Административная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности ответственности юридических лиц за административные правонарушения. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- исследовать административную ответственность как вид ответственности;
- проанализировать правовое регулирование административной ответственности юридических лиц;
- рассмотреть состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности;
- выделить вину юридических лиц, как необходимый элемент административного правонарушения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие ответственности в административном праве…………………..5
Глава 2. Правовое регулирование административной ответственности юридических лиц……………………………………………………………………………10
2.1. Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности.…………………………………………………………………………….10
2.2. Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения……………………………………………………………………………..14
Глава 3. Проблемные вопросы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения……………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая АП ЧТТ.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Представляется, что механическое приравнивание органа публичной  власти при привлечении его к  административной ответственности  к обычному юридическому лицу как  субъекту административного правонарушения является недопустимым. В обоснование такого вывода можно привести два принципиальных довода.

Первое. Юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности за такое нарушение  правил и норм, которое было совершено  в ходе его коммерческой или некоммерческой деятельности именно как юридического лица. Орган же публичной власти осуществляет свою организационно-распорядительную, управленческую или иную властную деятельность не как юридическое лицо, а как властвующий субъект административных, муниципальных или иных публичных правоотношений. Наличие у него статуса юридического лица никак не влияет на осуществление указанной деятельности. В этой связи допущение органом публичной власти в ходе своей основной деятельности нарушения определенных правил и норм не может быть квалифицировано как административное правонарушение, совершенное им как юридическим лицом. Это правонарушение, совершенное органом власти, а не юридическим лицом. Оно совершается органом публичной власти именно в качестве такового, а не в качестве юридического лица в организационно-правовой форме учреждения. Например, местная администрация при неисполнении возложенных на нее законом определенных внешних публичных обязанностей в области обеспечения пожарной, санитарной безопасности, безопасности дорожного движения не может быть признана субъектом соответствующего административного правонарушения, предусмотренного, в частности, ст. 20.4, 6.3 - 6.5, 12.34 КоАП РФ в качестве юридического лица.

Привлечение органа публичной  власти к административной ответственности  в качестве юридического лица возможно, только в случае, когда он нарушает соответствующие правила и нормы именно как юридическое лицо в процессе своей внутренней финансово-хозяйственной деятельности. Например, когда орган публичной власти нарушает санитарные или противопожарные правила эксплуатации переданных в его ведение административного здания или служебных помещений.

Второе. Как известно, государственные органы и органы местного самоуправления финансируются  из соответствующих бюджетов: государственного и муниципального. Административным наказанием, применяемым к юридическим лицам, в том числе к органам публичной власти, совершившим административные правонарушения, как правило, является административный штраф, зачисляемый в соответствующий бюджет. В этой связи возникает вопрос об экономической целесообразности взыскания с органа публичной власти, финансируемого из бюджета, штрафа, зачисляемого в этот же бюджет. При этом необходимо принимать во внимание, что в местных бюджетах в силу их дефицита расходы на уплату штрафных санкций не предусматриваются. В чем состоит тогда смысл удержания с органа публичной власти административного штрафа, который к тому же нечем платить? При привлечении государственных органов к административной ответственности возникает парадоксальная ситуация, когда одни государственные органы штрафуют другие государственные органы, государство наказывает само себя за то, что в силу объективных или субъективных причин не смогло обеспечить надлежащее исполнение соответствующих правил и норм, которые само же и установило.

С учетом изложенного  представляется, что при установлении событий административных правонарушений, совершенных в ходе властно-публичной  деятельности государственных органов  или органов местного самоуправления, данные органы не должны привлекаться к административной ответственности. Административную ответственность в таких случаях следует применять к должностным лицам указанных органов, непосредственными действиями (бездействием) которых совершаются соответствующие административные правонарушения.

В целях нормативной  регламентации соответствующих  правил предлагается дополнить ст. 2.10 КоАП ч. 10 следующего содержания:

"В случае совершения  государственными органами или  органами местного самоуправления, имеющими статус юридического  лица, в процессе осуществления  ими возложенных на них публичных  функций и реализации предоставленных  им публичных полномочий действий (бездействия), нарушающих действующее законодательство и образующих событие административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (административной ответственности), данные органы не подлежат привлечению к административной ответственности как юридические лица. В указанном случае административной ответственности подлежат действующие от имени названных органов должностные лица, непосредственно совершившие соответствующее противоправное действие (бездействие)".

Принятие предложенных выше правовых мер позволит существенно оптимизировать и упорядочить административную ответственность юридических лиц, превратить ее из инструмента необоснованного давления на бизнес в инструмент цивилизованного и взвешенного правового воздействия20.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Административная ответственность - социально-правовая категория, характеризующая определенную степень негативного отношения государства к противоправному поведению участников публично-правовых отношений, выраженная в назначении правонарушителю установленных специальным законом санкций, применяемых в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в целях охраны общественных отношений в сфере государственного управления и наказания правонарушителя.

Отличительные особенности субъективной стороны административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, проявляются в следующем:

во-первых, вина юридического лица в совершении административного  правонарушения есть субъективное отношение  к противоправному деянию коллектива этого юридического лица, но определяемое по преобладающей воле, под которой прежде всего понимается воля администрации (органов управления) организации, ее полномочных должностных лиц, а также иных лиц, имеющих право давать обязательные указания в пределах структуры юридического лица. В этом случае вина юридического лица, рассматриваемая посредством субъективного подхода как продукт высшей нервной деятельности людей, должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного лица;

во-вторых, вина юридического лица может быть рассмотрена  с объективных позиций, как вина организации с точки зрения государственного органа, осуществляющего наложение  административного взыскания. Только государственный орган, осуществляющий административно - юрисдикционную деятельность, может и должен решить, имелась ли у юридического лица объективная возможность совершить необходимые действия и не допустить совершения административного правонарушения.

В отношении юридического лица могут применяться виды административного наказания:

- предупреждение;

- административный штраф;

- конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

- административное  приостановление деятельности.

Для решения актуальных проблем назначения юридическим лицам обоснованного и справедливого наказания за совершенные ими административные правонарушения, а также вопросов законности и целесообразности привлечения к административной ответственности государственных органов и органов местного самоуправления как юридических лиц предлагается ввести ряд поправок в действующее законодательство.

Принятие предложенных в 3 главе правовых мер позволит существенно  оптимизировать и упорядочить административную ответственность юридических лиц, превратить ее из инструмента необоснованного давления на бизнес в инструмент цивилизованного и взвешенного правового воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Нормативно-правовые акты:

1. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30.12.2001 г.

2. Уголовный кодекс  Российской Федерации от 13 июня 1996 г.

3. Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

Специальная литература:

 

4. Административная ответственность: Курс лекций. М.: Норма, 2009. С. 13.

5. Административная ответственность: учебно-практическое пособие. / Э.Г. Липатов, А.В. Филатова, С.Е. Чанов; под ред. С.В. Чаннова. – М.: Волтерс-Клувер, 2010.

6. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2006. С. 326.

7. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 463.

8. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование): Монография. Воронеж, 1970. С. 49.

9. Галаган И.А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву: Автореф. дис. ... д.ю.н. М.: ВНИИСЗ, 1973. 43 с.

10. Денисенко В.В. Административная ответственность в философско-правовом измерении // Теория и практика административного права и процесса: Материалы 4-й Всерос. научно-практ. конф. (пос. Небуг): В 2 ч. Ч. I / Отв. ред. проф. В.В. Денисенко, доц. А.Г. Эртель. Краснодар: Изд-во "Кубанькино", 2009. С. 89.

11. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Дис. ... д.ю.н.: 12.00.14. М., 2005. С. 50.

12. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц Российская юстиция. - N 3. - март 2001 г.

13. Калинина Л.А. Административная ответственность: Учебное пособие / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Норма, 2009. С. 46.

14. Кизилов В.В. Возвращаясь к понятию административной ответственности.// «Административное право и процесс», 2012 г. №1.

15. Кожевников А.И. Субъекты юридической ответственности: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.01. М., 2004. С. 64.

16. Конин Н.М. Административное право России: Учебник. М.: Проспект, 2010. С. 157.

17. Кононов П.И. О некоторых актуальных проблемах административной ответственности юридических лиц (по материалам арбитражно-судебной практики).// «Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, №3.

18. Морозова Н.А. Административная ответственность юридических лиц: история, теория, практика: Автореф. дис. ... к.ю.н. Екатеринбург, 2004. С. 14.

19. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Издательство Юрайт, 2010. С. 186.

20. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2009. С. 603;

21. Россинский Б.В., Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2010. С. 341.

22. Семениин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. «Росбух», 2012.

23. Смоленский М.Б. Административное право: Учебник / М.Б. Смоленский, Э.В. Дригола. М.: КНОРУС, 2010. С. 152.

 

Материалы из судебной практики:

 

24. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

25. Постановление ФАС Московского округа от 8 июня 2006 г. N КА-А41/5012-06 по делу N А41-К2-25789/05.

26. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 мая 2004 г. по делу N А55-14035/03-5.

27. Постановление ФАС Поволжского округа от 2 марта 2009 г. по делу N А65-7530/2008.

25. СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

1 Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц Российская юстиция. - N 3. - март 2001 г.

2 Галаган И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование): Монография. Воронеж, 1970. С. 49.

3 Галаган И.А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву: Автореф. дис. ... д.ю.н. М.: ВНИИСЗ, 1973. 43 с.

4 Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Дис. ... д.ю.н.: 12.00.14. М., 2005. С. 50.

5 Кожевников А.И. Субъекты юридической ответственности: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.01. М., 2004. С. 64.

6 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 463.

7 Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2006. С. 326.

8 Конин Н.М. Административное право России: Учебник. М.: Проспект, 2010. С. 157.

9 Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2009. С. 603; Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. М.: Норма, 2009. С. 13.

10 Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2010. С. 341; Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Издательство Юрайт, 2010. С. 186.

11 Калинина Л.А. Административная ответственность: Учебное пособие / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Норма, 2009. С. 46.

12 Смоленский М.Б. Административное право: Учебник / М.Б. Смоленский, Э.В. Дригола. М.: КНОРУС, 2010. С. 152.

13 Денисенко В.В. Административная ответственность в философско-правовом измерении // Теория и практика административного права и процесса: Материалы 4-й Всерос. научно-практ. конф. (пос. Небуг): В 2 ч. Ч. I / Отв. ред. проф. В.В. Денисенко, доц. А.Г. Эртель. Краснодар: Изд-во "Кубанькино", 2009. С. 89.

14 Кизилов В.В. Возвращаясь к понятию административной ответственности.// «Административное право и процесс», 2012 г. №1.

15 Административная ответственность: учебно-практическое пособие. / Э.Г. Липатов, А.В. Филатова, С.Е. Чанов; под ред. С.В. Чаннова. – М.: Волтерс-Клувер, 2010.

16 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

17 Морозова Н.А. Административная ответственность юридических лиц: история, теория, практика: Автореф. дис. ... к.ю.н. Екатеринбург, 2004. С. 14.

18 Семениин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. «Росбух», 2012.

Информация о работе Административная ответственность юридических лиц