Административная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности ответственности юридических лиц за административные правонарушения. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- исследовать административную ответственность как вид ответственности;
- проанализировать правовое регулирование административной ответственности юридических лиц;
- рассмотреть состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности;
- выделить вину юридических лиц, как необходимый элемент административного правонарушения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие ответственности в административном праве…………………..5
Глава 2. Правовое регулирование административной ответственности юридических лиц……………………………………………………………………………10
2.1. Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности.…………………………………………………………………………….10
2.2. Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения……………………………………………………………………………..14
Глава 3. Проблемные вопросы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения……………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая АП ЧТТ.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Законодатель вообще обошелся без включения в КоАП РФот 30 декабря 2001 г. понятия административной ответственности. Статья 2.1 КоАП РФ определяет понятие административного правонарушения, ст. 2.4 - 2.6 и 2.10 разъясняют особенности правового статуса некоторых субъектов административной ответственности (должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица)13.

Административная ответственность  является отраслевым видом юридической  ответственности и реализуется по воле государства в установленных законом случаях. Она занимает промежуточное положение между дисциплинарной и уголовной ответственностью с некоторым пересечением на правовом поле с указанными видами ответственности, где законодатель не определился с границами применения того или иного вида ответственности. Административная ответственность не может возникнуть по иным основаниям, как в ответ на совершенное административное правонарушение. Если административное правонарушение есть причина, то административная ответственность ее следствие, причем наступление следствия содержит законодательные оговорки, ее исключающие, - отсутствие вины делинквента, отсутствие вменяемости и т.п.

Действительно, целями административной ответственности является охрана общественных отношений, прав и свобод граждан от любых противоправных посягательств, отсюда следует ее основная функция - карательная.

Содержание административной ответственности определяется сферой общественных отношений, в которых  совершено противоправное действие (бездействие). Характер ответственности определяется способом воздействия субъекта административной юрисдикции и зависит от степени общественной опасности проступка.

Административная ответственность  от всех иных видов юридической ответственности отличается следующими критериями: органами, ее применяющими; ее правовыми последствиями; кругом субъектов ответственности; основаниями ее применения; процедурой применения санкций. Административная ответственность наступает только за виновное нарушение правовых предписаний. Применение административных наказаний допускается только при доказанности вины соответствующего субъекта.

Учитывая изложенное, можно предложить следующую дефиницию  административной ответственности:

Административная ответственность - социально-правовая категория, характеризующая определенную степень негативного отношения государства к противоправному поведению участников публично-правовых отношений, выраженная в назначении правонарушителю установленных специальным законом санкций, применяемых в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в целях охраны общественных отношений в сфере государственного управления и наказания правонарушителя14.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

2.1. Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности

 

Долгое время вопрос о привлечении юридического лица к административной ответственности  носил дискуссионный характер. В  теории высказывались точки зрения, что этот институт чужд Кодексу и разрушает цельность его предмета регулирования.

Дискуссионность такой  правовой категории, как ответственность  юридического лица, вытекает из его  сущности юридического лица как правовой фикции, что проявляется, в частности, в отсутствии у него рассудка и психического отношения к совершаемым им деяниям. Следовательно, является невозможным использование в отношении юридического лица классического понимания вины.

В действующем административном законодательстве вопрос о привлечении юридических лиц решен, и они выступают субъектами данной ответственности наравне с физическими лицами.

В силу ст. 2.1 гл. 2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению15.

Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"16 дал следующие разъяснения по этому вопросу. В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и должностных лиц.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности  на уровне единого закона означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Исключение составляют случаи, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу, например невменяемость, совершение административного правонарушения группой лиц.

Установление административной ответственности  юридических лиц в современной России также связывают со следующими факторами:

1. Возрастает количество и увеличиваются  размеры юридических лиц, не  находящихся под прямым контролем  государства, в их руках сосредоточиваются  огромные материальные и финансовые  ресурсы, что делает затруднительным воздействие на них со стороны государства и в то же время дает этим лицам большие возможности, которые могут быть использованы во вред обществу.

2. Достаточно часто невозможно  установить конкретное лицо, виновное  в совершении правонарушения.

3. В пользу существования административной  ответственности юридических лиц  свидетельствует и наличие описанного  зарубежными исследователями эффекта,  заключающегося в том, что сдерживающие  мотивы лица, включенного в коллектив,  ослабевают под воздействием этого коллектива, и лицо, которое самостоятельно бы не совершило правонарушение, под воздействием моральной обстановки в коллективе, поощряющей нарушение закона "во благо фирмы", совершает правонарушение17.

Статья 2.10 КоАП РФ регламентирует административную ответственность юридических лиц. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При слиянии нескольких юридических  лиц к административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое  лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 2 марта 2009 г. по делу N А65-7530/2008).

При разделении юридического лица или  при выделении из состава юридического лица одного либо нескольких юридических  лиц к административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение (например, Постановление ФАС Московского округа от 8 июня 2006 г. N КА-А41/5012-06 по делу N А41-К2-25789/05).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 25 мая 2004 г. по делу N А55-14035/03-5).

При этом в случаях, указанных выше, административная ответственность  за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

В случае совершения административного  правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим  статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Также, следует отметить, что ст. 3.2 гл. 3 КоАП РФ предлагает исчерпывающий перечень видов административных наказаний. Перечень видов административных наказаний является закрытым. Это означает, что установление каких-либо иных видов административных наказаний возможно только путем внесения соответствующих дополнений в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ.

При этом в отношении  юридического лица могут применяться  не все виды административного наказания, предусмотренные КоАП РФ, а лишь:

- предупреждение;

- административный штраф;

- конфискация орудия совершения  или предмета административного правонарушения;

- административное приостановление  деятельности18.

Вина юридического лица является также одной из самых  сложных практических проблем непосредственно  в правоприменительной, административно - юрисдикционной деятельности, особенно сейчас, когда административная ответственность юридических лиц окончательно признана законодательно, в том числе и на уровне Кодекса об административных правонарушениях РФ. При этом установлено, что юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно - правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Отличительные особенности субъективной стороны административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, проявляются в следующем:

во-первых, вина юридического лица в совершении административного  правонарушения есть субъективное отношение  к противоправному деянию коллектива этого юридического лица, но определяемое по преобладающей воле, под которой прежде всего понимается воля администрации (органов управления) организации, ее полномочных должностных лиц, а также иных лиц, имеющих право давать обязательные указания в пределах структуры юридического лица. В этом случае вина юридического лица, рассматриваемая посредством субъективного подхода как продукт высшей нервной деятельности людей, должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного лица;

во-вторых, вина юридического лица может быть рассмотрена  с объективных позиций, как вина организации с точки зрения государственного органа, осуществляющего наложение  административного взыскания. Только государственный орган, осуществляющий административно - юрисдикционную деятельность, может и должен решить, имелась ли у юридического лица объективная возможность совершить необходимые действия и не допустить совершения административного правонарушения.

 

 

2.1 Виды правонарушений юридических лиц за административные правонарушения

 

К административным правонарушениям  юридических лиц относятся в  основном правонарушения, связанные  с их предпринимательской и иной организационно–хозяйственной деятельностью.

Это административные правонарушения в следующих областях:

- в области охраны  собственности (из 35 статей, входящих в данную главу Кодекса, 29 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в области охраны  окружающей природной среды и природопользования (из 43 статей, входящих в данную главу Кодекса, 38 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в промышленности, строительстве и энергетике (из 21 статьи, входящих в данную главу Кодекса, 20 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в сельском хозяйстве,  ветеринарии и мелиорации земель (из 15 статей, входящих в данную главу Кодекса, 14 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в области связи  и информации (из 27 статей, входящих в данную главу Кодекса, 21 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в области предпринимательской деятельности (из 54 статей, входящих в данную главу Кодекса, 49 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (из 34 статей, входящих в данную главу Кодекса, 24 предусматривают ответственность юридических лиц);

- нарушения таможенных правил (из 24 статьи данной главы Кодекса, 22 предусматривают ответственность юридических лиц) и другие установленные иными законодательными актами.

В качестве основания  классификации административных правонарушений юридических лиц по видам представляется содержание обязанностей юридических  лиц в различных областях государственного регулирования, за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение которых к юридическим лицам применяются административные взыскания.

Административные правонарушения юридических лиц подразделяются на следующие виды:

Информация о работе Административная ответственность юридических лиц