Эти меры исчерпывающие. Другие меры административного взыскания могут быть установлены только законом.

В ст. 3.3 Кодекса указаны административные взыскания, которые могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных взысканий. Так возмездное изъятие, конфискация и административное выдворение могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных взысканий

Виды мер административного  взыскания:

1. Предупреждение (ст. 3.4 КоАП). Это взыскание морального характера. Оно выносится в письменной форме. Устное предупреждение (замечание) не является административным взысканием. Эта мера взыскания применяется за не значительные, не опасные правонарушения и применяется по тем правонарушениям, где эта мера предусмотрена санкцией.

2. Штраф (ст. 3.5 КоАП). Это денежное взыскание. Штраф является наиболее распространенным административным взысканием. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Штраф является основным видом административного взыскания. Он не может применяться в качестве замены других взысканий, но может налагаться в сочетании с дополнительными административными взысканиями (возмездное изъятие, конфискация предмета).

3. Возмездное изъятие  (ст.3.6 КоАП). Состоит в принудительном изъятии только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственно объектом совершения правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (при конфискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность государства). Возмездное изъятие оружия и боеприпасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Возмездное изъятие применяется в качестве основного административного взыскания и в качестве дополнительного.

4. Конфискация (ст. 3.7 КоАП). Состоит в принудительном, безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Конфискуется именно предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания. Согласно Конституции РФ конфискацию предмета могут осуществлять только суды. Законодательством определен перечень предметов, не подлежащих конфискации (например, предметы личной гигиены, или предметы первой необходимости). Конфискация оружия или других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Конфискация может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного административного взыскания.

5. Лишение специальных прав (ст.3.8 КоАП). Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (право управления транспортным средством, право охоты и т.д.), применяется на срок от 30 дней до 3 лет.

Лишение управления средствами транспорта не может применяться  к лицам, которые пользуются этими  средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев: управления в состоянии опьянения; невыполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства; оставлении в нарушении действующих правил места ДТП, участниками которого они являются; уклонения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

6. Административный арест  (ст. 3.9 КоАП). Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Административный арест назначается судьей.

Административный арест  не может применяться к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей  в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам 1 и 2 групп. Административный арест является самым строгим административным взысканием. Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

8. Выдворение за пределы  РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 3.10 КоАП). Заключается в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу за пределы РФ и в определенном случае - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Административное выдворение является мерой государственного принуждения.

9. Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

 Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

10. Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП). Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.  Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

КоАП регламентируются основные правила наложения административных взысканий. К ним относятся:

—общие принципы наложения  административных взысканий;

—обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения;

—исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности;

—порядок возмещения причинённого административным правонарушением  имущественного ущерба и некоторые  другие.

 Взыскание за административное  правонарушение налагается в  пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными актами субъектов РФ и другими нормативными актами об административных правонарушениях.

 Законность применительно  к наложению административных  взысканий заключается в том, что должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может наложить на виновного только то взыскание, которое установлено законодательным актом и только в пределах санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение.

 Наложение административных  взысканий при совершении нескольких  административных правонарушений в соответствии со ст. 36 КоАП производиться при наличии следующих условий:

—совершение лицом двух или более административных правоотношений;

—каждое из правонарушений квалифицируется по отдельной статье КоАП или др. нормативно-правовым актам;

—по каждому правонарушению не истекли сроки давности привлечения  к административной ответственности;

—ни за одно из них лицо не подвергалось административному взысканию.

 Взыскание налагается  за каждое правонарушение в  отдельности, кроме случаев, когда дела о совершённых правонарушения рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом.

 При решении вопроса  о привлечении правонарушителя  к административной ответственности  учитываются давностные сроки  наложения административного взыскания. Оно не может быть наложено позднее 2-х месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) — 2-х месяцев со дня его обнаружения.

 В случае отказа  в возбуждении уголовного дела  либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Информация о работе Административное право