Административная реформа в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:28, реферат

Краткое описание

Все существующее нуждается в обновлении, тем более это касается такой сложной и динамично развивающейся сферы, как система государственного управления. Известно, что управляющая система не может быть менее сложной, чем управляемая система. Если общество, управляемая система, развивается постоянно, то так же динамично должно быть и государственное управление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ ЗАПАДНЫХ СТРАН……………………………………………………………………………...6
2 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ……………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Административные реф.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1 ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ ЗАПАДНЫХ СТРАН……………………………………………………………………………...6

2 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ……………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все существующее нуждается  в обновлении, тем более это  касается такой сложной и динамично  развивающейся сферы, как система государственного управления. Известно, что управляющая система не может быть менее сложной, чем управляемая система. Если общество, управляемая система, развивается постоянно, то так же динамично должно быть и государственное управление.

Термин «административная  реформа» имеет несколько значений. В широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления, иногда ведущая даже к смене государственного строя. [4,125]

В узком смысле слова административная реформа - это реорганизация деятельности чиновничества, государственных органов для повышения эффективности их работы. [4,126]

С точки зрения гражданского общества, оправданием административных реформ может служить такое изменение структуры государственного аппарата, которое означает экономию средств в целях снижения налогов.

Великобритания накопила собственный опыт в сфере административных реформ. Этот опыт имеет существенные особенности, обусловленные политическими, историческими, правовыми и культурными особенностями данного государства. [8,12]

 Это и позволило  выделить цели реформ и их  причины. 

Цели административной реформы во многом предопределяются особенностями функционирования публичного управления в Великобритании. Важнейшей задачей в сфере публичного управления было создание системы защиты интересов частных лиц от произвола в системе административного управления. Правовые механизмы в этой сфере были призваны создать жесткие рамки, в которых может действовать публичная администрация. Главное внимание в связи с этим уделялось ответственности публичной администрации и судебному контролю, а, следовательно, процессуальным нормам. [6,325]

В таком случае основное внимание уделялось транспарентности системы публичного управления, совершенствованию административных и судебных процедур.

Если попытаться обобщить наиболее серьезные причины административных реформ, которые проводились в  последние годы Великобритании, можно  выделить некоторые из них:

• отставание организации  государственного управления по всем качественным параметрам от управления в бизнесе и особенно от корпоративного менеджмента;

• постоянное удорожание функций управления на фоне непрерывного усовершенствования информационных технологий и менеджмента;

•требования децентрализации госаппарата и «защиты местных свобод» со стороны оппозиционных политических партий;

•стремление упразднить бесполезные должности в государственном  аппарате; обеспечить более ревностное отношение служащих к своим обязанностям; повысить чувство ответственности;

• стремление создать  «экономичный и эффективный» госаппарат - достигнуть наилучших результатов  при имеющихся в распоряжении средствах или получить те же результаты с меньшими средствами.

Все перечисленные выше причины — каждая в отдельности или несколько вместе — могут стать основными целями административного реформирования. Если попытаться определить позиции политических партий и парламентариев по отношению к административной реформе, то необходимо отметить, что большинство из них выступают за административную децентрализацию. [2,49]

Наиболее последовательно  структурные реформы были проведены  в Великобритании. Тем не менее, Англия ищет пути снижения государственных  расходов, улучшения качества публичных  услуг, повышения эффективности  государственного управления, а для решения этих задач налаживают взаимоотношения между государственными и негосударственными структурами. [16,65]

Административную реформу  нельзя считать завершенной. Напротив, есть все основания полагать, что  административные реформы превращаются в постоянный элемент государственного управления. Реформы носят непрерывный характер, и задачи, решаемые на одном этапе, так или иначе, возникают и на другом. В процессе административных реформ министерская система претерпевает существенные изменения, которые касаются функций и процедур деятельности публичного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

Общие черты  административных реформ западных стран

 

Еще во второй половине XIX - начале XX вв. в ведущих странах  был осуществлен комплекс административных реформ, направленных на профессионализацию государственных служащих, ослабление непосредственного влияния на них сугубо политических, идеологических и иных факторов, не имеющих прямого отношения к профессиональному уровню работников.

В итоге профессиональный чиновник-бюрократ, во многом уже не зависящий от перипетий постоянных выборов и смен партийных приоритетов, стал одной из центральных фигур в системе государственного управления. В настоящее время в большинстве западных стран государственные служащие обладают особым статусом, предусматривающим соблюдение ими корпоративной этики, лояльности по отношению к правительству, политической нейтральности, отказ от забастовок и т. д. [9,129]

Но скорость и масштаб  перемен в большинстве сфер жизни  человечества увеличивается, равно как и растет число технологических, экологических, культурных и иных вызовов, проблем, которые они порождают на глобальном, региональном, национальном и личностном уровнях. А значит, назрела необходимость поиска нового статуса и роли государства, самого характера его взаимоотношений с гражданами и гражданским обществом и, соответственно, более высокий уровень человеческой кооперации и социальной ответственности. [7,79]

Проводимые сегодня  во многих странах мира государственные  реформы, будь то административные, бюджетные или государственного управления, имеют несколько общих главных целей:

  1. Повышение качества бюджетных услуг.
  2. Повышение эффективности государственных расходов.
  3. Повышение качества деятельности и системы управления государственных органов исполнительной власти. [3,45]

На сегодняшний день не существует государства, которое  не было бы заинтересовано в поиске наиболее эффективных инструментов реализации этих целей. Одним из таких  инструментов, общим для большинства  зарубежных стран, таких как США, Великобритания, Франция, Германия является ориентация деятельности органов государственного управления на концепцию управления по результатам. Не все перечисленные страны имеют большой опыт реализации данной концепции, многие только начинают ее внедрение. Несмотря на это, изучение опыта как можно большего числа зарубежных стран является актуальной задачей, поскольку внедрение концепции управления по результатам в государственный сектор является первоочередной задачей нынешней политики российского государства. [2,89]

Приступая к реализации названных реформ, правительства  зарубежных стран определяют свои задачи для их достижения. Тем не менее, существуют некоторые общие черты  реализации обозначенных преобразований.

Первой общей задачей  всех зарубежных стран в части повышения качества бюджетных услуг, является задача активного сотрудничества с населением. Для того чтобы выявить предпочтения потребителей о качестве получаемых государственных услуг правительства стран проводят постоянный мониторинг их мнений. [17,13]

Так, в Германии, для  формирования у населения положительного мнения о качестве получаемых государственных  услуг "предусматривается использование  специальных постановлений, защищающих потребителей и предполагающих особые процедуры разрешения конфликтных ситуаций, а также проведение регулярных опросов потребителей…".

Муниципалитеты Великобритании проводят постоянные опросы населения  о качестве предоставляемых услуг  и степени соответствия их объема и качества налоговой нагрузке. Каждый муниципалитет разрабатывает определенный "стратегический порядок достижения целей", состоящий из конкретных планов и программ. [5,26]

Следующей общей задачей  реализации реформ является разработка системы регламентов работы с  гражданами. Например, в Великобритании такая система носит название "стандартов работы с гражданами". Она включает определение для государственных служащих показателей работы с населением. Во Франции, в соответствии с Законом о регулировании государственной службы от 12 апреля 2000 г., каждому государственному учреждению определены их обязательства по отношению к гражданам. Помимо этого, Правительством была проведена процедура "упрощения получения многих видов услуг", введены новые правила приема платежей у населения. [11,89]

Третьей схожей задачей всех реформ, является создание специальных служб по оказанию государственных услуг населению. Например, для ищущих трудоустройство граждан, выделяется индивидуальный кейс-менеджер (case-manager), который выполняет за клиента все процедуры, связанные с получением необходимых справок от соответствующих государственных служб, а также дает требуемые клиенту рекомендации по всему циклу проведения услуги.

Общим направлением реформ для правительств зарубежных стран  является повышение прозрачности и  оперативности предоставляемых услуг. Например, в целях повышения прозрачности и качества системы предоставляемых услуг, Департаментом транспорта, муниципалитета и областей (Department for Transport, Local Government and the Regions-DTLR) ежегодно разрабатывается и представляется на официальном сайте отчет по индикаторам кодекса лучшей практики (Best Value Performance Indicators for…years). Для его составления каждое министерство должно разработать план оценки качества своих услуг (Best Value Performance Plan). Первый такой план был опубликован в марте 2000 г. [14,21]

 

 

Административные  реформы Великобритании

 

Основы относительно децентрализованной открытой модели гражданской  службы, действующей сегодня в  Великобритании, были заложены еще  в средние века. Тем не менее, до второй половины XIX века в стране не существовало института постоянной профессиональной гражданской службы, система экзаменов или конкурсов отсутствовала, процветал непотизм. Долгое время «сглаживались» развитым самоуправлением господством общего права, но XIX веке неэффективность такой архаичной системы управления стала очевидной.

В конце 1990-х – начале 2000-х происходят некоторые изменения  в идеологии административных изменений. Они связаны с кризисом экономического подхода к публичному управлению, хотя менеджериальные механизмы все же сохраняются. Возникновение сетевых общественных структур трансформировали и задачи публичного управления. В этом отношении термин ≪governance≫ и был взят в качестве основного для описания нового способа управления в сетевом обществе. При этом повысилась значимость политических вопросов взаимодействия включенных в публичное управление агентов. [1,58]

В Великобритании «менеджериальная революция» начинается с 1979г. серьезными изменениями в общественном секторе, направленными пришедши к власти консервативным правительством на экономию и повышение эффективности. Исследовательская программа (1979), руководимая сэром Дереком Райнером, была направлена на формирование модели эффективного государственного управления. Был принят ряд программ, определяющих основные направления реформы: «Действенность и эффективность гражданской службы» (1982), «Инициатива следующих шагов» (1988), «Гражданская хартия» (1993). [12,29]

Административная реформа проходит три этапа и включает в себя следующие основные направления: приватизация, внедрение менеджериальных элементов (сокращение численности государственных служащих, проверка эффективности, различие между покупателем и провайдером при поставке услуг государством, делегирование функций, финансовое делегирование), конкуренция, открытость государственной службы. [1,61]

На первом этапе реформы (1979–1982) акцент ставится на экономии государственных  расходов, сокращении государственных  служащих и государственных программ. Однако уже к концу этого этапа стало ясно, что не столько экономия, сколько повышение эффективности является главной задачей реформы.

Второй этап реформы (1983–1986) проходит под лозунгом ≪трех ‘E’≫ (economy, efficiency, effectiveness – экономия, производительность, эффективность). На этом этапе политическая программа правительства включает в себя широкую приватизацию предприятий государственного сектора, развитие финансового менеджмента в государственном управлении, совершенствование оценочной функции центральных министерств и высшего управленческого персонала.

На третьем этапе реформы (1987–1993) основные изменения касаются культурных и структурных компонентов государственного управления. Ставятся задачи широкого развития рыночно ориентированных механизмов управления, углубления организационной и пространственной децентрализации управления и производства услуг (но не обязательно их финансирования и выработки политики), повышения качества услуг, ориентации при оказании услуг на нужды потребителя.

Информация о работе Административная реформа в Великобритании