Профсоюзы в системе представительства интересов на примере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

В последнее десятилетие наша страна вошла в спокойное русло после довольно сложного периода и довольно противоречивых преобразований, которые в свое время радикально затронули все стороны общественной жизни. Теоретическая интерпретация процессов такой глубины и масштабности является одной из наиболее сложных и дискуссионных областей современной политической науки. Анализ процессов профсоюзного движения в России был проведен по ряду источников, по которым были сформулированы ряд выводов. Рассмотрение профсоюзного движения в системе представительства интересов привлекает внимание следующими параметрами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Профсоюзы в системе представительства интересов
1.1 Роль профсоюзов в системе представительства интересов РФ 6
Глава 2. История развития профсоюзов в России
2.1 Профсоюзное движение в период с 1905 по 1917 гг. 11
2.2 Профсоюзное движение в период с 1917 по 1991 гг. 14
2.3 Профсоюзное движение в период с 1991 по 2008 гг. 20
Заключение 25
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кузнецова алексея.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

           В политике и в экономике представительства интересов разъясняется как консультации и сотрудничество между работодателями и наемными работниками на разных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда

           В представительстве интересов представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, иные профессиональные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

           Правовая основа представительства интересов в Российской Федерации в основном создана при активном участии профсоюзов: приняты законы о регулировании трудовых конфликтов, коллективных переговорах и профсоюзах; созданы трехсторонние органы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ; учреждены инспекции труда. Социальное партнерство профсоюзов, представителей работодателей и Правительства РФ на федеральном уровне осуществляется в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Результаты партнерства сторон отражаются в генеральных соглашениях. Подписываются также трехсторонние соглашения на региональном, территориальном уровне и на уровне отраслей. На предприятиях и в учреждениях заключаются коллективные договоры, основанные на установленных в генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях нормах.

           Но во многих случаях коллективный договор носит формальный характер, вследствие чего социальное партнерство пока не получает должного развития. Данный факт в некотором роде затрудняет деятельность  для профсоюзов в системе представительства интересов во всех регионах РФ и во всех организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История развития профсоюзов в России

2.1 Профсоюзное движение в период с 1905-1917 гг.

         Профсоюзы России возникли позже,  чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки. Предшественниками профсоюзов в России принято считать стачечные комитеты, которые возникали в 1890-е. Данные стачечные комитеты в России были представлены на отдельных заводах в виде  временных комиссий, делегатских собраний и других представительных рабочих органов. Данные объединения в большинстве случаях были малочисленные, действовали разрозненно, не имея общего центра, создавались, как правило, на период определенных акций. Они  были предшественниками массовых профессиональных союзов, которые  начали образовываться в период первой русской революции 1905-1907 годов целью которых организация борьбы за права рабочих. В период до 1905 года профсоюзная деятельность была не законна, и профсоюзы были нелегальными, подпольными.

        « В 1905 году заводские профсоюзные организации появились на Обуховском, Путиловском, Семянниковском и других крупных металлообрабатывающих заводах Петербурга и Москвы. В апреле этого года во время забастовки началось создание своего профсоюза булочников Москвы. Это стало цепной реакцией для многих городов России. Так вслед за пролетариатом Петербурга и Москвы начали создавать профсоюзы рабочие Нижнего Новгорода, Омска, Одессы, Минска, Киева и других городов »1.

        Появление большого  количества профсоюзов выявило важную задачу координации их деятельности, осенью 1905 года во множестве городов страны были созданы межсоюзные организации - центральные бюро профсоюзов.

    Публичное  волеизъявления рабочего движения  оставило впечатления на правительство  и предпринимателей, что вынудило  царя пойти на уступки следствие чего является  принятие закона о профсоюзах «Временные правила о профессиональных обществах». Это стало первым  и последним шагом урегулирования рабочего вопроса, в дальнейшем в данный процесс существенные коррективы внесла Первая мировая война которая полностью остановила развитие профсоюзного движения вплоть до 1917 года.

        В октябре 1905 года была проведена 1-я Всероссийская конференция профсоюзов, на которой  обсуждался вопрос о созыве Всероссийского съезда профсоюзов. На конференции большевики вели упорную борьбу с меньшевиками и эсерами по комплексу вопросов о характере и задачах профсоюзов. Конференция пришла к результату, что необходимо созвать съезд профсоюзов в декабре 1905 года в Москве. Значение 1-й Всероссийской конференции состоит в том, что на ней впервые сделали попытку централизовать профсоюзное движение.

        « В период с сентября по ноябрь 1905 года был зафиксирован бурный рост профсоюзов, В.И.Ленин писал, что "В России никогда не создавалось таком бездны профессиональных рабочих организаций, как в эти дни" ».1

       Всероссийская политическая стачка явилась катализатором данного процесса, что ускорило, формирования крупных профсоюзов и  привело к  превращению большей  части их в боевые классовые организации, построенные по производственному принципу.

        В этот период массового создания профсоюзов еще раз показало противоположные точки зрения большевиков и меньшевиков на роль и задачи профсоюзного движения в классовой борьбе пролетариата. Меньшевики утверждали, что профсоюзы должны вести борьбу только за улучшение условий труда, что политическая борьба – это прерогатива политических партий. Большевики же разъясняли массам, что экономическая и политически функции профсоюзов неразрывно связаны между тобой и не могут существовать по отдельности,

      « В Москве накануне Декабрьского вооруженного восстания было зарегистрировано до 50 профсоюзов, в которые входили 25 тысяч человек. Всеобщая политическая забастовка, начавшаяся 7 декабря, вскоре переросла в вооруженное восстание, которое явилось вершиной революции. После его подавления правительство подвергло репрессиям и резкой критике партию, рабочих организаций. Десятки и сотни активных деятелей партии и профсоюзов были арестованы ».1

       К началу 1907 года в России было зафиксировано 652 профсоюза, в которых состояло 245 тысяч членов, или 3,5% от общего числа рабочих, занятых на производстве. Больший процент членов профсоюзов был среди металлистов, нефтяников, кожевников, текстильщиков. Эти данные показывают то, что в годы первой русской революции профсоюзы еще не стали по-настоящему широкими массовыми организациями.

      На данном  этапе легко прослеживается функции  профсоюзов:

- представление ограниченного  списка требований рабочих

- деятельность, как правило,  носила конфронтационный характер

- экономические функции  сочетались с политическими

Этот минимальный набор  функций показывает отстраненное отношение  государства по отношению к профсоюзом. Профсоюзы существовали формально и не могли оказывать давление на предпринимателей и правительство. Но можно выделить положительные тенденции отношения со стороны рабочего слоя, который проникся идеями профсоюзного движения. И это будет в дальнейшем использовано в советском этапе России.    

 

 

 

 

 

 

2.2 Профсоюзное движение в период с 1917- 1991 гг.

           После Октября 1917 году в программных документах профсоюзов были изложены  новые функции этих организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, увеличение эффективности экономики, особо выделяется, что забота о производстве – это и есть главная забота о человека и о его благосостоянии. « Новые профсоюзы, обладали такими же традиционными функциями защиты в виде повседневных интересов трудящихся, для улучшения условий труда, быта и отдыха, они обязуются организовать  трудовые соревнования, вовлечения рабочих в участие управлением производством, воспитательной работы в трудовых коллективах »1.

           Первый Всероссийский съезд профсоюзов был в январе 1918 г. Основной спор был связан вокруг вопроса «о задачах профессионального движения», большинством заседающих приняли резолюцию большевиков, которая характеризовалась радикальностью смены судьбы профсоюзов – был взят курс на участие в хозяйственном и государственном строительстве. На втором Всероссийском съезде профсоюзов, были озвучены задачи профсоюзов. Было подтверждено решение I Всероссийского съезда профсоюзов о необходимости курса на огосударствление профсоюзов и их непосредственное участие в работе советской власти.

           « Решения I и II Всероссийских съездов профсоюзов основали деятельность советских профсоюзов на продолжительное период времени. Что явилось одно из причин постепенной утраты их главной функции – защиты социально-экономических интересов работников наемного труда. Демократические формы и методы работы профсоюзов уступили место администрированию и командованию »2.

           После 1917 года характеристики советских профсоюзов стали резко отличаться от аналогичного института за рубежом. Не зря в ленинской концепции профсоюзы называли «школой коммунизма».

           Первые отличия прослеживаются в членском составе советских профсоюзов. Несмотря на разный статус и противоположность интересов, советские профсоюзы объединили всех – как рядовых работников, так и руководителей предприятий. Данную тенденцию можно наблюдать  не только на примере СССР, но и во всех других социалистических странах. Она во многом похожа с развитием профсоюзов в Японии, однако с тем существенным отличием, что в СССР профсоюзы были не «компанейскими», а огосударствленными, а потому откровенно отказались от какого-либо противоборства с руководителями.

           В 20-е годы достаточно влиятельными были профсоюзы в Советском Союзе, с ними всерьез считались. Было такое явление в 20-е годы даже – профсоюзная оппозиция, внутри партии причем это была профсоюзная оппозиция, которая по сути дела предлагала передать хозяйственные функции профсоюзам от государства. При Сталине, естественно, все это было завершено, профсоюзы преобразовались в часть государственной машины, формально считавшуюся общественной организацией. И так это длилось до распада Советского Союза.

           Так же  профсоюзы превратились в одну из самых массовых организаций трудящихся. Их численность увеличилась в 7,5 раз по сравнению с 1917 годом, в более чем в 2 раза за годы пятилеток и достигла к 1937 году 21,3 миллиона человек. Членами профсоюзов были 82,6% рабочих и служащих. Значительно расширилась социальная база профсоюзного движения. Помимо промышленных рабочих, профсоюзы объединяли работников просвещения, здравоохранения, государственных учреждений, транспорта, сельского хозяйства.

           На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. Профсоюзы росли, развивались, обретали новые функции.

           Великая Отечественная война решительным образом изменила формы и методы работы профсоюзных организаций, теперь стремились развивать инициативу и активность рабочих и служащих по производству вооружений и всего необходимого для фронта. В послевоенное время основной задачей профсоюзов была борьба за выполнение и перевыполнение плана восстановления и развития народного хозяйства, развитие трудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.

          Вначале 50-х к функциям профсоюзов добавилась борьба с безграмотностью. Профсоюзы ликвидировали безграмотность взрослого населения с помощью создания дополнительных школ что привело к  повышению образовательного уровня рабочих и служащих.

          « Тридцатилетний период с 1956 по 1985 года развития профсоюзов не поддается однозначной оценке. Их историческая судьба кардинально изменялась вслед за теми историческими изгибами, которые претерпевало советское общество. Исторические факты говорят о том, что во времена так называемой хрущевской оттепели, а также в последующий период, связанный с попытками на основе решений мартовского и сентябрьского пленумов ЦК КПСС, XXIII съезда партии провести хозяйственную реформу, создались более благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзов в обществе »1.

             К 50 – 70-м годам относится появление целой плеяды правовых актов, которые развивали и усиливали права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике. Это, например, «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза», которое в 1971 г. было обновлено на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР. В 1970 г. были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» – вторая «конституция для профсоюзов». Большое значение для профсоюзов имели такие правовые акты, как «Положение о социалистическом государственном предприятии», «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров», «Положение о товарищеских судах» и некоторые другие.

           Роль профсоюзов была весьма неоднозначна в обществе и в последующие годы, хотя реальный их вклад в решение социально-экономических проблем был не равномерен  на каждом историческом этапе.

           Выделяется интересный факт, что все генеральные секретари ЦК КПСС частично проявляли интерес к профсоюзам и их проблемам. Этим после Н.С. Хрущева особенно отличался Л.И. Брежнев. Именно ему в определенной степени профсоюзы обязаны появлением выше упомянутых правовых актов.

           К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели расширенную и устойчивую структуру, аккуратно встроенную в политическую систему общества.

           « Как отмечалось, с 30-х годов в полномочия советских профсоюзов постепенно перешли многие государственные функции: управление бюджетом социального страхования, контроль над охраной труда и состоянием техники безопасности на производстве, распределением жилья, хозяйственной деятельностью администрации и так далее. Участие в решении производственных задач, таких, как организация социалистического соревнования и экономической учебы, забота об ускорении научно-технического прогресса, способствовали сращиванию усилий профсоюзов с действиями органов государственного управления и администрацией предприятий. Это оправдывалось определенной теорией: была сформулирована «двуединая задача» советских профсоюзов ».1

Информация о работе Профсоюзы в системе представительства интересов на примере РФ