Энергомашиностроительный кластер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Основным целевым ориентиром в соответствии с подпрограммой Силовая электротехника и энергетическое машиностроение в составе Федеральной программы Развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности на период до 2020 года является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке с учетом начала производства и реализации новых образцов оборудования, которое по своим техническим и эксплуатационным характеристикам обеспечит импортозамещение и повышение энергетической безопасности и эффективности использования ресурсов электроэнергетического комплекса Белгородской области и России

Вложенные файлы: 1 файл

Primer_les.docx

— 685.50 Кб (Скачать файл)

Диаграмма 20. Динамика ввода генерирующих мощностей в России в 2011 - 2012 гг., ГВт

На настоящий момент средний  уровень износа установленных генерирующих мощностей составляет почти 60%. По прогнозам аналитиков до 2015 года на увеличение и модернизацию российских электрогенерирующих мощностей будет потрачено не менее 60 млрд. долларов США.4 По сравнению с предыдущим десятилетием поток заказов на поставку электрогенерирующего оборудования значительно увеличится, что может служить серьезным стимулом к возрождению отечественного энергомашиностроения. К 2030 году объем необеспеченной действующими электростанциями установленной мощности может достигнуть 173 ГВт (при базовом варианте развития электроэнергетики) и 228,5 ГВт (при максимальном варианте развития электроэнергетики). Отсюда вытекает, что в период с 2012 по 2030 годы должно быть дополнительно введено от 173 ГВт до 228,5 ГВт новых генерирующих мощностей.5

Ключевыми товарными рынками  энергомашиностроения являются рынки газовых турбин (28% рынка), паровых турбин (28%), гидравлических турбин (11%), ядерных реакторов (13%), паровых котлов (6%) и теплофикационных котлов (2%). Совокупная доля этих сегментов приближается к 90% при объеме продаж на внутреннем рынке около 60 млрд. руб., что несопоставимо мало по сравнению с мировым. Емкость российского рынка к 2025 году может достигнуть 150 млрд. руб. Наиболее высокий коэффициент загрузки имеет место именно на предприятиях, производящих газовые турбины, – от 40% до 70%. В остальных подотраслях уровень загрузки производственного оборудования составляет в среднем 20–30%.6

Отраслевой рынок энергомашиностроения представляет собой совокупность множества  сегментов, которые можно разделить  на две крупные сферы: непосредственное производство энергооборудования и  его ремонт и обслуживание.

Лидирующие позиции на рынке занимает ОАО «Силовые машины»  –55,6%. Более слабые позиции на рынке имеют ОАО «Эмальянс» - 5,5%, ОАО «Пермский моторный завод»  - 6,0%, Объединенные машиностроительные заводы - 2,9%, «Энергомашкорпорация» - 2,2%. На рынке наблюдается рост концентрации рынка, который связан с консолидацией активов компаний.

Степень износа производственных фондов предприятий энергомашиностроения по основному виду деятельности в  настоящее время составляет 54–57%, а машин и оборудования – более 75%. Износ испытательного и стендового оборудования на подавляющем большинстве  предприятий достигает 90–100%.7 Кроме того среди накопившихся проблем следует выделить:

      • недостаточные объемы инвестиций в электроэнергетику и снижение эффективности использования инвестиций, что привело к резкому снижению ввода новых мощностей и угрожающему старению основных фондов, нарастанию дефицита мощности и неудовлетворенного спроса потребителей;
      • резкое сокращение научно-технического потенциала энергетики и энергетического машиностроения; серьезное отставание в сфере разработки, освоения и использования новых технологий производства и транспорта электроэнергии; отсутствие механизма, стимулирующего разработку и использование новейших образцов техники;
      • низкий уровень внедрения ресурсосберегающих технологий и оборудования, более чем в 1,5 раза увеличившиеся потери электроэнергии в сетях.

По данным федеральных  органов статистики, лидером в  отрасли энергетического машиностроения является Центральный федеральный  округ. Белгородская, входящая в состав ЦФО располагает на своей территории крупными предприятиями по производству энергетических машин и вносит активный вклад в общий объем производства. Динамичное развитие ряда белгородских предприятий энергомашиностроительного комплекса, непосредственно участвующих в изготовлении законченных видов продукции, предопределило создание новых холдинговых структур в регионе. Компании ОАО «Холдинговая компания «Энергомаш-Строй», ЗАО «Белгородский завод энергетического машиностроения» и ОАО «Завод котельного оборудования» являются крупнейшими производителями энергомашин в регионе. Совокупный объем выручки крупнейших предприятий области в 2012 году составил 12,6 млрд. руб.

В целом до 2017 года в Белгородской области планируется увеличить объем инвестиций в машиностроительную отрасль до 4 млрд. рублей, что позволит дополнительно создать не менее 1 406 новых рабочих мест. Средняя номинальная начисленная заработная плата увеличится с 21,9 тыс. рублей в 2011 году до 40,9 тыс.рублей в 2016 году.

Энергомашиностроительные  предприятия региона комплектуются  квалифицированными кадрами – инженерами БГТУ им. В.Г. Шухова и ОГАОУ СПО  «Белгородский машиностроительный техникум».

Учитывая активную экспансию  на российский энергетический рынок  зарубежных производителей, в первую очередь китайских, и длительный жизненный цикл энергетического  оборудования, рассчитывать на значительную часть внутреннего рынка энергетического  оборудования для отечественных  производителей в случае его занятия  иностранцами будет чрезвычайно  сложно в среднесрочной перспективе  и, следовательно, потребует гораздо  больше финансовых затрат. На сегодняшний день отрасль энергетического машиностроения в России ощущает значительный упадок. Во многом это обусловлено разобщенностью российских компаний из-за чего они ограничиваются поставкой на рынок отдельных агрегатов и функциональных узлов электростанций. Разомкнутость цикла инновационного развития отрасли, включающего научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство, реализацию и поддержку эксплуатации продукции потребителями, не обеспечивает возврат достаточного количества полученных при реализации и поддержке эксплуатации средств для финансирования предыдущих этапов развития и, прежде всего, научных разработок. Возврат средств в НИОКР отсутствует в следствие резкого сокращения взаимодействия предприятий электроэнергетики и институтов-разработчиков и предприятий-изготовителей оборудования энергетического машиностроения, вызванного полным прекращением государственной поддержки развития энергетического машиностроения, и, с другой стороны, нежеланием предприятий электроэнергетики финансировать НИОКР на создание инновационных продуктов за счет собственных ресурсов вследствие высоких рисков незаключения в последующем договоров на поставку этого оборудования.

Основными системными проблемами отрасли являются: высокая степень  износа основных фондов (40-50 процентов), низкий уровень инвестиций в обновление основных производственных фондов, низкая производительность туда и рентабельность производства, рост себестоимости за счет увеличения цен на сырье и энергоносители, высокие процентные ставки по банковским кредитам, дефицит квалифицированных кадров инженерно-технических специальностей и рабочих профессий, а также слабая кооперация.

Ситуацию в значительной степени исправят совместные действия предприятий по выпуску комплексных  продуктов. Привлечение инвестиций в отрасль будет способствовать обновлению основных средств, повышению  технологического потенциала предприятий, что в совокупности с научными разработками даст положительный толчок в восстановлении и развитии отрасли.

 

    1.  Примеры аналогичных кластеров из мировой и российской практики

Одним из признанных лидеров  в машиностроении является Германия. Страна имеет богатый опыт кластерного  развития отрасли энергомашиностроения, особенно в восточной части государства. Создание машиностроительного кластера на территории Восточной Германии способствовало достижению высоких результатов  в отрасли и позволило догнать  более развитую на момент объединения  западную часть страны. По экономической  эффективности для региона отрасль  энергомашиностроения занимает второе место, после станкостроения. Выручка  по итогам 2012 года составила 2,3 млрд. евро, что составило 37,7% доли ВРП региона. По числу рабочих мест отрасль  заняла третье место, а темпы роста  количества рабочих мест и ВРП  оказались лучшими в регионе. При этом примечательно отсутствие в кластере крупных национальных компаний. В структуре машиностроительного  кластера Германии важнейшую роль играют институты и научно-исследовательские  центры. В состав кластера входят 6 крупнейших университетов и 12 научно-исследовательских  учреждений.

К 2012 году кластер включал  в себя 680 участников и 21700 работников. Заседание кластера проводится регулярно  раз в год. Направление развития кластера ориентировано на следующие  ключевые моменты: дальнейшая глобализация экономики, улучшение конкурентных характеристик на международном  уровне, ускорение технического прогресса, улучшение социально-демографических  показателей, решение проблем производственного  сырья. При этом области роста  и развития определены не только конечными  предприятиями машиностроения, но и  в областях измерения, контроля, сертификации, новых материалов и экологии. Приоритетным направлением развития кластера до 2020 года считается разработка и внедрение  эффективных систем управления кластером  и максимального взаимодействия участников.

Предприятия – участники  кластера активно взаимодействуют  по направлениям продвижения продукции  на международные рынки. Совместно  проводятся экспозиционные выставки, презентации, ведутся активные работы по продвижению единых брендов. Особая роль отводится консолидированной  подготовке кадров для предприятий. Были проведены разработки внедрены такие проекты как: разработка и  внедрение интеллектуального наполнения машин, разработка и применение наноструткурированных  высокопрочных материалов, разработки по технологиям обработки материалов.

Структурная схема взаимодействия субъектов энергомашиностроительного  кластера Восточной Германии представлена на рисунке.

Рисунок 14. Структурная схема взаимодействия субъектов энергомашиностроительного кластера Восточной Германии

Задача правления кластера в постановке целей развития и  создания кластерных инициатив, реализации программ и их сопровождение. Отчитывается перед контролирующими организациями. Служит коммуникационным, координационным  и информационным центром на рабочем  уровне. Заседания управляющего совета проводятся два раза в год.

Консультационный центр  развития кластера является развивающим  звеном кластера. В задачи входит привлечение  новых участников, разработка концепций, стратегий и дорожных карт, анализирует  перспективные направления развития. Активно продвигает кластер на федеральном  уровне и ЕС, осуществляет привлечение  средств.

Производство предприятий  кластера практически полностью  направлено на экспорт продукции  на мировые рынки.

Некоммерческое партнерство  «Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий» (НП «АЛТЭК») создано 2 июня 2011 года. В  его состав вошли 28 организаций. Ядро кластера образовали ведущие предприятия  отрасли – ОАО «Сибэнергомаш», ЗАО «Бийский котельный завод», ЗАО  «ПО «Межрегионэнергосервис», ОАО  «Алтайэнергосбыт», ООО «ПЦ «Бийскэнергомаш». В кластер также входят 16 предприятий малого и среднего предпринимательства и Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.

Основными внутрикластерными  проектами стали – формирование лаборатории сертификации, создание научно-проектного, консультационного, образовательного и маркетингового центров.

За период существования  кластера были реализованы проекты  по энергосбережению в учреждениях  здравоохранения и повышению  энергоэффективности тепличных  хозяйств. Кроме того, итогами деятельности Алтайского энергомашиностроительного  кластера стало расширение линейки  выпускаемой техники, выход на межрегиональный  рынок. Было запущено производство нескольких видов новой продукции и созданы  опытные образцы, получены призовые места на ведущих профильных выставках. Продвижение продукции и услуг участников кластера на различных рынках осуществляется посредством участия в выставках, конференциях, форумах, круглых столах и деловых миссиях.

Структурная схема взаимодействия субъектов Алтайского энергомашиностроительного  кластера представлена на рисунке.

Рисунок 15. Структурная схема взаимодействия субъектов Алтайского энергомашиностроительного кластера

По итогам 2012 г. отрасль  энергомашиностроения в регионе  стала лидером по темпам роста, с  индексом 113,5% Уровень заработной платы  в кластере ежегодно повышается и  по итогам 2012 г. составил 23208 руб.

Перспективными проектами  кластера являются: организация экологощадящей работы котельных предприятий кластера; создание подразделения по консультационной юридической работе с предприятиями  кластера; бизнес-проект конверсии  угля в жидкие углеводороды.

Еще одним аналогом может  быть энергомашиностроительный кластер республики Башкортостан, созданный в 2010 году. Внутрикластерное сотрудничество позволило использование унифицированных узлов, снижающих издержки на НИОКР и технологическую подготовку производства. Интеграция с университетами позволила создать необходимую для разработок базу и организовать поточную подготовку обслуживающего персонала и специалистов инженерного звена. Сотрудничество с малыми предприятиями позволило наладить производство комплектующих изделий, решить вопросы пуско-наладочных работ, сервиса и сопровождения изделий. Структурна схема взаимодействия субъектов энергомашиностроительного кластера республики Башкортостан представлена на рисунке.

Рисунок 16. Структурная схема взаимодействия субъектов энергомашиностроительного кластера республики Башкортостан

Направления развития: создание кооперационной разработки и производства продукции с высокой долей  добавленной стоимости – оборудования, а именно модульных энергоустановок, основанных на современных микротурбинных технологиях, с повышенным уровнем  экономичности, обеспечением жестких  экологических характеристик, высокой  надежностью и приемлемым сроком окупаемости.

Оборудование будет предназначено  для децентрализованного производства электрической и тепловой энергии, в том числе с использованием местного дешевого топлива и утилизацией  тепловых выбросов, что позволит повысить энергоэффективность республики и  страны в целом. Планируемый к 2015 году объем производства составит 1500 млн. руб.

Конструкторские и технологические  решения, результаты НИР и ОКР, полученные в процессе разработки и освоения производства стали основой для производства дополнительных новых конечных изделий в сфере энергетики: турбодетандер, гироаккумулятор, компрессор, тепловой насос – что позволило создать новые связи по созданию энергосберегающих наукоемких технологий.  

Информация о работе Энергомашиностроительный кластер