Административная реформа в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:28, реферат

Краткое описание

Все существующее нуждается в обновлении, тем более это касается такой сложной и динамично развивающейся сферы, как система государственного управления. Известно, что управляющая система не может быть менее сложной, чем управляемая система. Если общество, управляемая система, развивается постоянно, то так же динамично должно быть и государственное управление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ ЗАПАДНЫХ СТРАН……………………………………………………………………………...6
2 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ……………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Административные реф.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

С формированием правительства Тони Блэра (1997-2007) административные реформы продолжаются, но они приобретают новые краски и направления. Если ранее основное внимание уделялось экономическому подходу к государственному управлению, то сейчас не только рынок, но и демократия рассматриваются в качестве пересекающихся факторов административных реформ; учитываются не только экономические, но и политические издержки. Здесь одними из центральных вопросов ставятся возрождение и развитие местного управления, парламентская модернизация, деволюция и развитие электронного правительства. Основной идеологии административных трансформаций здесь выступает поиск ≪третьего пути≫ между неолиберализмом и старой социал-демократией. С премьерством Гордона Брауна (2007-2010) также связана попытка проведения плана реформирования государственного управления. Основная задача реформирования виделась в таком управлении, которое бы было ответственным перед британцами и чувствительным к их потребностям. [5,43]

Основные направления  реформы были связаны с сокращениями затрат в группе высшей гражданской службы, с уменьшением расходов на консультационную службу и маркетинг, с упразднением более ста правительственных структур и усилением надзора над оставшимися, с уменьшением концентрации государственных служащих в Лондоне и на юго-востоке страны. [14,23]

Нынешнее коалиционное правительство Дэвида Камерона, сформированное в 2010г., делает ставку не на рынок или государство, а на общество, проводя реформы под лозунгом «Большое общество» (“Big Society”), модернизируя публичное управление и публичную службу путем вовлечения общественности в процессы контроля, определения и выработки публичной политики, выявления значимости государственных функций и т.д. Предваряющими документами, поставившими проблему политико-административной реформы, были четыре доклада, подготовленные различными институтами и организациями. [7,148]

Первый доклад под  названием «Доверие к системе. Восстанавливая доверие к нашей системе государственного управления и регулирования» был подготовлен Институтом политики регулирования летом 2009г.  В нем отмечалось, что недоверие связано не только с отдельными политиками или правительством, а с системой государственного управления. И нынешний кризис лишь обострил его. Люди потеряли доверие к политическим и регуляторным процессам. Корни недоверия, согласно докладу, следует искать в электоральном процессе, соглашениях об ответственности и подотчетности, положении и потребностях средств массовой информации, неспособности управлять ожиданиями, неполном понимании коммуникационных потребностей граждан, изменяющейся профессиональной иерархии. [12,63]

Авторы доклада выделяют три основных темы, которые связаны  с восстановлением доверия к  системе.

Первая тема связана  с отделением политиканства от политики. Доверие может быть повышено, если в политике не будут преобладать политические игры, личные интересы, нечестность и сокрытие правды. В этой связи необходимо поднять уровень и качество управления процессом выработки политики.

Вторая тема – повышение чувствительности правительства к публичным интересам. Принимаемые решения должны четко выражать публичные интересы, а процесс их выработки должен быть прозрачным.

Третья тема касалась восприятия компетентности и отзывчивости системы. Здесь улучшение доверие определялось повышение ответственности органов власти перед гражданами.

Второй доклад «С надеждой: Уайт-холл перед будущим», подготовленный в январе 2010г. Институтом изучения правительства, ставил своей задачей подчеркнуть те узловые проблемы реформирования правительства, которые соответствовали бы идее «объединенного управления». В сердце британского правительства существует разрыв, который ослабляет общие политические усилия по достижению стратегических целей. Во-первых, подчеркивалось, что необходимо изменить значение центрального правительства. Оно должно сосредоточиться на стратегических способностях и задачах, чтобы достигать приоритетных целей. Во-вторых, требует изменения управление в департаментах правительства. Многие ведомства еще не могут выполнять ответственно стратегические задачи центра за счет разделения власти и ответственности с центром. В-третьих, основной задачей является повышения значения координации политики, чтобы обеспечить управление сквозными вопросами правительства. [7,56]

Третий доклад был опубликован в то же время непартийной группой «Инициативы для лучшего управления», объединяющей бывших государственных служащих, под названием «Качественное правительство: Реформируя парламент и исполнительную власть». Авторы доклада указывают на то, что качественное управление должно следовать основным принципам, которые определяют формирование и осуществление политики и подготовку и оценку законодательства. Реализация этих принципов зависит от гармоничного функционирования различных частей государства, особенно, парламента и исполнительной власти. Главными ценностями, из которых проистекают практические принципы, являются единство, прозрачность, объективность, подотчетность и ответственность. В последние двадцать лет страна достигла определенного развития, но были совершены и ряд ошибок в публичном управлении. В то же время появились и новые факторы, которые заставляют вновь ставить вопрос о реформе, - расширение активности публичного управления, влияние средств массовой информации и новых информационных технологий, политизация огромных областей публичных дел. Отсюда, как следует из доклада, проистекает напряжение между стремлением к большей централизации и требованием децентрализации, между профессионализацией и политизацией, между критической ролью средств массовой информации и их стремлением влиять на повестку дня управления. [3,15]

Конституционный комитет  Палаты лордов опубликовал свой доклад «Управление кабинета и центр правительства», в котором потребность в совершенствовании деятельности публичного управления определяются как необходимость большей «прозрачности и подотчетности» и реконструкции отношений между различными департаментами, такими как управление кабинета, управление премьер-министра, казначейство и т.д. Основное внимание здесь уделено исследованию активности тех обслуживающих правительство структур, которые за последние десятилетия приобрели значительный вес в политике и публичном управлении. В этом отношении авторы доклада подчеркивают, что необходимо соблюдать определенное соответствие между структурами власти и структурами ответственности в системе управления. Там, где происходит крен в структурах власти, там необходимо проверять и структуру ответственности. [4,110]

Все эти доклады создавали  определенную идейную атмосферу, в  которой коалиционное правительство Камерона обратилось к совершенствованию публичного управления. В коалиционной программе, опубликованной в мае 2010г., совершенствование публичного управления в широком смысле слова включало в себя ряд задач, объединенных понятием «политическая реформа». Политическая реформа касалась электоральной системы, деятельности парламента, повышение эффективности деятельности правительства, изменения отношений государства и общества, деволюции, налоговой политики и т.д. Специальный раздел был посвящен прозрачности правительства. В отношении государственной гражданской службы ставилась цель «улучшить гражданскую службу и сделать так, чтобы лучшие гражданские служащие награждались, а менее эффективные уходили», а также реформировать компенсационную схему гражданской службы, чтобы привести ее в соответствие с практикой в частном секторе. В 2011г. обсуждение программы реформирования публичного управления, государственной гражданской службы и публичных услуг стала более активной. В своей речи о «Большом обществе» 23 мая премьер-министр уделил особое внимание публичным услугам и проблемам выработки государственной политики. В мае же Правительство опубликовало планы структурных реформ для всех министерств и департаментов центрального правительства. В Плане структурных реформ для Управления кабинета особое внимание уделялось повышению роли публичного управления, когда правительство становится его центром. [16,67]

Структурные приоритеты реформы включают в себя следующие цели:

1. Внедрить действенность  и эффективность в правительство: Сделать центральное правительство более эффективным и действенным посредством мудрой траты денег налогоплательщиков, упразднения лишних выплат и реформировании гражданской службы.

2. Повысить прозрачность  в публичном секторе: Публиковать информацию, которая даст налогоплательщикам возможность контролировать государственных служащих, а пользователям публичных услуг выбирать между провайдерами.

3. Реформировать политическую  и конституционную систему:

Способствовать усилиям дать власть народу и сообществам через перераспределение власти от британского сверх централизованного государства.

4. Построить Большое  общество: Построить Большое общество посредством повышения власти сообществ, открытия публичных услуг и развития социальных действий.

5. Продвигать социальную мобильность: Помогать создавать более справедливое, более открытое и более мобильное общество. [14,26]

Современный этап реформирования публичного управления и гражданской службы в Великобритании в отличие от предыдущих административных реформ характеризуется большей сопряженностью с масштабными политическими реформами, которые проводит коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов. Попытка найти новую идею политического управления вне рыночных и этатистских подходов явно выражена в коалиционной стратегии реформ, но, насколько она будет конструктивной, покажет будущее.

 

 

 

Заключение

 

В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих, национальных и социальных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через систему административно-государственного управления, являющуюся комплексным социальным институтом. Процесс государственного администрирования фиксируется в деятельности должностных лиц и является практической реализацией целей и воли государства. Это отличает государственную службу от гражданской, которая является средством осуществления целей, интересов и прав отдельных граждан или общественных ассоциаций.

Государство и общество в состоянии решить свои основные задачи лишь при условии целенаправленной высокопрофессиональной деятельности системы административно-государственного управления. Именно поэтому такое  важное значение имеет развитие теории административно-государственного управления как самостоятельной научной дисциплины. [15,33]

Следует особо подчеркнуть, что в современной науке доминирует общий подход к системе административно-государственного управления и современной бюрократии как к политическим феноменам. Концепция «политической бюрократии» ориентирована не на абстрактное общее благо, а на политические интересы и цели. Анализируя опыт административно-государственного управления в Великобритании, можно сказать, что сегодня нет «нейтральной» администрации: есть ключевые посты в госаппарате занимают политические чиновники. Поэтому есть все основания говорить о политизации государственной службы. [10,234]

Интересная тенденция  проявилась в последние десятилетия  при формировании модели аппарата государственных служащих в Великобритании. Исторически сложилось так, что в госаппарате Великобритании достаточно долго преобладали администраторы широкого профиля — дженералисты. Время показало, что эта модель имеет свои сильные и слабые стороны. Несомненно, расширенное использование дженералистов упрощает задачу общей координации управления. Администраторы широкого профиля, способные трансформировать мнения экспертов в предложения и проекты, понятные политическим руководителям, оказывают большую помощь лицам, принимающим решения. Очевидно также, что узкие специалисты не способны анализировать проблемы в широком контексте общегосударственных интересов. Однако существует и другая сторона проблемы. В условиях постоянно возрастающей специализации управления, расширения и усложнения сфер государственной активности администраторы широкого профиля не справляются с возросшим объемом задач — значительная доля времени экспертов уходит на то, чтобы изложить им проблему в простой и доступной форме. Именно поэтому возникла компромиссная тенденция — создание интегральной иерархии, при которой специалисты и дженералисты работают рука об руку под единым руководством высшего чиновника. Это позволяет объединить сильные стороны двух существовавших ранее подходов, по возможности избегая их слабых сторон. [17,15]

Весьма важным представляется вопрос о карьере чиновника на государственной службе. Здесь также  прокладывают себе дорогу новаторские  тенденции. Достаточно долго в Великобритании основным элементом бюрократической  карьеры была гарантия медленного, но верного продвижения по службе в зависимости от стажа или возраста. Однако в современных условиях, когда административные реформы и инновации стали обычной практикой, стаж работы уже не может служить главным критерием при назначении на более высокую должность. Гораздо важнее высокие деловые качества, личная инициатива, предприимчивость и новаторство. Именно эти критерии заложены в современной английской модели карьеры государственного служащего, которая на сегодня должна быть признана наиболее оптимальной: здесь нет автоматического продвижения вверх по служебной лестнице; основным критерием для повышения чиновника в должности является вид и качество проделанной работы.

В заключение следует  сказать, что несмотря на успехи в  развитии теории административно-государственного управления, сделанные за столетие политологии в Великобритании, остается еще немало открытых научных проблем. К ним прежде всего относятся вопросы об оптимальном сочетании централизации и децентрализации в государственном управлении, о рациональной иерархии отношений в системе государственной администрации, об эффективных методах борьбы с бюрократизацией государственной машины и многое другое.

Информация о работе Административная реформа в Великобритании