Формирование законодательной деятельности Кузбасса 1993-2010 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Москва в 1812 году, как известно, загорелась от грошовой свечки. Куз¬басс в 1989 году «загорелся» от нескольких кусков мыла. Точнее, от того, что этих кусков не оказалось в нужном месте в нужное время. Дело было так: утром 10 июля горняки междуреченской шахты имени Шевяко-ва вышли из забоя и не нашли мыла в мойке. Тут же решили: по домам не расходиться, шахтерские лампы не сдавать. Естественно, следующая сме¬на под землю не спустилась. На другой день бастовал уже весь Междуре-ченск, 12 июля - Прокопьевск и Осинники. Еще через день - Новокузнецк, Киселевск, Анжеро-Судженск...

Содержание

Глава I.
История создания и развития законодательной власти Кемеровской области. ………………………………………………………………………... 2
Пункт 1. Правовое обеспечение законодательной деятельности в Кемеровской области ………………………………………………………….. 6
Пункт 2. Деятельность областного парламента в период Губернаторства Кислюка ……………………………………………………………………… 12
Глава II.
Персонал законодательного собрания Кемеровской области.
Пункт 2.1. Депутаты 1 и 2 созыва законодательного собрания Кемеровской области………………………………………………………………………… 17
Пункт 2.2. Формирование депутатского корпуса в период
1999 - 2009гг. ………………………………………………………………… 20
Приложение №1…………………………………………………………… … 24
Приложение №2……………………………………………………………….. 27
Приложение №3………………………………………………………………. 35
Приложение №4………………………………………………………………. 35
Список используемой литературы …………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2010.doc

— 2.23 Мб (Скачать файл)

Большие плоды принес Закон «О едином налоге на вмененный доход».

25 марта 2002 года принят Закон «Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы». В разработке этой программы приняли непосредственное участие депутаты, входящие в комиссию областного Совета по вопросам предпринимательства и потребительского рынка (Сергей Бабитов, Юрий Бычков). В программе были заложены стимулы инвестиционной активности малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пункт 1.2.

Деятельность областного парламента в период Губернаторства Кислюка.

Осенью 1996 года постоянные обращения депутатов Законодательного Собрания к Президенту, в Государственную Думу, в Совет Федерации все-таки дали результат. Своим Указом Президент обязал Михаила Кислюка назначить выборы в Законодательное Собрание второго созыва. Поскольку закона о выборах не было, глава Администрации подписал Временное положение. Согласно этому документу, число избирательных округов в Кузбассе (а следовательно, и число депутатов) сокращалось до 21. Это еще больше снижало представительство Законодательного Собрания. Но главный «трюк» Временного положения был в назначении даты голосования - 29 декабря. Все прекрасно понимали, что в воскресенье накануне Нового года, когда люди уже готовятся к празднику, явка на избирательные участки будет очень низкой.

   Тем не менее выборы были назначены и все политические силы тщательно к ним готовились. Всего на депутатские мандаты претендовали 126 человек. Правда, процедуру регистрации прошли только 105 кандидатов, еще один снял свою кандидатуру уже во время избирательной кампании.

   Несмотря на то, что Аман Гумирович работал в Москве, он не терял связи с кузбасской оппозицией. Более того, имя Тулеева не перестало звучать в Кузбассе. Еще в мае 1995 года было создано общественно-политическое движение «Народовластие. Блок А. Г. Тулеева». Оно объединило все «левые» силы Кузбасса вокруг лидера. После отъезда Тулеева в Москву это движение стало естественным «передаточным звеном» между ним и кузбассовцами. Во время предвыборной кампании «Народовластие» превратилось в эффективный политический инструмент. Это была уже не просто «команда Амана Тулеева» образца 1994 года. «Народовластие» представляло собой объединение серьезных политических сил, каждая из которых имела довольно большие возможности. Противостоять такой мощной организации было очень сложно.

   Пожалуй, главную роль в «Народовластии» играл обком КПРФ. Большим влиянием пользовались в движении и прокоммунистические общественные организации, например областной Совет ветеранов. Поэтому и в списке кандидатов от «Народовластия» были представлены в основном коммунисты и их сторонники.

   Настоящей «линией фронта» в развернувшейся войне стала проблема прозрачности бюджета. У депутатов было немало вопросов к областной администрации по расходованию денег налогоплательщиков. А Михаилу Кислюку и его команде было очень удобно тратить эти деньги бесконтрольно. Игорь Ковтун:

- С октября 1993 года, после разгона областного Совета, по март 1994 года, когда было избрано Законодательное Собрание, Кислюк сосредоточил у себя в руках всю власть. Главное последствие этого «единовластия» - печально знаменитая программа «Фата». Сама программа была затеяна раньше, но основные механизмы увода денег были сформированы именно в это время. Еще тогда же была сформирована программа «Жилье», которая в народе больше известна как программа «Жулье». По ней Кислюк строил элитные коттеджи для своих приближенных. Были вопросы и по реализации некоторых других программ. Например, закупается по какой-нибудь программе дорожная техника. А при аудиторской проверке оказывается, что на самом деле эта техника стоит гораздо дешевле. Куда пошли остальные деньги? Но тогда никакого аудита не было. Глава администрации был бесконтролен и распоряжался казной безответственно и безнаказанно. И ни перед кем не отчитывался, кроме собственного кармана.

И когда нас избрали, к Кислюку возникла масса вопросов. Первое, что сделали депутаты, потребовали у него отчета: «А что ты тут, Михаил Борисович, делал, пока никого не было?». Уже весной 1994 года были проведены слушания и по программе «Фата», и по «Жилью»...

Кратко рассказать здесь о программе «Фата» не получится. Мы просто утонем в многочисленных фактах, документах, именах действующих лиц, которые задействованы в этой финансовой эпопее. Подчеркнем только одно: кредит, который так жаждала администрация, был получен с нарушениями - без санкции законодательной ветви власти. За нецелевое использование полученных по «Фате» средств ответственность несет администрация Кислюка.

А вот о программе «Жилье» скажем подробнее. Она была принята областным Советом в апреле 1993 года, за полгода до драматических октябрь

ских событий. Ее главной задачей было обеспечение жильем «бюджетников»: военных, работников образования, здравоохранения, культуры, спорта. На это было выделено 6 миллиардов рублей.

Кому же пошли эти деньги? Как показала прокурорская проверка, по распоряжению финансового управления областной администрации кредиты на покупку жилья получили 28 глав местных администраций. Кроме того, квартиры, коттеджи получили заместители глав администраций, их родственники, друзья и т. д. Например, в Топках из 34 человек, получивших льготный кредит, 15 оказались работниками администрации. В Тисульском районе из 22 человек - 16 чиновников. Похожие ситуации — в Киселевске, Новокузнецке, Таштаголе. Так что народное название программы «Жулье» вполне оправдано.

В 1994 году в области не было бюджетного законодательства, которое могло бы внести порядок в расходование народных денег. Все попытки депутатов принять законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе срывались администрацией. Правда, в апреле 1995 года их удалось принять, но Михаил Кислюк их так и не подписал...

Все требования сделать бюджет прозрачным воспринимались как атака на администрацию. Как только депутаты пытались поднять вопрос о бюджете, на них сыпались обвинения в «конфронтации» и в «нагнетании страстей».

- Подходит срок, - говорил Аман Тулеев на сессии, - надо утверждать исполнение бюджета за 1993 год, утверждать на 1994-й. А что утверждать? Доступа к документам нет! Вот и думаю: раз не допускают к проверке — значит, есть что скрывать...

Особенно большие проблемы с бюджетом были в 1994 году: он принимался буквально «с колес», по отдельным кварталам. Например, 31 мая был принят Закон «О бюджете на II квартал 1994 года», то есть когда второй квартал уже шел. Через месяц, 29 июня, приняли бюджет на третий квартал. А в ноябре был принят Закон «Об областном бюджете на II полугодие 1994 года». Полноценных отчетов об исполнении депутаты от администрации так и не дождались.

Нелегко было и с казной на 1995 год. Соответствующий закон был принят с большим опозданием - в апреле того же 95-го. До этого все областные расходы финансировались по известному принципу: на месяц выделялась '/ от бюджета прошлого года.

Бюджетные страсти вспоминает Игорь Ковтун:

- Если на большинстве сессий постоянно не было кворума, то на сессии по бюджету администрация, наоборот, гнала «своих» депутатов. Проходили эти заседания так: вставал Тулеев и делал очень подробный, очень компетентный доклад. В этих докладах вскрывались все детали, вся подноготная ситуация в области. Выступления Тулеева по бюджету вызывали огромный общественный интерес: журналисты на этих сессиях чуть ли на люстрах не висели.

Тяжелая ситуация была с бюджетом на 1995 год. Нам в этом бюджете мало что нравилось. Но по закону финансировать по Чп мы имели право только три месяца. Поэтому когда пришел апрель, то мы просто обязаны были принимать. Иначе на нас начали бы пальцем показывать: вот, это они бюджет не принимают. Ведь понятно, что бюджет — это зарплаты, финансирование школ, больниц и многие другие нужды...

Главное, чего мы требовали от администрации, - это адресность бюджетных расходов. Например, в бюджете записано - столько-то средств на строительство жилья. А кто эти деньги получит, на какое жилье они пойдут? И работникам администрации было под страхом увольнения запрещено сообщать подробности о расходовании средств. Мы эту информацию собирали как партизаны...

Еще один вопрос, по которому были острые споры, — это долговые обязательства. Сейчас законом регулируется: сколько область может взять денег в долг. Тогда таких ограничений не было, и администрация залезла в огромные долги. Были выпущены векселя примерно на миллиард

рублей. А дело в том, что с векселями довольно легко манипулировать. Тут же возникли мошеннические схемы. Из областного бюджета «вымыли» приличную сумму...

Виктор Макаркин, член бюджетного комитета:

- Мы в бюджетном комитете готовили предложения для финансового управления администрации. Спорили с финуправлением, но это был нормальный рабочий процесс. Все замечания от нашего комитета обязательно учитывались. Но очень часто получалось так: мы договоримся с финуправлением, они относят проект к Кислюку.

А он говорил: «Депутаты хотят так, а я хочу так», - мол, я здесь хозяин...

У нас были предложения написать альтернативный бюджет. То есть показать, как мы, депутаты, видим областную казну. Но нам это не удалось. У депутатов просто не было всех необходимых сведений для этого. Главное финансовое управление, администрация в целом не подпускали депутатов к бюджетному процессу...

Споры вокруг бюджета обострялись не только конфронтацией между парламентом и администрацией. Сложность была в том, что в бюджете катастрофически не хватало денег.

Трудные времена переживали угольщики, металлурги, машиностроители, селяне. Падение производства, с одной стороны, снижало налогооблагаемую базу и соответственно доходную часть областной казны. А с другой - порождало целый поток социальных проблем: безработицу, преступность, наркоманию, алкоголизм... А ведь решить эти проблемы можно было только за счет бюджета. Предприятия в это время активно «сбрасывали» с себя социальную сферу: детские сады, дома культуры, летние лагеря и базы отдыха. Все это тяжким бременем также ложилось на областной бюджет.

Можно было пополнить казну за счет приватизации предприятий, которая шла в это время полным ходом. Однако областного закона, который регулировал бы процесс приватизации, не было. В итоге крупные предприятия уходили за копейки. Кузбасс стал мощным центром притяжения «криминального капитала».

Ситуацию усугубляло то, что налоговая система и правоохранитель-

ные органы были сильно ослаблены «реформами» Ельцина. Собираемость налогов в начале 90-х постоянно падала. Живые деньги уводились в оффшоры, прибыль укрывалась, большая часть зарплаты выдавалась «в конвертах». Число бюджетных «дыр» в социальной сфере росло на глазах. Образование, здравоохранение, культура, спорт - проблем в этих отраслях накопилось множество. Решать их было просто не на что.

Особенно важным в таких условиях стало привлечение внебюджетных средств. И депутаты Законодательного Собрания привлекали такие деньги. Показательный пример - сбор денег в благотворительный фонд «Семипалатинский след». Этот фонд предназначался для решения экологических и социальных проблем, которые возникли в Кузбассе в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Долгое время российское правительство отказывалось признавать существование этой проблемы. Соответственно и денег на ее решение не выделялось.

   Поэтому решено было создать специальный фонд. Деньги в него собирали всем миром: «...художники выставляли для продажи на аукционах свои картины, пенсионеры ходили по дворам, подключая к сбору средств целые улицы, 10 миллионов рублей, вырученные от продажи книги Тулеева «Отечество - боль моя», тоже были переданы фонду «Семипалатинский след». Только лекарства, поступившие из Испании, потянули на миллиард рублей»12. После выступления Амана Тулеева на Конгрессе Евросоюза в Страсбурге правительству все-таки пришлось признать существование «семипалатинской проблемы» в Кузбассе. В ноябре премьер-министр Виктор Черномырдин подписал постановление «О первоочередных мерах по оздоровлению окружающей среды в Кемеровской области на 1996-1997 годы».

   Кроме «Семипалатинского следа» в области работал благотворительный фонд Амана Тулеева «Помощь», который был ориентирован на помощь старикам, детям, семьям погибших шахтеров.

   Еще примеры: по инициативе депутатов и председателя Законодательного Собрания было собрано полмиллиарда рублей на строительство офтальмологического лазерного центра в Новокузнецке. «В этом же ряду -шефство над детским садом № 201 для детей с нарушенным зрением, проект системы водоочистных сооружений французской фирмы «Дегремон» и т. д., и т. п.13 Такие акции помогали латать бюджетные «дыры» в самых болевых точках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование законодательной деятельности Кузбасса 1993-2010 гг.