Административная ответственность. Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:39, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путём издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

   Я разделяю точку  зрения Д. Н. Бахраха, что общественно  опасным следует считать только такое деяние, которое причинило  или реально способно причинить  существенный ущерб общественным отношениям. Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, а только общественно вредными.7

   Главное различие преступления и проступка — общественная опасность деяния. Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

   Сравнивая административные проступки с дисциплинарными, прежде всего, следует сказать, что и те, и другие, как правило, не являются общественно опасными. Что же касается формального признака — противоправности, то здесь есть серьезные особенности.

   Все, что связано  с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом. Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.

   Значительные  различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного  проступка может быть только гражданин — работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей4.

   К ответственности  за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности — представитель власти, субъект функциональной власти в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

  Таким образом, в ходе сравнительного анализа  мы выделяем следующие критерии:

- наличие общественной опасности: этот признак присущ только преступлениям, так как иные правонарушения им в большинстве случаев не обладают (речь может идти только об общественной вредности);

- объект, которому причиняется вред: при административном правонарушении - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности;

- в случае совершения преступления - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами уголовной ответственности;

- если речь идет о дисциплинарном проступке, то это общественные отношения, связанные с надлежащим исполнением работником его трудовых обязанностей, охраняемые мерами дисциплинарной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие и основные  черты административной ответственности

 

   Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

   Административная  ответственность обладает общими  признаками, свойственными юридической  ответственности вообще. В то  же время им присущи следующие  специфические черты, характерные  только для этого вида юридической  ответственности.

1.Административная ответственность  в большинстве случаев является  внесудебной ответственностью.

2. Назначение административных  наказаний осуществляется должностными  лицами на не подчиненных им  правонарушителей.

3. Поскольку административная  ответственность наступает за  деяния менее опасные, чем преступления, то и административные наказания,  как правило, менее суровы, чем  уголовные наказания.

4. Применение административной  ответственности не влечет судимости  лица, совершившего правонарушение, и его увольнения с работы.

5. Существенной особенностью  института административной ответственности  является то обстоятельство, что  субъектом ответственности могут  быть не только физические, но  и юридические лица.

6. В отличие от уголовной  ответственности, которая устанавливается  только федеральным законом (Уголовным  кодексом РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

 

5. Субъекты административной  ответственности

 

Субъекты административной ответственности можно изобразить графически (рис.1).

Рисунок 1 - Схема субъектов  административной ответственности

   Общий субъект административной ответственности - физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административное правонарушение, за которое оно несет административную ответственность.

   Специальный субъект административной ответственности - физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах - столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).

Особый субъект административной ответственности - только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее  административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса  подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.

Ответственность особых субъектов. Статья 2.5 Кодекса устанавливает  ответственность за административные правонарушения, совершенные военнослужащими  и иными лицами, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.8

   За совершение административных правонарушений названные особые субъекты несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву - также в виде административного штрафа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Основания освобождения  от административной ответственности

 

   КоАП предусмотрено три ᴏϲʜования, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. К таким ᴏϲʜованиям относятся: крайняя необходиᴍᴏϲть9, невменяеᴍᴏϲть10, малозначительность административного правонарушения.11

   Так, не является  административным правонарушением  причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходиᴍᴏϲти, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

   Не подлежит административной  ответственности физическое лицо, которое во время совершения  противоправных действий (бездействия)  находилось в состоянии невменяемости,  т.е. не могло осознавать фактический  характер и противоправность  своих действий (бездействия) либо  руководить ими вследствие хронического  психического расстройства, временного  психического расстройства, слабоумия  или иного болезненного состояния  психики.

   Следует отметить, что в рассматриваемом понятии  указаны два критерия невменяемости:  медицинский и юридический.

   КоАП предусматривается  возможность освобождения от  административной ответственности  при малозначительности административного  правонарушения.

   При малозначительности  совершенного административного  правонарушения судья, орган,  должностное лицо, уполномоченные  решить дело об административном  правонарушении, могут освободить  лицо, совершившее административное  правонарушение, от административной  ответственности и ограничиться  устным замечанием.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Итак, административная ответственность как вид юридической ответственности представляет собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и другие) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний.

   Основанием административной ответственности служит административное правонарушение, которым признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаками административного правонарушения (исходя из определения) будут являться: противоправность, виновность и наказуемость.

   Административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, регулирующих поведение всех граждан вне зависимости от их принадлежности к тому или иному коллективу.   Основным критерием, позволяющим отграничить административное правонарушение от преступления, является общественная опасность, признак, которым административное правонарушение не обладает.

   За административное правонарушение виновное лицо должно понести административное наказание, которое является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

   Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.       Современное экономическое и социальное развитие России, реформирование всей системы государственного управления требует совершенствования всей системы правового, в том числе и административно-правового регулирования, которое имеет то преимущество, что позволяет более оперативно реагировать на изменяющиеся социальные и экономические процессы, в том числе и путём использования института административной ответственности.

    Вступивший в силу 14 декабря 2013 года Кодекс об административных правонарушениях следует рассматривать как важный шаг в совершенствовании законодательства об административных правонарушениях, как на федеральном, так и на региональном уровне.

   Но, тем не менее, проблемы и пробелы, опосредованные принятым Кодексом остаются не решёнными до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Нормативные акты

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.:Эксмо, 2013. – 416 с.

2. Трудовой Кодекс РФ – М.: Омега-Л, 2013. – 272 с.

3.  Уголовный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск : Норматика. 2012. - 212 с.

Информация о работе Административная ответственность. Административное правонарушение