Административная ответственность как разновидность юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Государство, государственные органы не могут не обращать внимание на все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Понятие и признаки административной ответственности
5
1.1 Понятие административной ответственности
5
1.2 Признаки административной ответственности
6
1.3 Законодательная основа административной ответственности
11
Глава 2. Основания административной ответственности. Состав административного правонарушения.
17
2.1 Состав административного правонарушения
17
2.2 Общая характеристика административных наказаний
24
Глава 3. Виды административной ответственности
30
Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Административная ответственность как разновидность юридической ответственности 42.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

Введение

3

Глава 1. Понятие и признаки административной ответственности

5

1.1 Понятие административной ответственности

5

1.2 Признаки административной ответственности

6

1.3 Законодательная основа административной  ответственности

11

Глава 2. Основания административной ответственности. Состав административного правонарушения.

17

2.1 Состав административного правонарушения

17

2.2 Общая характеристика административных наказаний

24

Глава 3. Виды административной ответственности

30

Заключение

 

Список используемой литературы

31


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство, государственные органы не могут не обращать внимание на все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

Одним из видов юридической ответственности является административная ответственность.

Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Административная ответственность за конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных актах. Законодатель устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее1.

Вышеизложенное указывает на актуальность выбранной темы.

Целью данной курсовой работы является исследование административной ответственности как разновидности юридической ответственности.

Названная цель обусловила следующие задачи работы:

1) Рассмотреть понятия и признаки административной ответственности;

2) Изучить основания административной ответственности;

3) Рассмотреть общую характеристику  административных наказаний.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1.1 Понятие административной ответственности

 

Институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности, который имеет свои признаки, свой специфический состав и вместе с тем общие черты с другими видами ответственности.

Сначала рассмотрим, какие же есть определения административной ответственности. В различных словарях по административному праву под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти.

В данном определении анализируемое понятие рассматривается как один из видов юридической ответственности, где субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица. Кроме этого, указывается, что административная ответственность устанавливается законами и направлена на охрану различных объектов: собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан.

Авторы различных учебных пособий приводят свои определения административной ответственности:

- административная ответственность - разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица — органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица2.

- административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

В приведенных понятиях отмечается, что административная ответственность применяется уполномоченным органом или должностным лицом.

Также административная ответственность определяют как это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины/

В одном из учебных пособий под административной ответственностью понимается административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Данное определение не совсем верно, если его рассматривать применительно к ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в этой норме сказано, что военнослужащие и призванные на сборы граждане, несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам, а сотрудники органов внутренних дел – в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах3.

Т.о. одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов, отмечает, что это реализация санкций правовой нормы.

 

1.2 Признаки административной ответственности

 

Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:

- представляет собой меру государственного  воздействия (принуждения);

- наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

- применяется компетентными органами и должностными лицами;

- состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

- применяемые санкции строго определены законом.

В то же время выделяются следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности:

1) Административная ответственность имеет собственную нормативно правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права.

2) Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Для сопоставления - другие виды ответственности устанавливаются: уголовная - только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников; материальная - законодательством о труде, гражданским законодательством и, в отдельным случаях, нормами административного права.

3) Основанием административной  ответственности является совершение  административного правонарушения. Для сопоставления - основаниями  других видов ответственности  являются: уголовной - совершение преступления; дисциплинарной - совершение дисциплинарного проступка; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

4) К административной ответственности  привлекают органы, которые являются  субъектами функциональной власти.

5) К ней привлекаются физические и юридические лица.

6) Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения. Для сопоставления - санкции при других видах ответственности: за преступления - уголовные наказания; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные наказания; при материальной ответственности - имущественные санкции.

Административные наказания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления - при других видах ответственности применяются: уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - наделенными дисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в административном порядке.

Административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления - дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

Применение административного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание только в течение установленного срока. Для сопоставления - при других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до погашения или снятии судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с работы, а лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.

6) Дела об административной ответственности  рассматриваются, и административные  взыскания налагаются в соответствии  с законодательством, регламентирующим  производство по делам об административных  правонарушениях, т.е. существует особый  порядок привлечения к административной  ответственности. Для сопоставления - при других видах ответственности: уголовные дела - в соответствии  с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела - в соответствии  с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства4.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

- нормативное (систему норм, регулирующих ее);

- фактическое (направленные деяния  субъектов права);

- процессуальное (акты субъектов власти о применении санации правовых норм к конкретным субъекта).

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме,- это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушение не обнаруживаются , часто не находят виноваты и т. д.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам.

Информация о работе Административная ответственность как разновидность юридической ответственности