Торонтской школы теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:55, реферат

Краткое описание

Современные технологические инновации способствуют существенному усовершенствованию системы коммуникации и выводят её на качественно новый уровень. Основополагающее значение коммуникации в развитии истории сегодня становится всё более очевидным, и ученые всё чаще обращаются к идее о том, что коммуникация влияет на социум в большей степени, чем экономика или какая-либо другая сфера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ТОРОНТСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

§1.Гарольд Иннис

§2.Маршалл Маклюэн

1. Переход от устности к ранней письменности

2. Переход от письменности к печати
Нарциссический наркоз

3. Эпоха электричества: расширение центральной нервной системы, глобальная деревня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Торонская школа .docx

— 83.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки  Российской Федерации

Московский Государственный Гуманитарный Университет Им. Шолохова

Факультет политологии

Кафедра политика права и социального развития

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

“ТОРОНТСКОЙ ШКОЛЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ”

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                               Студентка  3 курса очного отделения

                                                                    Факультета политологии

                                                                    Бобылева Валерия Вадимовна

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

I. ТОРОНТСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ  КОММУНИКАЦИИ

 

§1.Гарольд Иннис

 

§2.Маршалл Маклюэн

 

1. Переход от устности к ранней  письменности 

 

2. Переход от письменности к  печати 

Нарциссический наркоз

 

3. Эпоха электричества: расширение  центральной нервной системы, глобальная  деревня.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стремительное развитие информационных технологий и повсеместное использование сети Интернет как основного средства массовой коммуникации является причиной мощных изменений во всех сферах человеческой жизни.

Современные технологические инновации способствуют существенному усовершенствованию системы коммуникации и выводят её на качественно новый уровень. Основополагающее значение коммуникации в развитии истории сегодня становится всё более очевидным, и ученые всё чаще обращаются к идее о том, что коммуникация влияет на социум в большей степени, чем экономика или какая-либо другая сфера.

Значительные изменения в сфере медиа, произошедшие за последние несколько лет, повлекли за собой очередную интеллектуальную революцию, которая поставила перед исследователями современной действительности новые задачи.

На данном этапе развития коммуникации ключевыми являются следующие направления развития медиа: конвергенция, использование сети Интернет, распространение мобильной связи и рост её ключевых функций. Они провоцируют смещение, а иногда полное стирание границ не только между различными технологическими площадками для размещения контента, но и между видами и формами самого контента.

Мощный скачок в развитии технических средств коммуникации дал возможность объединять сегодня текст, звук, графику, фото и видео в единый мультимедийный продукт на одной цифровой площадке, которая может являться и персональным компьютером, и ноутбуком, и планшетом, и даже смартфоном. Повсеместная дигитализация обусловила специфику современного коммуникационного процесса, особенностью которого стало многократное увеличение объемов информации, бесконечное повышение скорости создания и распространения, а также существенное упрощение способов её передачи. Всё это повысило степень проникновения технических средств массовой коммуникации в повседневную жизнь современного человека и усилило влияние информационных технологий на его образ жизни и мышление.

В развитии медиа произошел качественный сдвиг, спровоцировавший серьезные изменения поведенческих паттернов современного человека и, как результат, повлекший изменения на всех уровнях общественной жизни.

Данные изменения заслуживают особого внимания научного сообщества, так как без исследования и интерпретации влияния новых информационных технологий на образ жизни и мышление людей, представляется невозможным не только дальнейшее исследование информационных технологий, но и выработка практических рекомендаций в сфере развития технических средств массовой коммуникации.

Изучение качественных изменений в системе коммуникаций под воздействием инновационных медиа началось в середине XX века. Первым исследователем и разработчиком темы стал руководитель отдела политической экономии Торонтского университета Гарольд Иннис. Будучи историком экономики, Иннис сначала попробовал связать историю развития цивилизаций с различными стадиями развития экономики. Однако вскоре он пришел к выводу, что экономические критерии не могут в полном объеме объяснить исторических закономерностей. Посредством подробнейшего анализа обширного исторического материала Иннис пришел к идее о существовании связи между развитием цивилизации и средствами коммуникации, использующимися в ней. В своих дальнейших исследованиях Иннис обращался непосредственно к анализу коммуникации. На основе его исследований огромный вклад в осмысление процессов коммуникации внёс Маршал Маклюэн. А дополнены и развиты концепции Маклюэна были в трудах его последователя Уолтера Онга.

Разработки этих исследователей являются незаменимым теоретическим базисом, а научные метафоры – эффективными инструментами для понимания, описания и интерпретации современной действительности.

Масштаб изменений, произошедших в XXI веке под влиянием новых информационно-коммуникационных технологий, по-настоящему велик и требует серьезного подхода. Однако на данный момент изучение коммуникации в России носит междисциплинарный характер и не всегда может объяснить те явления, которые происходят в личности и обществе благодаря изменениям и развитию в медиапространстве.

 

 

ГЛАВА I
ТОРОНТСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

 

Торонтская школа теории коммуникаций – это школа научной мысли в теории коммуникаций, принципы которой были разработаны главным образом учеными из Торонтского университета: Гарольдом Иннисом, Маршаллом Маклюэном и Уолтером Онгом. Они рассмотрели влияние средств массовой коммуникации на развитие цивилизации от первобытного общества до последней четверти ХХ века.

В своих научных трудах исследователи излагают концепции, общей идеей которых является то, что основной двигатель исторического процесса - новые информационные технологии, которые кардинально меняют образ жизни и мышления людей.

По мнению Деррика де Керхова, профессора Торонтского университета и до 2008 года руководителя программы изучения наследия Маклюэна, представители Торонтской школы предложили не просто новую теорию коммуникаций, а радикальную идеологию, сравнимую с марксистской и фрейдистской моделями, объясняющими устройство мира.2

В данной дипломной работе рассматриваются исследования трех представителей Торонтской школы: Гарольда Инниса, Маршалла Маклюэна и Уолтера Онга, потому как понятия, сформулированные в их концепциях, на современном этапе развития средств массовой коммуникации приобретают новую актуальность.

 

 

§1 Гарольд Иннис: time biased и space biased медиа

 

«Иннис стал первым человеком, случайно открывшим процесс изменений, имманентно присущий и сопровождающий появление средств массовых коммуникаций.»

Герберт Маршалл Маклюэн3

 

Гарольд Иннис занимает особое место среди ученых XX века. Его труды не сразу были поняты научным сообществом. Однако теперь, когда понимание современной действительности напрямую зависит от осмысления процессов коммуникации и все больше философов, политологов, культурологов и социологов обращается к исследованиям медиа, работы Инниса приобретают особый интерес. 
Гарольд Иннис первым взглянул на процесс развития коммуникационных технологий, как на ключевой процесс, определяющий историческое развитие. В отличие от современников, в своих исследованиях ученый отошел от изучения исключительно экономической детерминанты и обратился к исследованию более важного, на его взгляд, двигателя исторического процесса – технологий, формирующих потоки знаний и информации.

Основываясь на глубоком анализе обширного исторического материала, Иннис поместил в центр своего исследования цивилизаций массовую коммуникацию.

Он одним из первых начал систематическое изучение связи между типом медиа и видом социального устройства.

Проанализировав историю формирования и развития различных цивилизаций, Иннис пришел к выводу, что каждый исторический период сопровождается решением определенных проблем, связанных с монополизацией средств массовой коммуникации властной элитой. Решением такого рода проблем, как правило, становится появление нового типа медиа, которое ведет к кардинальным изменениям в культуре и социальной структуре общества.

 

1. Time-biased и space-biased media

 

Иннис полагал, что именно тип медиа, посредством которого хранится и передается значимая информация, определяет вид социального устройства цивилизации. Так, согласно его концепции, все средства массовой коммуникации делятся на два типа: временные (time-biased) и пространственные (space-biased).

К временным медиа Иннис относил «тяжелые», долговечные и дорогостоящие материалы. Например, такие, как камень и глина. Так как их трудно перемещать, они не способствуют территориальной экспансии, но, в силу своей долговечности, хорошо подходят для трансляции знаний через поколения и «расширения» империи во времени. Как правило, такие медиа использовались для передачи небольшого объема значимой информации.

Пространственные медиа, согласно Иннису, «легкие», портативные и нетрудные в обработке, как бумага или папирус. Они не сложны в изготовлении и беспроблемно могут быть транспортированы на огромные дистанции.

Иннис проследил связь между типом медиа, преобладающим в государстве, и типом самого государства. Так, согласно его концепции, все государства, как и средства массовой коммуникации, можно разделить на временные и пространственные. Такое разделение позволило исследователю объяснить многие события, произошедшие в истории различных цивилизаций.

Иннис заметил, что использование временных средств коммуникации делает значимую информацию недоступной для широких масс, способствует монополизации знания, строгой социальной иерархии и преемственности власти. «Временные медиа способствуют централизации государственного управления, сакрализации знания и, как следствие, единству религиозной и светской власти»4, как, например, в Древнем Египте.

Использование пространственных медиа, напротив, способствует доведению больших объемов общественно-важной информации до широкой аудитории на огромные территории и, как результат, формированию крупных территориально-политических объединений – империй.5

Задумываясь, при каких условиях общество может поддерживать стабильность (при этом стабильность понимается как способность политики и экономики адаптироваться к изменяющимся условиям, и как способность поддерживать единство и преемственность культурных ценностей, ключевых для цивилизации), Иннис обратился к анализу недостатков использования того или иного типа медиа.

Так, среди недостатков временных медиа он выделил сложность технологии изготовления и транспортировки. Создание монументальных архитектурных сооружений, песен, эпоса требовало колоссальных усилий и омрачалось трудностью, а иногда невозможностью передать важную информацию на большие дистанции. Основным недостатком пространственных медиа стала их недолговечность и, как результат, неспособность обеспечить историческую сохранность информации.

Тип медиа

Достоинства

Недостатки

Пространственные (папирус, бумага, Интернет)

  • Удобство хранения, мобильность
  • Простая техника создания
  • Небольшая стоимость изготовления
  • Территориальная экспансия
  • Недолговечность
  • Краткосрочность влияния

информации

  • Не предполагают историческую сохранность данных

Временные (пергамент, архитектурные памятники, УНТ)

  • Долговечность
  • Высокая степень важности информации
  • Предполагают историческую сохранность данных

  • Трудность распространения на

большие расстояния

  • Сложная техника создания
  • Высокая стоимость изготовления
  • Не предполагают расширение цивилизации в пространстве


Однако главную причину нестабильности культуры Иннис увидел в том, что, монополизируя контроль над средствами коммуникации, властные структуры той или иной цивилизации, неизменно отдают предпочтение одному из типов медиа

 

Использование понятия временных и пространственных медиа в качестве инструмента при изучении истории развития таких цивилизаций, как Египет, Рим, Греция и Вавилон, позволило Иннису вывести определенные закономерности взаимодействия средств массовой коммуникации и властной элиты государства. Рассмотрим один из примеров, к которому Иннис обращается в книге «The Bias of Communication»7.

На заре становления цивилизации знание письменности позволяло египетским жрецам делать подсчеты и предсказывать точное время разлива Нила. Это давало возможность избегать различных трудностей, связанных с наводнениями. Изобретение в 4241 году до н.э. календаря с точными датами религиозных празднований еще сильнее упрочнило властные позиции государственной церкви и привело к монополизации ею средств коммуникации. Египетские жрецы, будучи ориентированными на трансляцию информации следующим поколениям, использовали процесс создания мумий как своеобразный способ увековечить идею бессмертия и продемонстрировать контроль над временем.

Информация о работе Торонтской школы теории коммуникации