Административная ответственность в действующем законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ и изучение административной ответственности в действующем законодательстве.
Задачей исследования являются:
- изучение теоретических и методологических аспектов понятия административной ответственности;
анализ административного правонарушения как основания привлечения к административной ответственности;
выявление понятия и видов наказания за административное правонарушение;
- определение лиц привлекаемых к административной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом-2.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Административная ответственность юридических лиц и некоторых категорий граждан

§1. Административная ответственность юридических лиц

 

Впервые институт административной ответственности  юридических лиц был закреплен  в 1993 году в Таможенном кодексе РФ, в ст. 230 которого содержалось определение  понятия нарушения таможенных правил, являющегося по своей юридической природе разновидностью административного правонарушения. Причем, формулируя это понятие, законодатель сознательно не указывал такого важнейшего признака правонарушения, как вина, при этом в следующей статье (ст. 231) оговаривая, что физические и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности, то есть виновно, а предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие бездействия непреодолимой силы, то есть вина юридического лица здесь роли не играла и доказыванию в процессе производства по делу не подлежала. Позже институт административной ответственности юридических лиц был в налоговом и ином отраслевом законодательстве.19

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.20

Административная ответственность юридических лиц – это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью восстановления социальной справедливости, государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.21

Нормы, предусматривающие административную ответственность юридических лиц, в КоАП РФ отсутствуют. Но, хотя вопрос административной ответственности юридических лиц еще является предметом дискуссий специалистов и пока не получил в отечественном праве ни концептуально определенного, ни практически приемлемого разрешения, тем не менее немало действующих нормативно-правовых актов уже предусматривают такую ответственность. Мерой ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание. Однако их перечень указанный в КоАП РФ, явно рассчитан на применение к физическим лицам (гражданам, должностным лицам и другим), а не к юридическим лицам. Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относительном размере. Возможно также применение таких мер, как предупреждение, конфискация и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Одной из причин дискуссионности административной ответственности юридических лиц является то, что административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.22

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в  которых находит свое выражение административно-правовой метод правового регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц. Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, поскольку все это суть разновидности одного и того же явления – административной ответственности, субъектами которой во многих случаях являются юридические лица (организации).

Среди субъектов административной ответственности появились субъекты, охватываемые цивилистическим понятием «юридические лица», в которое можно включить все организации, как обладающие, так и не обладающие правами юридического лица, в том числе их филиалы и представительства, а также иные структурные подразделения, если они будут признаны административным законодательством правосубъектными. Таким образом, структурные подразделения юридического лица – это тоже организации.

Административную ответственность  юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами.

В административном законодательстве, законодатель, определил два подхода  виновности юридических лиц: объективный сформулированный в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, когда вина юридического лица определяется с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и субъективный, сформулированный ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, когда вина юридического лица определяется как отношение его администрации (конкретных должностных лиц) к совершенному противоправному деянию. Такой подход, именуемый в литературе как принцип двусубъективности ответственности, когда назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной и уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, также был впервые сформулирован в Таможенном кодексе РФ 1993 года (ч.ч. 7 и 8 ст. 231)..

К административной ответственности  привлекаются не только российские, но и иностранные юридические лица и международные организации.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если:23

а) установлена возможность юридического лица соблюсти нормы КоАП (законов субъектов Российской Федерации), нарушение которых предусматривает административную ответственность. Иначе говоря, необходимо в порядке, определенном КоАП, доказать, что это лицо могло соблюсти упомянутые нормы, так как все возможности для этого у него имелись;

б) в ходе рассмотрения дела выяснено, что данным юридическим лицом  не были приняты все зависящие  от него меры, обеспечивающие соблюдение норм КоАП (законов субъектов Российской Федерации).

Эти элементы вины образуют общее  понятие вины юридического лица, как  признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава.

Характеризуя административную ответственность юридических лиц как неблагоприятные последствия виновного неисполнения обязанности, нельзя удовлетвориться ее пониманием только как ответственности за противоправное деяние. Применение административного наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.

С принятием нового КоАП РФ, изменившем не только определение понятия административного  правонарушения, прямо указав не только в качестве его возможных субъектов и юридическое лицо (определение которого, в отличие от понятия должностного лица, охватывается цивилистическим подходом, сформулированном в ст. 48 Гражданского кодекса РФ),  но и что виновно совершенное деяние может рассматриваться как административное правонарушение и повлечь административную ответственность, ситуация в этом вопросе не только стала единообразной в стране, но и отвечающей требованиям законности в ее широком смысле.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, вина юридического лица определяется через вину физических лиц, занимающих руководящие должности в органах управления юридического лица, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), либо осуществляющих специальные полномочия, предусмотренные должностной инструкцией, и в силу этого ответственных за их выполнение.

Общие принципы административной ответственности  юридических лиц сформулирован  в ст. 2.10 КоАП РФ.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч.1 ст. 2.10 КоАП РФ).

В случае, если в статьях разделов 1, 3, 4, 5 КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют как в отношении физического лица, так и в отношении юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ). При слиянии юридических лиц, права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Императивно предусматривают, что за административное правонарушение, совершенное одним из ранее самостоятельных юридических лиц, отвечает вновь возникшее юридическое лицо. При этом следует учитывать правила п. 4 ст. 57 ГК РФ о том, что слияние считается завершенным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (в соответствии с нормами Закона о государственной регистрации юридических лиц) и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо (ч. 4 ст. 2.10 КоАП РФ). При такой форме реорганизации, юридическое лицо считается реорганизованным  с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение (ч. 5 ст. 2.10 КоАП РФ). При выделении юридического лица, к административной ответственности привлекается то из них, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности, упомянутые в ч. 5 ст. 2.10 КоАП РФ. В практике возникает вопрос: как решается вопрос об административной ответственности, если согласно разделительному балансу упомянутые в ч. 5 ст. 2.10 КоАП РФ «права и обязанности» перешли к нескольким юридическим лицам, выделившимся из юридического лица, совершившего административное правонарушение? Анализ ч. 5 ст. 2.10 не позволяет дать ответ на этот вопрос: на лицо пробел, и законодателю необходимо его восполнить.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо (ч. 6 ст. 2.10 КоАП РФ). Нужно учесть, что преобразование  юридического лица – это самостоятельная форма реорганизации юридического лица, при которой:

а) юридическое лицо одного вида преобразуется  в юридическое лицо другого вида (например, ЗАО в ПК) и при этом происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица;

б) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ч. 5 ст. 58 ГК РФ);

в) юридическое лицо считается преобразованным  с момента государственной регистрации  вновь возникшего юридического лица и внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

Причем во всех этих случаях административная ответственность за совершение административного  правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому  к административной ответственности  юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации, независимо от согласия (или несогласия) юридического лица нести административную ответственность вместо юридического лица, правопреемником которого оно является. Вновь созданное юридическое лицо (либо юридическое лицо, указанное в качестве правопреемника в ч. 5 ст. 2.10 КоАП РФ) подлежит административной ответственности и в том случае, когда:

а) производство по делу об административном правонарушении началось до реорганизации  и к моменту реорганизации было завершено;

б) к моменту завершения реорганизации  производство по делу еще не было закончено;

в) производство по делу было начато после  завершения процедуры реорганизации.

§2. Административная ответственность  иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации  определяется нормами Федерального закона от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»24, согласно которому иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (в том числе государств, ранее входивших в состав СССР), а лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (подп. «В» ст. 11 Закона о гражданстве).

Информация о работе Административная ответственность в действующем законодательстве