Что изучает политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

Политология (от греческих слов: politika – государственные и общественные дела, искусство управлять обществом и logos – слово, учение) – наука об управлении обществом в самом широком смысле, т.е. наука о политической системе общества.
Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – политической системы общества – выделяет основные вопросы и проблемы.
Центральная тема науки в политической системе общества – политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, политические институты, проблемы разделения

Вложенные файлы: 1 файл

политология1.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективным  фактором стимуляции граждан на политическое участие является социально-экономический статус, в первую очередь определяемый уровнем образования, профессией и доходом. Безусловно, высокий уровень материального комфорта является определяющим в плане благоприятного отношения к политической системе. Соответственно, чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится негативный настрой в отношении системы.

Вместе с этим, влияние оказывают также такие  факторы, как пол и возраст. Например, общеизвестно, что активность гражданина возрастает к середине жизни, а затем  вновь идет на спад. Женщины менее склонны к политическому участию, что, однако, обусловлено строением традиционного порядка. Как известно, в принципе, в мире более развит патриархальный строй и есть определенные стереотипы и представления о социальной роли женщин, порой, мало учитывающие изменения, связанные с прогрессом общества, несмотря на значительное повышение образовательного уровня. К тому же, чаще всего женщины, особенно при низких стандартах жизненного уровня, просто не имеют времени для участия в политике. Традиционное определение мужчины как лидера, а женщины как жены и матери, заставляет женщин большую часть своей жизни посвящать не своим интересам, а интересам семьи и детей, практически лишаясь раскрытия личностного потенциала.

Это, впрочем, является некоторым отступлением. Помимо всего вышеперечисленного, немаловажную роль также оказывает мотивация гражданина к участию в деятельности страны. Наиболее распространенными мотивами являются:

- мотив интереса  и привлекательности политики  как сферы деятельности;

- мотив познавательный, где политическая система выступает  в качестве средства для познавания  мира вокруг и, также, с учетом  сложности этой системы для  понимания, в качестве повышения  собственного статуса в глазах  себя и окружающих;

- мотив власти, желания управлять другими людьми;

- мотив денежный, так как политическая деятельность  является высокооплачиваемой деятельностью;

- мотив традиционный, когда политика принята в кругу  семьи или друзей;

- мотив идеологический, когда система жизненных ценностей  совпадает с идеологическими ценностями политической системы;

- мотивы ложные, но формирующие нужную реакцию  у масс, так называемая пропаганда.

Разные мотивы побуждают к разным вариантам  политического участия. В любой  политической системе, при доминанте  одного, присутствуют различные признаки и противоположного, вне зависимости от политической системы.

Обычно среди  этих вариантов выделяют два основных типа: автономное и мобилизационное  участие.

Автономное участие  – это свободная добровольная деятельность индивида, вызванная его желание поучаствовать в политической жизни страны, преследуя личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие же напротив, носит принудительный характер. Его стимулируют такие  факторы, как страх, принуждение, традиции. Как правило, такой вид участия является инициативой правящей группировки и направлен на поддержку ее политической системы, на демонстрацию ее благородных целей и положительного отношения к народу. Естественно, такой род участия ни в коей мере не предусматривает выражения личного мнения индивида или группы, однако создает, зачастую, ложное, но нужное власти представление о положении в стране.

Так же принято  выделять активные и пассивные формы  участия граждан в политике, каждое из которых можно отнести к  приемлемым или неприемлемым в плане морали или закона. В плане активных форм участия есть несколько подразделений.

- участие в  выборных органах, таких, как  выборы президента;

- массовые акции,  такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются  массы, недовольные каким-либо действием правительства, как, например, идущие сейчас в Париже забастовки работников завода Continental, которые требуют пересмотреть решение о закрытии предприятия, расположенного в пригороде французской столицы;

- одиночные акции,  однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес. Как, например, интересно высказал свое политическое участие иракский журналист, кинувший ботинком в Джорджа Буша, неординарно высказав свое мнение по поводу проводимой Америкой политики в отношении его страны;

- участие в  политических партиях и организациях, участие в управлении страной,  в принятии законов;

- участие граждан  в опросах, в которых учитывается  мнение граждан и, в теории, рассматриваемые в контексте  каких-либо перемен;

- обращения и  жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

- лоббистская  деятельность – политическое  продвижение объекта, будь то  закон или депутат, при использовании  либо личной, либо денежной заинтересованности, либо при невозможности отказаться  от предложения. В контексте этой деятельности могут рассматриваться как законные, так и незаконные, как, например, взятка, виды достижения целей;

- сетевое участие,  уже не слишком новый вид  политического участия. Многочисленные  блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета. В частности, на личном опыте наблюдался вид политического участия на одном из сайтов, в процессе конфликта Украины и России, в то время как на правительственном уровне нижестоящим массам прописывался негатив в сторону «противника», на этом ресурсе люди вовсю обсуждали эту тему, что с той, что с другой стороны, и при этом громче всего звучали призывы о дружбе между народами и независимости межнациональных отношений от правительственных распрей.

Если говорить о пассивных формах участия, то здесь стоит отметить:

- социальная  апатия как фактор недоверия  граждан к правительству и,  соответственно, всяческое неучастие  в выборах;

- игнорирование  социальных мероприятий, вроде  субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной  рекомендации прийти на оные;

- неделание чего  либо, вызванное недовольством некоторыми  действиями правительства. К примеру,  маленькая выплата, предоставленная  индивиду, которую он считает  для себя оскорбительной и  не идет ее получать, мол, спасибо,  не надо.

В заключение хотелось бы добавить еще раз, что с развитием  общества усиливается значение участия  граждан в жизни общности. Об этом свидетельствует и то, какие средства политические движения, партии, государства  выделяют на спонсирование нужных для  их целей форм участия граждан в политике (выборы, демонстрации, акции протеста). Чем более демократично становится общество тем более возрастает роль значения социума в его жизни. И правильное понимание этого значения позволяет государство делать социум нужным и послушным рычагом своей деятельности, а социуму, осознающим свое значение, взамен позволяет получать наибольшую выгоду и наилучший результат от власти.  

8. Политическая культура.

Понятие политической культуры

Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг.

Американский  ученый Алмонд, исследуя политическую систему, наряду с традиционным- институциональным характером ее изучения(предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационной (выделявший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам.) Последний и представлял собой характеристику особого класса политических явлений- политическую культуру, соединявшую институциональный и реальный уровень уровни функционирования политической системы.

На сегодняшний  день в политологии сложилось  три основных подхода в трактовке  политической культуры.

Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений(Алмонд,Краснов,Верба).В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований(С.Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике(Дж.Плейно). Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна- третья  группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека,предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов (П.Шаран, И.Шапиро, В.Розенбаум)

      Итак, обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

Политическая  культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.

Как правило, эти  смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в  обществе политической культурой, той  системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.

Назначение  и функции политической культуры.

Политическая  культура как специфический круг явлений оказывает собственное  воздествие на политический процесс,динамику изменений в сфере государственной  власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни,олицетворяющим различные направления влияния на власть,относятся:

        - идентификация, раскрывающая постоянную  потребность человека в понимании  своей групповой принадлежности  и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.

- адаптация-  потребность в приспособлении  к изменяющейся политической  среде;

- социализация - обретение определенных навыков  и свойств в реализации своих  гражданских прав, политических функций и интересов;

- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам  возможность сосуществования в  рамках определенной политической  системы, сохранения целостности  государства;

-коммуникация,обеспечивающая  взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;

-ориентация ,характеризующая  стремление человека к смысловому  отображению политических явлений,пониманию  собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

-предписание(программирование), выражающее приоритетность определенных  ориентаций,норм и представлений,  задающих и обусловливающих особую  направленность и границы конструирования  поведения человека.

Структура политической культуры

 Политическая  культура - явление со сложной  структурой, многоуровневое. Эта сложность  строения и организации определяется  многообразными связями политической  культуры с различными социальными  и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.

На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.

Мировозренческий, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;

Гражданский, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;

Политический уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.  

Информация о работе Что изучает политология