Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена целым рядом причин: Во-первых, КоАП РСФСР, принятый в 1984 г., за последующие годы устарел по многим позициям и перестал в полной мере осуществлять ту роль, которая ему отведена - борьбу с административными правонарушениями, защиту прав и обязанностей граждан и укрепление законности в деятельности государственных органов, ведущих эту борьбу. Во-вторых, административное наказание наряду с уголовным, гражданским и дисциплинарным является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩЕПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ 4
1.1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ – МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4
1.2. ПРИНЦИПЫ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 7
1.3. ЦЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ 13
1.4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 15
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 21
2.1. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ 21
2.2. ВОЗМЕЗДНОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРУДИЯ И КОНФИСКАЦИЯ 25
2.3. ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА И ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ 27
2.4. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ 29
2.5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЯ 35

Вложенные файлы: 1 файл

101305.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

К первой группе относятся  два условия:

1) наличие систематизированного  и стабильного законодательства, регулирующего административную  ответственность; 

2) информированность  субъектов права о существующих правовых запретах и санкциях, установленных за их нарушение.

Вторая группа включает следующие условия эффективности  административных наказаний:

1) оперативность производства  по делам об административных  правонарушениях; 

2) воспитательное воздействие на нарушителя процедуры рассмотрения дела и вынесения постановления о применении административного наказания;

3) реальность исполнения  санкций; 

4) стабильность административной  практики;

5) законность и справедливость  примененных санкций; 

6) сочетание административного наказания с иными методами воздействия;

7) информированность субъектов  права о применении административных  санкций; 

8) авторитет правоприменительного  органа.

Определение эффективности административных наказаний включает в себя решение проблемы факторов. Результат воздействия административных санкций зависит от непосредственного влияния на сознание и поведение людей многочисленных и разнообразных факторов, ситуаций, процессов правового и неправового характера — экономических, социально-психологических, демографических, моральных и др. Эти обстоятельства являются факторами эффективности административных наказаний и в конечном счете определяют результат их применения.15

Факторы, определяющие эффективность  административных наказаний, можно объединить в несколько групп.

Группа факторов правовой нормы  с санкцией за административные правонарушения включает отсутствие (наличие) пробелов в праве, определенность (неопределенность, недостаточную определенность) признаков  состава правонарушения, полноту (неполноту, недостаточную полноту) регулирования охраняемых общественных отношений. К ним необходимо отнести «силу» или «слабость» санкции, поскольку, например, «копеечные» штрафы не являются эффективными.

Группа факторов правоприменителя. Закон ограничивает круг лиц, наделенных правом применять административные наказания. К этому кругу относятся лишь органы и должностные лица, уполномоченные законом выносить постановления о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

Однако реализация санкции подготавливается деятельностью многих других лиц, хотя и не относящихся к числу правоприменителей в собственном смысле слова, но обеспечивающих применение наказания. Для того, например, чтобы подвергнуть работника торговли, нарушившего установленные законом правила продажи спиртных напитков, соответствующим мерам административного наказания, необходимо выполнить ряд предварительных операций: установить сам факт правонарушения и все относящиеся к нему обстоятельства, выявить нарушителя и зафиксировать его данные, при необходимости задержать его и доставить в милицию, собрать информацию о его предыдущем поведении, подготовить необходимые процессуальные документы и т.п.

К факторам правоприменителя относится  также нормативная урегулированность  задач, функций, обязанностей, прав должностных лиц, применяющих административные наказания, организация учета административных правонарушений, знание материальных и процессуальных норм и др.

К группе факторов правонарушителя  могут быть отнесены: возраст, профессия, образование, семейное положение, жилищные условия, размер заработной платы, общественная активность, трудовая дисциплина, знание правовой нормы, отношение к ее содержанию (установка), нравственные качества, общая культура и др.

К факторам применения наказания относятся обстоятельства, характеризующие выбор нормы права, соответствующей данному правонарушению, фактическое исполнение (неисполнение, ненадлежащее исполнение) назначенного административного наказания, проведение (непроведение) предусмотренных законом профилактических мероприятий и др.

Выявление факторов эффективности  административных санкций не является самоцелью. Важно не только обнаружить эти обстоятельства, но и попытаться отыскать возможности их практического  использования. Их обнаружение необходимо для совершенствования правового регулирования общественных отношений в области борьбы с административными правонарушениями и поиска более эффективного механизма применения и исполнения административных наказаний.16

Обратимся к практике административного наказания и его исполнения. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда17 гласит: «В связи с истечением в настоящее время срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания удовлетворение заявления налоговой инспекции о принудительном исполнении ее решения о наложении административного взыскания является невозможным.»

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест  первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации  на решение от 02.11.2000, постановление апелляционной инстанции от 25.12.2000 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-12433/2000-46-442 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.01 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Инспекция Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам по городу Троицку  Челябинской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предпринимателю Шишкиной Е.Н. (далее - предприниматель) о взыскании 4 174 рублей 50 копеек штрафа за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.

Решением от 02.11.2000 в удовлетворении искового требования отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2000 решение оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 26.02.01 решение и постановление оставил без изменения.

В протесте первого заместителя  Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные  судебные акты отменить, иск удовлетворить. Рассмотрев протест, Президиум не находит оснований для его удовлетворения. Как следует из материалов дела, 22.06.2000 налоговой инспекцией в принадлежащем предпринимателю магазине проведена проверка соблюдения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в ходе которой выявлена реализация одной бутылки водки "Старорусская" стоимостью 38 рублей без применения контрольно-кассовой машины. Продажу товара произвел продавец другого магазина (Савин А.С.) во время отсутствия продавца Жлудовой О.А., работавшей в магазине предпринимателя Шишкиной Е.Н.18

По результатам проверки налоговой  инспекцией составлен акт от 22.06.2000 и вынесено решение от 03.07.2000 N 201/89 о привлечении предпринимателя  к административной ответственности  в виде взыскания 4 174 рублей 50 копеек штрафа.

Исковое заявление предъявлено  с целью принудительного исполнения решения налоговой инспекции.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска мотивировано истечением трехмесячного срока, предусмотренного статьей 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, для обращения взыскания к исполнению.

Апелляционная инстанция, оставляя решение без изменения, опровергла вывод суда о пропуске срока, но сослалась на отсутствие вины предпринимателя в совершении правонарушения.

Суд кассационной инстанции  подтвердил вывод об отсутствии состава  правонарушения в действиях предпринимателя.

В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации указано, что административная ответственность, предусмотренная статьей 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", применяется к предпринимателю независимо от того, кто осуществлял денежные расчеты при продаже его товаров.

В протесте не учтено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7. Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее - КоАП), введенного в действие с 01.07.02, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.

Статьей 3 Федерального закона от 30.12.01 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" из статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" исключены предусмотренные ею составы административных правонарушений.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела Президиумом  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правовые положения статьи 7 Закона Российской Федерации "О  применении контрольно-кассовых машин  при осуществлении денежных расчетов с населением", касающиеся составов административных правонарушений, применению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП постановление  о назначении административного  наказания не подлежит исполнению в  случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу.

Решение налоговой инспекции  принято 03.07.2000, обжаловано и отменено не было, в исполнение не приведено.

В связи с истечением в настоящее время срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания удовлетворение заявления налоговой инспекции о принудительном исполнении ее решения о наложении административного взыскания является невозможным.19

 

Глава 2. Виды административных наказаний

2.1. Предупреждение и административный штраф

 

Статья 3.2 КоАП устанавливает  следующие виды административных наказаний:

1)  предупреждение;

2)  административный  штраф;

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5)  лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6)  административный  арест;

7) административное выдворение  за пределы РФ иностранного  гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация.20

В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.

Административные наказания, перечисленные в п. 3—8 названной  выше статьи, устанавливаются только КоАП.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться  на основании законов субъектов  РФ об административной ответственности.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом  особенностей.

Во-первых, эта система  является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных. Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система  включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные  наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).

Предупреждение применяется  в отношении физических и юридических  лиц, совершивших незначительные нарушения  установленных правил, когда они  не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может  налагаться, если оно предусмотрено  соответствующей статьей КоАП или  нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем КоАП (ст. 4.3) связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может  повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении  должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).

Информация о работе Административная ответственность