Современное состояние авиационного транспорта России и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:05, реферат

Краткое описание

В такой огромной стране, как Россия, воздушный транспорт просто незаменим. От западных границ до Дальнего Востока поезда идут больше недели, а путешествие на самолёте занимает меньше суток. Ещё более ощутим выигрыш во времени, если необходимо добраться в удалённые северные районы, где не ходят ни поезда, ни автомашины, а реки и моря замерзают на несколько месяцев.

Содержание

Введение …………………………………………3
Глава 1. Определение, структура, значение авиационного транспорта
Определение, структура авиационного транспорта…………………..4
Значение авиационного транспорта в транспортном комплексе и экономике России………………………6
Факторы, влияющие на территориальную организацию авиационного транспорта………………………..8
Глава 2. Современное состояние авиационного транспорта России в процессе формирования рыночной экономики…………………….10
Воздушный транспорт по перевозке грузов и пассажиров……….15
Воздушный транспорт, предоставляющий другие услуги (агрохимические работы в с/х, МЧС, перевозка почты и др.)…….16
Глава 3. Современные проблемы и перспективы развития воздушного транспорта России...........................................................................................18
Проблемы………………..18
Основные направления развития воздушного транспорта России в процессе формирования рыночной экономики………………20
Заключение…………………….26
Приложение……………………27
Список литературы..........................30

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданская Авиация.doc

— 2.46 Мб (Скачать файл)

В течение полутора лет велась серьезная работа по реализации 37 рекомендаций комиссии ИКАО. Был выполнен целый комплекс мероприятий, согласованных с ИКАО и утвержденных Минтрансом России.

За период после плановой проверки Российской Федерации комиссией ИКАО был принят ряд Федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и Федеральных авиационных правил (ФАП) по авиационной безопасности, внесены необходимые дополнения и изменения в ФАП, в том числе:

- Федеральный закон Российской  Федерации "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ;

- Федеральный закон "О внесении  изменения в статью 85.1 Воздушного  кодекса Российской Федерации" от 04.12.2007 № 326-ФЗ;

- постановление Правительства  Российской Федерации "Об утверждении  Положения о лицензировании деятельности  по обеспечению авиационной безопасности" от 22.12.2006 г. № 784;

- Программа авиационной безопасности  гражданской авиации Российской  Федерации, одобренная Правительственной комиссией и утвержденная приказом Минтранса России от 18.04.2008 г. № 62;

- Правила проведения предполетного  и послеполетного досмотров, утвержденные  приказом Минтранса России от 25.07.2007 г. № 104;

- приказ Минтранса России "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 г. № 142 "Требования авиационной безопасности к аэропортам" от 31.01.2008 г. № 20;

- приказ Минтранса России "О  внесении изменений в приказ  Федеральной службы воздушного транспорта России "Сертификация аэропортов. Процедуры" от 24.04.2000 г. № 98" от 07.09.2007 г. № 131.

В Ространснадзоре функционирует система контроля и надзора за обеспечением авиационной безопасности в аэропортах и авиапредприятиях гражданской авиации Российской Федерации. Организован и ведется контроль за реализацией программ обеспечения авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний гражданской авиации. Проводятся инспекционные проверки аэропортов и авиапредприятий на соответствие принимаемых мер авиационной безопасности сертификационным и лицензионным требованиям. Практически все аэропорты и авиапредприятия ежегодно подвергаются проверкам по авиационной безопасности комиссиями Ространснадзора и его территориальных органов.

Только в первом полугодии 2008 года Ространснадзором проведены более 150 инспекционных проверок по обеспечению авиационной безопасности аэропортов, авиакомпаний и авиапредприятий гражданской авиации.

В аэропортах и авиакомпаниях при методическом сопровождении со стороны Рос-транснадзора переработаны и переутверждены Программы обеспечения авиационной безопасности с учетом требований 9 и 15 добавлений к Руководству по безопасности ИКАО и 11 Поправки к Приложению 17 ИКАО.

Практически весь руководящий состав аэропортов по авиационной безопасности, авиапредприятий и сотрудники центрального аппарата и территориальных органов госавианадзора прошли обучение по авиационной безопасности по программам ИКАО в Московском региональном учебном центре ИКАО и получили международные сертификаты за подписью генерального секретаря ИКАО.

В международном аэропорту Шереметьево в период с 2006 года по настоящее время выполнены мероприятия по реализации рекомендаций комиссии ИКАО.

В соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 28.04.2008 г. № ИЛ-32-р "О подготовке к проведению Международной организацией гражданской авиации контрольной проверки в сфере обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации в 2008 году" Ространснадзором во взаимодействии с представителями Минтранса России, Росавиации, ФСБ России, МВД России, ОАО "Аэро-флот - российские авиалинии", ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" и организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность в международном аэропорту Шереметьево, была организована работа по подготовке к указанной проверке.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при подготовке и проведении ИКАО контрольной проверки осуществлялось заместителем министра транспорта Российской Федерации Борисом Королем.

Большая работа по подготовке контрольной проверки была проведена Ространснадзором непосредственно в штаб-квартире ИКАО с руководством подразделения аудиторских проверок.

Рабочей группой подготовлен подробный отчет по выполнению рекомендаций ИКАО, представленный аудиторам ИКАО.

Накануне контрольной проверки ИКАО в апреле-мае 2008 года была проведена плановая сертификация аэропорта Шереметьево, авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии", ЗАО "АэроМаш-АБ" и учебного центра ЗАО "Аэромаш-АБ", что позволило повысить уровень авиационной безопасности и  готовность к контрольной проверке ИКАО.

В семинаре от Российской Федерации приняли участие представители Минтранса России, Ространснадзора, Росавиации, Межгосударственного авиационного Комитета, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ЗАО "АэроМАШ-АБ", а также представители авиационных властей иностранных государств: Германии, Албании, Армении, Азербайджана, Хорватии, Киргизстана, Македонии, Румынии.

Основной задачей семинара была подготовка к проведению второго цикла проверок аудиторами ИКАО государств - членов ИКАО по обеспечению государственными органами надзора за авиационной безопасностью, которая будет проведена аудиторами ИКАО в Российской Федерации в период 2009 - 2011 годов.

Руководителем семинара от ИКАО С. Берти была выражена благодарность за отличную организацию и обеспечение работы семинара.

Во время проведения контрольной проверки комиссии ИКАО были созданы условия для ознакомления с нормативными правовыми документами по авиационной безопасности, организованы встречи с представителями федеральных органов исполнительной власти и государственными инспекторами по авиационной безопасности для обсуждения планов действий в чрезвычайных ситуациях, оценки угроз, ответных действий, вопросов подготовки персонала и контроля качества в сфере авиационной безопасности.

В международном аэропорту Шереметьево комиссией ИКАО с участием сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта были осуществлены проверки предполетного досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, организации работы служб авиационной безопасности ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" и ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".

Руководитель комиссии ИКАО по контрольной проверке - аудитор ИКАО Карен Задоян отметил, что Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта Шереметьево и авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" переработаны и одобрены (согласованы) Ространснадзором.

В целом аудиторами ИКАО была дана положительная оценка мерам авиационной безопасности, принятым в Российской Федерации по реализации рекомендаций комиссии ИКАО, проводившей проверку в сфере обеспечения авиационной безопасности в 2006 году, как на национальном, так и на аэропортовом уровне.

На заключительном брифинге по итогам проверки К. Задоян отметил, что Российской Федерацией проделан большой объем работ по подготовке к контрольной проверке, выразил всем членам рабочей группы благодарность за хорошую работу и пожелал еще выше поднять уровень авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации.

В гражданской авиации предстоит введение новых требований ИКАО и проверки будут проводиться на постоянной основе с учетом результатов соответствующего мониторинга. ИКАО активно продвигает новый подход к мониторингу в сфере авиационной безопасности и новые требования к стандартам качества, системе управления рисками в обеспечении авиационной безопасности.

Вместе с тем аудитором ИКАО была отмечена необходимость продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в области обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации и, в частности, ускорить внедрение новой редакции Государственной программы контроля качества обеспечения авиационной безопасности и Государственной программы подготовки персонала, участвующего в обеспечении авиационной безопасности,  а также начать активную работу по подготовке системы государственного надзора за обеспечением авиационной безопасности в Российской Федерации к второму циклу проверок ИКАО.»

 

 

    1. Воздушный транспорт по перевозке грузов и пассажиров.

       Рынок авиаперевозок является  высококонкурентным. Государственному регулированию подвергаются лишь тарифы на услуги аэровокзалов. Цены на остальные виды услуг воздушного транспорта складываются под воздействием спроса и предложения.

   Воздушным транспортом представляются  услуги по перевозке грузов, пассажиров.

    «Отечественный рынок, особенно сегмент международных перевозок, становится все более привлекательным для зарубежных  авиакомпаний. В России авиационный транспорт остается по-прежнему элитным, а следовательно путешественники готовы платить больше за качественные услуги. Итоги I полугодия 2005 года наглядно подтверждают,, что иностранные перевозчики умело пользуются своими преимуществами: количество пассажиров на российском направлении у них возросло примерно на 11 %, при том что российские авиакомпании за этот же период смогли увеличить свои показатели по международным перевозкам лишь на 2,6 %.»

    «Принципиальная важность  для России регионального авиасообщения  не подлежит сомнению, однако  до сих пор этот вид перевозок  развивается главным образом  по остаточному принципу. После  отмены квотирования на внутренних  линиях основная борьба между  авиаперевозчиками на внутреннем рынке рынке развернулась на самом выгодном направлении – московском. При этом местные перевозчики, базирующиеся в регионах, уступают эти доходные маршруты центральным авиакомпаниям, обладающим развитой сетью маршрутов и возможностью перераспределять ресурсы между направлениями.»

   «С точки зрения авиаперевозок 2006 г. – год разноречивых оценок. Он  продолжил, и вполне, достойно, период наращивания объемов перевозок. По натуральным показателям успехи  налицо. Объем пассажирских перевозок возрос на 9,5%, грузовых – на 3,4%. В течение года было открыто 286 новых авиационных связей, в том числе, что очень важно, 134 – внутри федеральных округов.  Начиная с 2004 г. удельный вес международных авиаперевозок превышает половину их общего объема, а в 2006г. он составил 54,2%. Это говорит о существенном отставании развития внутреннего рынка.»

2007 год прошел не бесследно. Пассажирооборот  также вырос. Приложение 2,3

     «2008 год  превзошел  предыдущие – никто не мог предположить, что положение измениться столь кардинальным образом. До середины 2008 г. количество пассажиров, перевозимых российскими компаниями, неуклонно росло, и эту тенденцию некоторое время не останавливал рост стоимости авиатоплива и связанный с ним рост тарифов. Однако прошедший летний сезон показал, что количество пассажиров уже не увеличивается стремительно, как год назад. А в сентябре финансовый кризис, начавшийся в США, стал глобальным и поставил под угрозу  стабильную работу практически всех российских перевозчиков.» Приложение 1

   С каждым годом число  пассажиров и грузов растет. Но  вместе с ними растут и цены, на топливо, авиа билеты и т.д.

 

    1. Воздушный транспорт, предоставляющий другие услуги (агрохимические работы в с/х, МЧС, перевозка почты и др.)

   По воздуху перевозят грузы, в основном скоропортящиеся, срочные или особо ценные. В тех районах России, где нет ни железных, ни автомобильных дорог, пользуются вертолётами. Они доставляют трубы для трубопроводов, мачты линий электропередачи, оборудование для буровых установок.

Авиатранспорт применяют для пассажирских и грузовых перевозок и специальных целей (медицинское обслуживание, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур, тушение пожаров и др.), а также в вооруженных силах для переброски воздушных десантов, войск и грузов и выполнения др. боевых задач.

   Имелась большая сеть местных линий во всех районах страны. В 1940 было перевезено 410 тыс. пасс., 475 тыс. т. грузов, 14,6 тыс. тонн почты.

  « Авиация специального применения выполняет около 100 различных  видов робот во многих отраслях экономики (сельское хозяйство, строительство, нефтедобывающая промышленность, геология, перевоз почты), а также участвуют в ликвидации пожаров, чрезвычайных ситуаций и так далее.»

   В 2007 году грузооборот по  международным путям перегонял  грузооборот по внутреннем авиа  путям. Приложение 4, 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современные проблемы и перспективы развития воздушного транспорта России.

    1. Проблемы.

   В настоящее время гражданская  авиация России переживает не  лучшие времена. Повышение конкурентоспособности  авиакомпаний связано с решением  самой актуальной проблемы гражданской  авиации – проблемы скорейшего  обновления парка воздушных судов. Низкие темпы обновления привели к тому, что в эксплуатации у авиакомпаний находится всего 1,7% судов нового поколения отечественного производства. Конечно, определенные меры для исправления сложившейся ситуации принимаются. Поскольку воздушные суда являются дорогостоящим имуществом (стоимость одного самолета составляет 10-50 млн долл. США), а у авиакомпаний зачастую нет таких средств для их покупки, то в качестве варианта рассматривают схему приобретения авиатехники по лизингу. За рубежом 70% воздушных судов приобретаются авиационными перевозчиками по лизинговым схемам. При этом средний срок лизинговых операций составляет 10-15 лет, а средние ставки – 6-7 % годовых.

Информация о работе Современное состояние авиационного транспорта России и перспективы его развития