Типология технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:23, доклад

Краткое описание

Современной политологией уже разработано несколько типологий политических процессов, основанных на различных критериях их упорядочению должно предшествовать понимание проблемы политического развития Она тесно связан ана анализу политического процесса в глобальном аспекте, ведь понятие \"политическое развитие\" было введено в научный оборот во второй половине XX в для отображения динамики политического жизненнотичного життя.

Вложенные файлы: 1 файл

Современной политологией уже разработано несколько типологий политических процессов.docx

— 22.00 Кб (Скачать файл)

Современной политологией уже разработано несколько типологий политических процессов, основанных на различных критериях их упорядочению должно предшествовать понимание проблемы политического развития Она тесно связан ана анализу политического процесса в глобальном аспекте, ведь понятие \"политическое развитие\" было введено в научный оборот во второй половине XX в для отображения динамики политического жизненнотичного життя.

Политическое развитие существенно отличается от экономического, социального, культурного процессов и имеет свои параметры: 1) он не является необратимым, возможна и политическая реверсия 2) имеет свои собственные показатели по определенной исторической эпохи, 3) несмотря на общие критерии, политическое развитие не бывает подобным в различных общественно-политических системах Основой политического развития традиционных обществ были привычка, инерция, традиция, диктат группы; современный политический развитие основывается на инновациях, публичности и светской политике, индивидуальном выборе и ориентациях, политической активности.

Политическое развитие можно определить как рост способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым социальным целей и образовывать новые институты, которые обеспечивают каналы для диалога между правительством и населением Критериями политического развития политология называет:

- структурную дифференциацию  институтов политической системы;

- способность политической  системы к инновациям, мобилизации  ресурсов власти, к самосохранению;

- тенденцию к равноправию (в политическом участии, в занятии  руководящих должностей, перед законом)

Если считать политическое развитие направленным и иногда управляемым изменениями в политической системе, которые определяются потребностями социально-экономического и культурного среды, то за степенью интенсивности и степенью радикализма этих изменений можно выделить процессы политической модернизации, политической трансформации и политической модификации

1 Политической модернизацией  называют процесс приближения  различных фрагментов или целых  политических и социальных систем  к уровню их наивысшего развития  Объективным основанием потребностей  в модернизации выступает реа альная целостность человечества, взаимозависимость различных его частей: увеличение противоречий в отношениях между отсталыми и ведущими фрагментами социально-политической жизни (в масштабах стран, регионов, отдельными х отраслей), вращающийся на кризис или глобальные конфликты, вплоть до политико-культурного отторжения Субъективные факторы модернизации часто выходили из очень разных и противоречивых мотивов: завоевание, ок ультурення, защита, увольнение и т.д. В зависимости от исторической эпохи, типа культуры и идеологии \"лозунги\" и методы модернизации тоже меняются: покорение варваров, миссионерская \"христианизация язычников \",\" исламизация неверных \", колонизация или деколонизация, экспорт\" мировой революции \"тощ експорт "світової революції" тощо.

Главная цель модернизации - гармонизация общественных отношений, преодоления разрыва и жестких противоречий между различными секторами общественной жизни Политическая модернизация является составной частью более широкого процесса социальной модернизации Она предметно конкретизирует все направления модернизации в политическом аспекте Например, индустриализация и внедрение новых технологий модернизирует политику трудоустройства, распределения и всю экономическую политику в целом; информатизация общества связана с овладением неолиберальными ценностями, правами и свободами человека, с изменением роли средств массовой информации в политике и реализации власти, радикально меняется сущность и приоритеты социальной политики (в образовании, культуре, здравоохранении, материнства и детства) тощощо.

Политической модернизацией после Второй мировой войны были охвачены те страны, развиваясь, переходили от архаичных политических структур (присущих колониям) к современным формам и институтов, опана овувалы новые технологии политической власти, следовательно, освобождались от так называемых рудиментарных образцов политического бытия.

заметными тенденциями политической модернизации были и есть:

а) \"рационализация политической власти\" путем замены традиционных, династических, религиозных, этнических, политических институтов единственной светской политической властью;

б) дифференциация (выделение) новых политических функций и соответствующая специализация политических структур (например, институт разделения властей, политического плюрализма, политического представительства и т. п.);

в) распространение форм и средств политического участия различных групп традиционных обществ;

г) существенное усовершенствование действующего законодательства (возможно, реформы правовых систем) и увеличение числа политических норм и традиций в соответствии с требованиями новой политической системы (режима)

2 Политическая трансформация  означает переход от одного  типа современной политической  системы к другой, как правило, от автократии (тоталитаризма, авторитаризма) к демократии Ее цель - приведение  политической й системы к современному состоянию, соответствующей стандартам и всем признакам социального прогресссу.

В XX веке политическая трансформация коснулась многих достаточно развитых стран - Германии, Испании, Италии, стран Восточной и Центральной Европы, бывшего СССР, в том числе и Украина Этот процесс является наиболее иболее радикальным, даже революционным по своей природе, ведь его основой является кардинальное изменение политического режима, со всеми атрибутами и признаками власти Политическая трансформация возможна лишь при условии, ч в ресурсы прошлой власти и ее легитимность исчерпаныано.

Собственно процесс перехода от тоталитаризма к демократии в современной политологии назвали \"демократическим транзитом\", ведь он основывается на известном законе политики: \"прямого пути от тоталитаризма к д демократии нет; обязательно авторитарный этап \"Во время прохождения последнего\" транзитивные общества \"должны решить много переходных проблем, которые составляют содержание политической трансформациизміст політичної трансформації:

- господство одной идеологии  и \"гиперидеологизация\" меняется деидеологизацией, образуется поле идеологическое общество;

- однопартийность меняется многопартийностью, формируется политическая оппозиция;

- разрушается прежняя  коррумпированность государства  с правящей партией, идет \"департизация\" государственных учреждений и социальных институтов; состоит действительная ситуация горизонтального разделения властей на исполнительную, при аконодавчу и судебную, а по вертикали - на центральную, региональную и местнуюі місцеву;

-етатизована экономика роздержавлюеться, демонополизуеться; идет развитие рыночной инфраструктуры, прежде всего, на основе института частной собственности;

- монополию на информацию  и цензуру заменяет \"свобода  слова\" и \"свободная пресса\", действующий как \"четвертая власть\";

- тоталитарные средства  и методы управления уступают  демократическим механизмам и  технологиям реализации политической  власти;

- разрушаются ценности  и стереотипы тоталитарной политической  культуры и сознания, одновременно  постепенно формируются новые  прогрессивные приоритеты и образцы  политического поведения и политических  убеждений и т.д.

Следует учитывать, что процесс трансформационного перехода часто не свободен от угрозы реставрации авторитарных режимов, что может произойти как на фунте националистического, так и религиозного экстремизма

Своеобразные особенности имел процесс перехода Испании (трансформации) от диктатуры Франко к демократии во второй половине 70-х - начале 80-х годов Тогда важную роль стабилизирующего гаранта легитимности те перехода власти и относительно \"медленной трансформации\" на основе гражданского консенсуса выполнил институт монархеут монархії.

Посттоталитарные структуры государств Центральной, Восточной и Южной Европы, республик бывшего СССР также разрушались в ходе трансформации различными путями: парламентским (Польша, Германия, Венгрия а) массовыми радикальными выступлениями и акциями, получившие название \"бархатных революций\" (Чехия, Словакия, Болгария); вооруженного восстания (Румыния, Албания) гражданской войны (Югославия, позже Сербия, Хорватия, Словения) Украина выпало на долю сочетание парламентских средств, трансформации с отдельными элементами \"бархатной революции\", в России происходит трансформация, сочетающий парлам ентськи методы, сильную авторитарную исполнительную власть и локальные вооруженные конфликты в некоторых регионах Федерациейих регіонах Федерації.

3 Политическая модификация - это процесс, что характерно  для достаточно развитых и  вполне прогрессивных политических  систем и заключается в закономерной  смене акцентов в расположении  политических сил (партий), которые  конкурируют на политической  арене При модификации путем обновления идет укрепление ресурсов демократической власти, парламентаризма, партийно-идеологического плюрализма, прав и свобод человека Благодаря колеблется нию центра власти между легитимными носителями сохраняется демократическая преемственность и стабильность всей политической системы Например, когда усиливаются етатични тенденции в функциях государства, их уравновесит является усиление активности общественных движений и групп (\"зеленых\", альтернативных, профсоюзов, ассоциаций и т.д.); так, неоконсервативные модели политики \"тетчеризма\" и \"рейганомики\" вызвали заметное социально-политическое возбуждение социально-профессиональных групп США и Великобритании, интересов которых это коснулось Политическая модификация, как и модернизация, в основном осуществляется путем реформ, принципиальных полет ичних решений и совершенствования законодательстваішень і вдосконалення законодавства.

В западной политологии получила распространение типология политических процессов, которую предложил американский синолог и специалист по политической психологии Массачусетского института Люсьен Пай, сравнивая полет тический развитие западных и незападных стран по критерию \"культурного кода\", что определяет поведение и политические ориентации населения Выявленные различия, считает ученый, обусловлены цивилизационными особ ливость западного и \"незападного\" мира Итак, Л Пай совершил на примере так называемой \"идеальной модели\" характеристику \"незападного\" (фактически афро-азиатского) политического процесса Сравним эту моде ль с соответствующими характеристиками модели западного (\"вестернизированные\") политического процесса, в свое время предложила профессор Национального университета \"Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого \"Л М Герасина (табл. 2демія України імені Ярослава Мудрого" Л. М. Герасіна (табл. 2).

Однако следует учитывать, что в западном мире есть государства, народы которых состоят из различных этнических, религиозных и культурных сообществ, политическая культура стран гетерогенная, с большим количеством субкульту ур (например, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Австралия) В них политический процесс имеет специфику по сравнению с политико-культуры мало нужно полагаться однородными обществами, следовательно, здесь противопоставление политических процессе в по схеме \"мероприятие - не Запад\" теряет сентрачає сенс.

В посттоталитарных обществах государств СНГ, Восточной и Центральной Европы через особые специфические условия сформировались несколько своеобразные типы политического процесса До сих особых условий относятся: переходный и (транзитивный) состояние общества, наличие большого количества субкультур и контркультур; слабая специализация политических функций и ролей; огромное социально-экономическая дифференциация населения и т.д. В иходячы из этого, выделяют политические процессыи:

-технократического типа, в котором основным является овладение политическими технологиями, процедурами, методами принятия политических решений, средствами легитимации власти Участники политического процесса четко придерживаются нормативных предписаний в своих функциях и политических ролях, политическая культура более гомогенная (однородная), политическая система стабилизируется, а изменения происходят эволюционно;

- идеократическом типа, более характерное для традиционных обществ, где отсутствует автономная политическая личность, слабая дифференциация политических ролей и функций, то есть это общества в начале политической модернизации й Интегрировать такие общества можно на основе так называемой общенациональной объединительной идеи, например, соборности, мессианства, религии, философско-этической системы, выбор и акцентуация которой за лежит от специфики культурно-исторического опыта народа, страны;

- харизматичного типа, то есть политический процесс, первично был характерен для восточной культурно-политической традиции, а теперь часто восстанавливается в посттоталитарных обществах (Китай 1980-1990-х гг, Россия, Грузия, Казахстан) В лице харизматичного лидера народ ищет свои политические идеалы, надежды, под него «подгоняют» политико-правовые нормы, новые традиции, он олицетворяет политические цели, определяет задачи и методы политической власти В условиях низкой политической культуры населения харизматичный лидер может быстро превратиться в вождя или диктатора, деформирует весь политический процесс Следовательно, его необходимо контр олюваты и сдерживать демократическими средствамчними засобами.

 


Информация о работе Типология технологий