Административная ответственность за нарушения правил авиационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 03:18, контрольная работа

Краткое описание

По мнению западных экспертов, летать самолетами в России и странах СНГ опаснее, чем даже в Африке. Эксперты ИАТА[1] проанализировали 77 катастроф и происшествий, случившихся с самолетами в 2006 г. Их выводы таковы: показатель аварий и катастроф в России и СНГ достиг 8,6 на 1 млн полетов.

Вложенные файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.docx

— 19.41 Кб (Скачать файл)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ АВИАЦИОННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

 

По мнению западных экспертов, летать самолетами в России и странах  СНГ опаснее, чем даже в Африке. Эксперты ИАТА[1] проанализировали 77 катастроф  и происшествий, случившихся с  самолетами в 2006 г. Их выводы таковы: показатель аварий и катастроф в России и  СНГ достиг 8,6 на 1 млн полетов. ИАТА называет три основные причины:

 

43% аварий — из-за неправильных  действий экипажей в условиях  плохой погоды;

 

38% — из-за сложностей в контактах  между пилотами или пилотами  и диспетчерами, включая языковой  барьер;

 

33% — из-за недостатков в подготовке  пилотов[2].

 

Кроме названных причин, большое  количество авиационных происшествий вызвано несоблюдением административно-правовых правил эксплуатации воздушного транспорта. Режим эксплуатации воздушного транспорта в настоящее время определен Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. 18.07.2006)[3], Приказом Минтранса России от 21 ноября 1995 г. № 102 (с изм., внесенными Приказом Минтранса России от 30 сентября 2005 г. № 117), Руководством по производству досмотра пассажиров членов экипажей гражданских воздушных судов, обсуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов почты и бортовых запасов[4], Приказом Федеральной авиационной службы от 16 июля 1998 г. № 222 «Об утверждении и введении в действие типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации»[5], Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении федеральных авиационных правил. Требования авиационной безопасности в аэропортах»[6] и др. За нарушение предписаний названных нормативных правовых актов предусматривается административная ответственность, санкции которой содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях; субъекты Российской Федерации не вправе принимать законодательные акты, которые будут предусматривать административную ответственность за нарушения авиационных правил, поскольку данные правила являются федеральными.

 

Как отмечает А. С. Прудников, «административные  правонарушения наносят серьезный  вред работе транспорта — способствуют созданию аварийных ситуаций, причиняют  большой материальный ущерб, ухудшают качество обслуживания пассажиров. Опасность  административных правонарушений на объектах транспорта обусловлена особенностями  его деятельности, требующей крайне строгого соблюдения установленного порядка, высокой дисциплинированности работников транспорта, пассажиров и иных граждан»[7].

 

Проблема административной ответственности  в сфере авиационной безопасности является неразработанной в силу целого ряда причин объективного и  субъективного характера. В настоящее  время имеются работы, в которых  преимущественно исследуется специфика  административной ответственности  на транспорте[8]. Как отмечает Н. Ф. Бабанцев, «на железнодорожном, водном и воздушном транспорте действует ряд нормативных актов (инструкций и т. д.), направленных на обеспечение безопасности движения и качественный ремонт соответствующих средств»[9].

 

Данное положение нельзя признать удовлетворительным, поскольку эффективная  реализация мер административной ответственности  может внести свой вклад в дело укрепления авиационной безопасности, под которой в соответствии с  Воздушным кодексом РФпонимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (ст. 83).

 

Административная ответственность, как отмечает К. С. Бельский, представляет собой меры административного (судебного) органа, принятые в отношении административного  правонарушения, в процессе реализации которых с правонарушителя истребуется объяснение о совершенном деянии, само деяние подвергается официальной (правовой) правовой оценке и на основе этой оценки к лицу применяется одно из административных наказаний[10].

 

Д. Н. Бахрах, Э. Н. Ренов подчеркивают, что административная ответственность является карательной и преследует цели как частной, так и общей превенции правонарушений[11].

 

Данная составляющая административной ответственности имеет большое  значение в деле предупреждения и  пресечения административных правонарушений, посягающих на авиационную безопасность.

 

Что касается института административной ответственности в целом, необходимо сказать, что сущность административной ответственности состоит в предусмотренной  законодательством об административных правонарушениях обязанности правонарушителя  дать отчет о своих виновных, неправомерных  действиях (или бездействии) и в  необходимых случаях понести  административное наказание, назначаемое  судьями, мировыми судьями, а также  иными органами административной юрисдикции в соответствии с характером совершенного административного правонарушения[12].

 

Таким образом, административная ответственность  в сфере обеспечения авиационной  безопасности — это мера административного  принуждения, которое применяется  за совершение административного правонарушения на воздушном транспорте. За нарушение  правил авиационной безопасности предусматривается  обычно такое наказание, как административный штраф. Д. С. Красников, анализируя механизм реализации административной ответственности  в гражданской авиации, говорит  о том, что штрафы, налагаемые в  административном порядке как мера наказания нарушителей авиационных  правил, необходимы[13].

 

Административная ответственность  в сфере обеспечения авиационной  безопасности реализуется в административно-процессуальном порядке путем применения санкций  норм особенной части Кодекса об административных правонарушениях, а также предписаний законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Административная ответственность  представляет собой разновидность  юридической ответственности вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения лицом требований норм административного  законодательства, выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения. Административной ответственности  присущи общие признаки юридической  ответственности. Вместе с тем административная ответственность характеризуется  своеобразным проявлением этих признаков: она представляет собой государственное  принуждение в виде применения установленных  законодательством об административных правонарушениях наказаний за совершение административных правонарушений. Административная ответственность сопровождается порицанием противоправного поведения физического  или юридического лица от имени государства  в лице его уполномоченных органов  — судей, мировых судей, органов  и должностных лиц.

 

Административная ответственность  является правовой ответственностью, наступающей за административные правонарушения, совершенные в различных сферах жизнедеятельности. Законодательство об административных правонарушениях  охраняет нормы не только административного, но и конституционного, финансового, экологического и других отраслей права. Административная ответственность, в  отличие от других видов юридической  ответственности, устанавливается  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ответственности)[14].

 

К субъектам, реализующим меры административной ответственности на воздушном транспорте, относятся судьи, органы российской транспортной инспекции, органы, осуществляющие государственное регулирование  в области авиации.

 

В отличие от уголовной, административная ответственность не влечет за собой  судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности. Следует сказать, что Уголовный  кодекс Российской Федерации предусматривает  ответственность за нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ), за нарушение правил международных  полетов (ст. 271 УК РФ). Как отмечает А. Г. Ляхов, «преступления против международной  гражданской авиации являются одним  из самых опасных преступлений международного характера»[15].

 

От дисциплинарной ответственности  в сфере обеспечения авиационной  безопасности административная ответственность  отличается тем, что она не связана  с подчиненностью, служебными отношениями  субъекта, применяющего меры административной ответственности, и правонарушителя  и наступает не за совершение дисциплинарного  проступка, а за административное правонарушение.

 

Отличие административной ответственности  на воздушном транспорте от гражданско-правовой ответственности состоит в том, что она, как правило, связана  с причинением имущественного ущерба.

 

Административная ответственность  в сфере обеспечения авиационной  безопасности может наступать и  без причинения имущественного ущерба; она базируется на принципах законности, отсутствия ответственности без  вины, целесообразности ответственности, неотвратимости ответственности, индивидуализации мер административной ответственности.

 

Основание освобождения от административной ответственности в сфере обеспечения  авиационной безопасности следует  отличать от обстоятельств, исключающих  неправомерность действия или бездействия, а также нахождение лица во время  совершения правонарушения в состоянии  невменяемости[16].

 

Кодекс РФ об административных правонарушениях  предусматривает ответственность  за действия, угрожающие безопасности полетов (ст. 11.3 КоАП РФ), нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 11.4 КоАП РФ), нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5 КоАП РФ), нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11.14 КоАП РФ), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ), нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа (ст. 11.19 КоАП РФ).

 

Несмотря на то, что на воздушном  транспорте совершается большое  количество административных правонарушений, посягающих на авиационную безопасность, на воздушном транспорте выявляется незначительное количество административных правонарушений. По данным ГИАЦ МВД  России, в 2006 г. на объектах транспорта было выявлено 2 079 044 административных правонарушений, из них милицией общественной безопасности выявлено 2 072 914 административных правонарушений, 6 182 — патрульно-постовой службой милиции общественной безопасности, 50 074 — другими службами[17].

 

Несмотря на названные цифровые показатели, Т. А. Диканова и Ю. В. Васильева говорят о том, что «практически нет привлеченных к ответственности за правонарушения на воздушном транспорте, что нельзя сказать о самих правонарушениях»[18].

 

Данное обстоятельство отчасти  обусловлено тем, что вопросы  обеспечения авиационной безопасности находятся в ведении авиационных  компаний, которые не заинтересованы в выявлении административных правонарушений, посягающих на авиационную безопасность. Кроме того, невысокий профессиональный уровень сотрудников органов  внутренних дел на воздушном транспорте не позволяет выявлять административные правонарушения, посягающие на правила  авиационной безопасности.

 

В настоящее время принят целый  ряд нормативных правовых актов, предписания которых направлены на обеспечение авиационной безопасности. В этой связи необходимо систематизировать нормативные правовые предписания, касающиеся вопросов обеспечения авиационной безопасности в одном документе. Данное положение может способствовать более эффективному применению предписаний Кодекса об административных правонарушениях в части обеспечения авиационной безопасности.


Информация о работе Административная ответственность за нарушения правил авиационной безопасности