Административная ответственность несовершеннолетних: правовое регулирование, профилактика и практика применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних и поиск путей совершенствования по применению мер административной ответственности к несовершеннолетним.
Задачами исследования являются:
– раскрытие понятия и основания административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;
– анализ взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с другими органами системы профилактики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………………………….5
§1.1.Понятие административной ответственности
несовершеннолет-них………………………………………………5
§ 1.2.Основание административной ответственности
несовершеннолет-них…………………………………………….14
2.СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……25
§ 2.1. Комиссия по делам несовершеннолет-них………………..........25
§ 2.2. Органы управления образовани-ем……………………………..31
§ 2.3.Органы внутренних дел…………………………………………36
3.ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ……………………………………………………………41
§ 3.1.Актуальные проблемы привлечения к административной
ответственности несовершеннолет-них……………....................41
§ 3.2.Совершенствование порядка привлечения к административ-ной ответственности несовершеннолет-них………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……53
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………........56
БИБЛИОГРАФИЯ……………………..…………..…………………….……….56

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

Несовершеннолетние  подростки, употребляющие наркотики втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества47.

Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной  программы система мер, направленная на профилактику подростковых правонарушений, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.

Главными задачами антинаркотической профилактики являются:

– оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;

– осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;

– создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;

Целью данной антинаркотической профилактики является:

– снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;

– снижение криминогенной обстановки в городе Нижнем Новгороде, в том числе и административных правонарушений;

– снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом.

Таким образом, отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что в плане профилактики административных правонарушений наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается образовательное направление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.3 Органы внутренних дел

 

В настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее – ПДН).

В соответствии со ст.ст. 2, 10 Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»48 на милицию наряду с другими обязанностями возложены обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также обязанности по принятию мер к устранению данных обстоятельств.

Органы внутренних дел  в пределах своей компетенции  осуществляют деятельность по предупреждению административных правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации (приложение 1).

В соответствии с Приказом МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»49 подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:

 1. Проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

– употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

– совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

– совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

– не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

– не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

– других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;

– родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

2. Выявляют лиц,  вовлекающих несовершеннолетних  в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.

3. Осуществляют меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность50.

Согласно данным полномочиям ПДН в период прохождения  преддипломной практики была выявлена работа в полной мере по выявленным административным правонарушениям несовершеннолетних (приложение 4).

В соответствии с ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел имеют право:

  1. посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
  2. запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц;
  3. доставлять в ПДН несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;
  4. вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  5. принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
  6. вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними51.

Из ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» непонятно, почему в отношении несовершеннолетних, например, совершивших деяние, содержащее признаки конкретного административного правонарушения, но не достигших возраста административной ответственности, необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу, а в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление и освобожденных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, – такую работу проводить не нужно52.

На мой взгляд, в основу определения необходимости проведения ПДН индивидуальной профилактической работы нужно класть общественную опасность деяния, совершенного конкретным подростком. Это наиболее объективный показатель поведения несовершеннолетнего.    

В Нижегородской  области в 2008 году отмечается снижение отдельных показателей административных правонарушений несовершеннолетних. В сравнении с 2007 годом количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось с 3670 до 2683 или на 26,9% (приложение 3). В то же время, на 27,7% снизилось число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в группе – зарегистрировано 1189 подростков (в 2007 году – 1645) (приложение 2).

В связи с  широкими полномочиями инспекторов  по делам несовершеннолетних Правительством РФ разрабатывается обширный круг мероприятий по профилактике административных правонарушений, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия, создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества. Должностные лица ПДН при взаимодействии с другими органами и учреждениями профилактики административных правонарушений несовершеннолетних принимают участие в различных рейдовых мероприятиях и операциях.

Так, при Правительстве  РФ на территории Нижегородской области  созданы две крупномасштабные программы, а именно Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы53 и Областная целевая программа «Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Нижегородской области на 2009-2010 годы»54.

Помимо крупномасштабных операций на территории Нижегородской  области внедряются другие мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних55.

В ПДН ведется  журнал учета профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность ПДН, проведение профилактических рейдов и операций, других профилактических мероприятий, а также проведение индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете ПДН.

Таким образом, подводя итог вышеизложенного следует сделать вывод о том, что инспектора ПДН в целях предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению анализируют состояние правонарушений несовершеннолетних, принимают участие в организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении.

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ УСТРНЕНИЯ

 

§ 3.1 Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

 

Практика применения к несовершеннолетним, виновным в  совершении правонарушений административно-правовых мер, свидетельствует о наличии серьезных недостатков в этой сфере.

Исследуя судебную практику привлечения несовершеннолетних к  административной ответственности, я столкнулась с такой проблемой, что практически нет никаких судебных дел, касающихся привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Ведь решение о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности выносит комиссия по делам несовершеннолетних, а официальному опубликованию данные решения не подлежат.

При привлечении к административной ответственности несовершеннолетних и родителей, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей, должностными лицами органов внутренних дел допускаются нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях: протоколы об административных правонарушениях не отвечают предъявляемым требованиям, не соблюдаются сроки составления протоколов и направления их для рассмотрения в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, привлекаются к ответственности лица, не достигшие 16-ти лет, неправильно применяются материальные нормы56

Индивидуальная профилактическая работа подразделений по делам несовершеннолетних с состоящими на учете подростками ведется крайне неудовлетворительно. В нарушение требований ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и соответствующих ведомственных нормативных актов, отсутствует необходимое взаимодействие как внутри структуры органов внутренних дел, так и с другими учреждениями системы профилактики.

По этому поводу есть конкретное дело, когда я проходила преддипломную практику в Инспекции по делам несовершеннолетних.

В производство комиссии поступил административный материал, предусмотренный ч. 1 ст.20.20 КоАП РФ, в отношении несовершеннолетнего. В протоколе, составленном инспектором ПДН, указывается на то, что подросток пил пиво на улице. В данном случае инспектор неверно сослался на норму закона в производстве об административном правонарушении. Таким образом, если несовершеннолетнему 16 лет и он пил пиво на улице, то по данной статье он не может быть привлечен к административной ответственности, т.к. ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ не предусматривает ответственность за распитие пива не в общественных местах, а только в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. В данном случае производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению. Это послужило достаточно весомым основанием для подтверждения того, что инспектор ПДН не ответственно и не компетентно отнеслась к тому, чтобы малолетнего правонарушителя привлечь к административной ответственности57.

Информация о работе Административная ответственность несовершеннолетних: правовое регулирование, профилактика и практика применения