Роль женщины в политике и управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:29, реферат

Краткое описание

В целом, опыт политического развития мирового сообщества показывает, что существует значительная разница между шансами мужчин и женщин в политической борьбе, где мужчины кандидаты более успешны, нежели женщины.
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.

Содержание

• Введение…………………………………………………………………3
• История политической жизни женщин в России……………………..4
• Роль женщин в правительстве………………………………………….8
• Мнение женщины-политика (Ирины Хакамады) по исследуемому вопросу………………………………………………………………….12
• Заключение……………………………………………………………...14
• Список использованной литературы………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат логутова.docx

— 32.98 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Стр.

  • Введение…………………………………………………………………3
  • История политической жизни женщин в России……………………..4
  • Роль женщин в правительстве………………………………………….8
  • Мнение женщины-политика (Ирины Хакамады)  по исследуемому вопросу………………………………………………………………….12
  • Заключение……………………………………………………………...14
  • Список использованной литературы………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В целом, опыт политического  развития мирового сообщества показывает, что  существует значительная разница  между  шансами мужчин и женщин в политической борьбе, где мужчины  кандидаты более успешны, нежели женщины.

О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась  мысль, что место женщины на кухне.

в 1998г. выборах в Венгрии  женщины составляли 14% кандидатов, но получили лишь 8% мест в парламенте. Эта низкая результативность, очевидно, удерживает женщин от участия в выборах, а политические - от их выдвижения. Такая  же картина наблюдается в Юго-Восточной  Европе. В Болгарии, например, в 1990г. почти 12% кандидатов на выборах в  национальное собрание были женщины, а  в его составе их было 9%. Возникает  вопрос, что мешает женщинам усилить  свою в политике? Доминирование мужчин, отсутствие принципов квотирования или резервирования мест для женщин, недоверие избирателей к кандидатам-женщинам, а также тип избирательной системы являются ключевыми барьерами в продвижении женщин даже на уровне партий. Незначительное количество гендерно-прогрессивных партий разрабатывают собственные меры по расширению женского представительства. Например, в Латинской Америке Радикальный гражданский союз и Партия справедливости (Аргентина), Совесть нации (Боливия) и Революционно-демократическая партия (Мексика), используя неформально установленные квоты, сумели провести на выборах несколько женщин. "Другие страны при попытках "позитивной дискриминации" женщин сталкиваются с трудностями.

 

История политической жизни женщин в России

Страницы письменных источников 11–12 вв. пестрят именами участников бурных событий истории Руси. И  нетрудно заметить, что в истории  внешней и внутренней политики русского государства, его экономики и  культуры оставили память о себе не только выдающиеся князья и бояре, но и мудрые княгини и боярыни, не только мужественные правители – воины, но и дальновидные, образованные правительницы.

Наряду с именами великих  княгинь, само положение которых  предполагало их участие в политических событиях, в русских летописях  можно встретить немало имен княжеских  и боярских жен, сестер, дочерей –  участниц междоусобных заговоров, интриг, феодальных войн, а то и просто значительных личностей, преуспевших в медицине, математике, астрономии, в культурной жизни русских княжеств, а позднее  государства Российского.

  • Княгиня Ольга

Имя великой княгини Ольги  упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся личностях  прошлого нашего Отечества. Оно вошло  в народные сказания киевских времен как имя «вещей», «мудрой» правительницы, чья деятельность оставила глубокий след в жизни Древней Руси. Летописная традиция называет Ольгу псковитянкой, дочерью псковского князя, позднейшая же легенда (XVI в.) рассказывает о ней как о крестьянской девушке, обладающей ясным умом, на которой женился великий князь киевский Игорь, прозванный старым.

После трагической гибели мужа княгиня Ольга в течение  почти двух десятилетий правила  Русскою землею на правах регентши при малолетнем сыне Святославе.

  • Царевна Софья Алексеевна

В семействе «тишайшего»  царя Алексея Михайловича было семь дочерей. Шесть из них безропотно коротали свои дни в глухих царских  теремах и смирно покорились судьбе. Иной была царевна Софья Алексеевна.

Семь лет царевна Софья  Алексеевна фактически возглавляла  правительство.

  • Императрица Екатерина II

Екатерина II хотела быть императрицей в сильной стране. Потому ее внутренняя политика была отмечена крупными законодательными актами, расширением привилегий дворянства и укреплением единодержавия.

Екатерина II слыла просвещенной императрицей: она поддержала идею создания Российской Академии наук, вела активную переписку с французскими просветителями – Вольтером, Дидро. Она умело скрывала истинные цели своей политики.

За 30 лет правления Екатерины II Россия стала поистине великой  державой. Великой называли и саму императрицу. Любительница балов была столь осмотрительна, что не проиграла  не одной войны, каких было около  десятка. Крупные военные успехи сопровождались значительной территориальной  экспансией.

Представленность женщин в органах политической власти в советский период:

Для России всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX в. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный  механизм по работе среди этой части  населения (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). На первом Всероссийском съезде работниц и  крестьянок (ноябрь 1918г.) выступал В. И. Ленин. Ему принадлежат слова: «успех революции зависит от того, насколько  в ней участвуют женщины». Съезд  определил новые формы и методы активации женщин, вовлечения их в  общественно полезный труд, государственную  политическую деятельность.

В эти годы создавались  комиссии, пропагандирующие и агитирующие  женщин принимать участие в жизни  страны. Много внимания уделялось  их образованию.

В сфере политической деятельности зазвучали имена женщин – политиков: И. Ф. Арманд, П. С. Землячки, А. М. Коллонтай, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Е. Д. Стасова.

Все эти женщины были образованными, многие – из обеспеченных семей, у  многих были дети. Так, у И. Арманд и  К. И. Кирсановой было по пять детей, у С. Смидович – трое детей.

Первым наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай, председателем Московского губсовнархоза – И. Ф. Арманд.

А. Коллонтай в последующем  стала первым послом в Норвегии, а затем в Швеции. Ее работа в  Наркомате государственного призрения  отличалась кипучей энергией по организации  работы в воспитательных домах, колониях прокаженных, богадельнях, санаториях для туберкулезных больных. Она  занималась пенсиями, яслями, приютами для сирот. В. И. Ленин отмечал, что  «у нас в партии есть надежные, умные  и неутомимые деятельные коммунистки». Это свидетельствует о способностях женщин, о высокой ценности их деятельности для общества.

Бурная политическая деятельность женщин в СССР в 30-е гг. постепенно сокращалась. Тезис «Женский вопрос решен» привел к ликвидации женотделов в партийных органах. В 1934 г. упразднили женский сектор при ЦК ВКП(б). Но в Верховных Советах депутатов трудящихся удельный вес женщин был высоким. В начале 80-х гг. в СССР их было 32,8%, в РСФСР – 35%, в союзных республиках – 36,2%, в автономных – 40,3%. Много женщин работало в местных органах власти. Это объяснялось тем, что на местах решались конкретные практические задачи, результаты этой работы были очевидными. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти.

В 1990 г. среди народных депутатов  России женщин было всего 3%, а среди  членов Верховного Совета - 8,9%.

Симптоматична оценка результатов  этих выборов. Как свидетельствуют  итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии АН СССР, 53,6% опрошенных москвичей высказали отрицательное отношение к факту сокращения молодежи; 36,2% - рабочих; 42,4% - беспартийных. В тоже время к сокращению числа женщин в высшем органе власти большинство опрошенных отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему.

Итоги выборов в Федеральное  собрание в декабре 1993 г. несколько  улучшили картину: в Федеральном  собрании 11,4% депутатов - женщины (в  Совете Федерации - 5,6%, в Государственной  Думе - 13,6%).

Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппарате органов управления доля женщин в общей численности работающих состав-ляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр, возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Рос-сию в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин.

Что касается руководства  хозяйственной деятельностью, то, составляя  среди занятого населения 48,4%, женщины  занимают лишь 11% постов руково-дителей промышленных предприятий, 8% - сельского хозяйства, 10% - связи, 0,7% - строительных организаций.

Таким образом, представительство  женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того, высшие властные структуры являются как бы элементом  декора, мужской уловкой, уступкой перед  «натиском» женской об-щественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом.

 

 

Роль женщин в  правительстве

На  основе Конституции  Российской Федерации  высшим представительным и законодательным органом государственной  власти РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной  Думы. Члены Совета Федерации и  депутаты Государственной Думы в  рамках своих полномочий участвуют  в работе соответствующих комитетов  и комиссий. Удельный вес представленных в этих органах женщин, как уже  отмечалось, очень небольшой.

  В структуре Департамента  медико-социальных проблем семьи,  материнства и детства Министерства  здравоохранения и социального  развития РФ образован отдел  социальной политики семьи, женщин  и детей. Многофункциональная  деятельность этого органа направлена  на формирование и реализацию  политики государства в отношении  семьи, материнства и детства,  обеспечение социальной защиты  женщин и детей, внедрение наиболее  эффективных социальных технологий  помощи лицам в трудной жизненной  ситуации. Департамент обеспечивает  взаимодействие с общественными  объединениями и организациями  по проблемам семьи, женщин  и детей, достижения гендерного равенства, организует подготовку периодических докладов, аналитических материалов по выполнению международных обязательств Российской Федерации в этих областях.

В начале 2006 г. в соответствии с федеральным  законом завершилась  работа по формированию новой неправительственной  организации — Общественной палаты, деятельность которой также призвана содействовать построению гражданского общества на принципах демократии и  равноправия во всех сферах жизни.

 Безусловно, эта организация  по природе своей  должна  отражать интересы всего населения,  в ее компетенцию входит выражение  общественного мнения, создание  благоприятной среды для стабильного  развития и функционирования  различных общественных организаций,  эффективного механизма финансирования  этих структур. Среди членов первого  состава Общественной палаты  — 32 женщины, или 25,3% от их  общего количества. Они включены  в комиссии по разным направлениям  деятельности.

 

  Несмотря  на все  трудности, с которыми встречаются   женщины, ставшие на путь политической  деятельности, есть определенные  результаты, связанные с их конкретной работой в представительных и исполнительных органах государственной власти и неправительственных организациях. Речь и об инвентаризации нормативных актов, касающихся положения женщины, семьи, охраны материнства и детства, и о работе над проектами и экспертизе новых законов, которые соответствовали бы современным политическим, социальным и экономическим реальностям, и об организации контроля за реализацией норм действующего законодательства, участии в проведении парламентских слушаний и т. д.

Интеграция  женщин в политику предполагает объединение усилий женщин и мужчин во имя общегосударственных  интересов. Власть женщине нужна  для оказания своего влияния на решение  не только политических, но и социальных, нравственных проблем, защиты прав человека, семьи, людей пожилого возраста, материнства  и детства.

 Комитет по делам  женщин, семьи и молодежи, созданный  при Государственной Думе в  1994 г., участвовал в разработке  многих законов, подготовил Национальный  план действий по улучшению  положения женщин и повышению  их роли в обществе на период  до 2000 г.

В 2002 г. была создана Общественная комиссия при Председателе Совета Федерации  Федерального Собрания РФ по обеспечению  равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России.

  Предусматривалась реализация  документов, в том числе международного  масштаба, в частности решений  IV Всемирной конференции по положению  женщин (Пекин, сентябрь 1995 г.), выполнение  в Российской Федерации Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979), осуществление мер, направленных на поддержку незанятых женщин, являющихся единственным кормильцем в семье.

При подготовке к IV Всемирной  конференции «Действия в интересах  равенства, развития и мира» (Пекин, 1995 г.) был создан Национальный совет, координировавший работу правительственных  и неправительственных организаций, исполнительных и законодательных  органов по формированию позиции  российской стороны.

Однако  интеграция женщин России в политику идет чрезвычайно  медленно. В высших законодательных  и исполнительных органах власти женщин единицы. Формирующееся независимое  женское движение лишь положило начало проявлению политической активности. Женский потенциал не используется в принятии государственных решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности неадекватно их участию в управлении.

Информация о работе Роль женщины в политике и управлении