Политические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

1. Роль политической рекламы в предвыборной кампании
2. Технологии "политического маркетинга"
3. PR-технологии
4. Технологии создания имиджа
5. Возможности НЛП
6. 36 китайских стратагем
7. Особенности искусства вовлечения
8. Отношение лидера с конкурентами

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

3. Клиширование  информации, т.е. использование готовых образов и стереотипов, которые не требуют никакой работы мышления и сознания, а поэтому реакция на них может быть заранее просчитана и запрограммирована (образ США как цитадели демократии, Жириновский – кричащий политик);

4. Навешивание  ярлыков, т.е. присвоение отдельным лицам и их действиям однозначно положительных или отрицательных оценок (Путин – положительный, Хусейн – воплощение зла и т.п.);

5. Использование  двойных стандартов при оценке действий союзников и противников (И.Каримов довел страну до нищеты, но он союзник);

6. Ложная  аналогия, когда сравниваются две по сути разных, но внешне чем- то похожих явления, которые отождествляются между собой (Коммунизм – фашизм, бюрократия – чиновничий произвол);

7. Игра с цифрами  – манипулирование статистикой, которая предполагает такое комбинирование статистических данных, которые позволили бы обосновать выводы, соответствующие интересам тех, кто это делает, но в противовес реальности (Уровень инфляции и пр.);

8. Игра на болевых  точках населения, когда выявляются основные комплексы населения, их страхи пред чем-то, потом все это целенаправленно разжигается (Угроза Чеченского терроризма, межнациональные конфликты);

9. Информационная  война. Данный вид технологии манипулирования неразрывно связан с провоцированием политических скандалов, психологическим давлением на обывателя, чтобы нанести непоправимый ущерб конкуренту в глазах обывателя.

PR технологии  – система информационно – технических действий, принципом которой является обеспечение реализации политических целей на основе более или менее уважительного отношения к гражданам, как к потребителям информации.

В рамках PR технологии могут использоваться способы, характерные  для агитации и пропаганды, тогда это называется "чёрный" PR. Но в целом эти технологии связаны с отказом от прямой фальсификации фактов. Они нацелены на всестороннее разъяснение гражданам существующих проблем и на обеспечение благоприятной и доброжелательной общественной атмосферы для реализации заранее просчитанных действий со стороны информирующих - "белый" PR.

"Серый" PR представляет собой утечку информации из «компетентных источников», которая осуществляется для того, чтобы «прощупать» настроение и мнение общества, выяснить реакцию общества на дальнейшие действия, для того чтобы скорректировать их в соответствии с выделенной реакцией. Особенностью является то, что адресат не имеет точных выходных данных, а поэтому в рамках таких утечек может распространяться дезинформация, а может быть специальная провокация против кого-либо.

К основным принципам белого PR относят следующие:

1. Открытость  информации

2. Взаимная выгода  тех, кто информирует и тех,  кто получает информацию.

3. Уважительное  отношение к общественности и  опора на общественное мнение.

В силу этих преимуществ  все субъекты, которые действуют  в рамках белого PR, не жалеют времени на выяснение позиций общественности, постоянно ведут анализ её активности и корректируют свои действия с её реальными интересами. Эти технологии впервые были разработаны для крупного транснационального бизнеса, а уже после начали распространяться в сфере действия общественных организаций, благотворительных фондов, но в политике не прижились.

 

4. Технологии  создания имиджа.

Создание  имиджа представляет собой сознательное конструирование тех или иных свойств и качеств субъекта, которые делают его привлекательным для общественности и позволяют решить конкретные политические задачи, связанные с его участием.

Имидж представляет собой важнейший структурный компонент в политической сфере, при помощи которого властные структуры поддерживают связи с населением и пытаются оказать на него целенаправленное воздействие.

Имидж формируется  в течение всей политической деятельности тог или иного политика (или партии), и несостоятельно мнение о том, что имидж можно сформировать и рекламировать за короткий отрезок времени, например, относительно избирательной компании. Имидж складывается если не годами, то достаточно длительный период времени, и политические консультанты должны работать постоянно и организовывать для них специальные языковые и психологические требования.

По выраженным в имидже признакам люди узнают своего политика, трактуют политические события и определяют свои потребности. Имиджу всегда присуще определённая искусственность, убеждающая сила, устойчивость черт имиджа, их яркость, определённая простота и некоторая гибкость. Политикам следует помнить, что один раз сформированный яркий и успешный имидж в последствии нельзя изменить, поэтому данные черты будут задавать политику рамки поведения на всю последующую деятельность.

Выделяют так  называемый сексуальный аспект имиджа. Он рассчитан на задействование полового инстинкта при выборе. Н-р, Кеннеди, если он красивый мужчина, то за него проголосуют все женщины и потянут за собой мужей.

 

5. Возможности  НЛП.

Нейро-лингвистическое  программирование (НЛП) - это научная  модель управления психо-информационными  процессами в человеческом мозгу  и тщательно отобранный список приемов, помогающих выявить стереотипы поведения (“программы”), которые закладывает в людей способ существования и мышления.

Сегодня НЛП  – весьма распространенный инструмент для управления как индивидуальным, так и массовым сознанием. Родившись  в 1975 году как методология эффективного общения психотерапевта с пациентом, нейролингвистическое программирование быстро доказало свою практическую ценность в других областях. Начиная с 1984 года его приемы открыто используются в мире рекламы и в предвыборных кампаниях самого высокого уровня.

Искусство НЛП  заключается в донесении необходимой оратору информации до аудитории.

В НЛП, как, впрочем, и везде, для успешного применения даже готовых рецептов требуется  мастер, умеющий свободно прибавлять, вычитать и делить ингредиенты для  приготовления нужного "блюда" - имиджа Кандидата.

Несомненно, присутствие  в команде поддержки НЛП-аналитика  и НЛП-имиджмейкера, значительно  усилило бы Кандидата, однако есть несколько  проблем.

Во-перввых, реальное положение дел таково, что эффективный НЛП-мастер пока редок и, соответственно, дорог. В то же время обилие популярной литературы плюс несложные, описанные в тех же книгах приемы персональной манипуляции позволяют "НЛПистам понаслышке" неплохо продавать свои книжные знания.

Во-вторых, если же кандидат сумел привлечь в свою команду действительно мастера НЛП, и тот участвует в текущих обсуждениях, то, скорее всего, о технологии политического маркетинга (ПМ) вы можете забыть, так НЛП и ПМ используются совершенно разные понятия стратегии. Кроме того, настоящий НЛПист по-хорошему настроен на манипулятивную игру - "Здесь и Сейчас".

Что касается НЛП-имиджмейкера, то качество его работы легко проверяется  в сравнении. Как правило, примерно половине Кандидатов и их доверенным лицам, действительно требуется  несколько погружений-тренингов в проблему усиления своего имиджа. Но это может сделать и сам Кандидат в краткой командировке, например, в Московском институте НЛП и Эриксонианского гипноза или на экзотическом семинаре по формированию "Харизмы".

 

6. 36 китайских  стратагем.

Стратагемность не является самостоятельным видом выборных технологий, её можно использовать практически при любом виде избирательной кампании.

Стратогемность  была серьезным оружием китайских  политиков, военных, дипломатов. Благодаря  устной традиции, историческим хроникам и художественным произведениям эффективность применения стратагем была очевидной и для широкой публики. За три тысячелетия прагматичный китайский ум классифицировал стратагемы по видам, разработал методику применения той или иной стратагемы в зависимости от конкретной ситуации, создал своеобразный "банк данных" - "Трактат о 36 стратагемах" (стратагема – это план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость – определение В. Даля). Но эта информация должна была тщательно скрываться от иностранцев. Хотя хитрость и ловушку организуют многие из элементов тактики и стратегии, у стратагемы есть важное отличие – многоходовость. Таким образом, стратагема – это система нескольких согласованных тактических приемов, результатом уместного применения которых является нейтрализация разрушительных планов противника и увеличение вероятности реализации собственных планов.

Вернемся к  древним китайцам: "Каждый человек  стоит на линии фронта. Краткий  миг рассеянности - и вот уже  что-то, принадлежащее одному человеку, досталось в добычу другому. Но тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках. Во дворце или в хижине, но стратагема пригодится всегда... Тот, кто умеет применять стратагемы, может мгновенно превратить в хаос упорядоченный мир или упорядочить хаотический мир, может вызвать гром среди ясного неба, превратить бедность в богатство, презрение в почтение и безнадежную ситуацию в выигрышную".

Вековая выверенность и образность стратагем, несомненно, делают их ценным инструментом планирования и противодействия планам оппонентов.

Специалисты по логике утверждают, что данные 36 стратагем  исчерпывают список возможных тактико-стратегических связок и что в любой военной (политической) хитрости можно найти  аналоги одной или нескольких классических стратагем.

 

7. Особенности  искусства вовлечения.

Каждый, кто  останавливается у портрета Джоконды, понимает ее загадочную улыбку по-своему. Каждый испытывает переживания, необходимые  ему именно сейчас. Большое искусство  вовлекает людей в переживание особых состояний, активизирует их мышление, задействует их глубинные резервы.

Вовлечение  – естественное явление. Все мы когда-то кого-то во что-то вовлекали – партнера в будущую работу, будущую жену, будущего мужа, у всех нас это  было. Вовлекая, мы получаем удовольствие от своих действий, ощущение изменения реальности.

Вовлечение  – передача ощущения свободы, импровизация, экстаз некой человеческой общности. Конечно, это чисто бытовые впечатления, но психологи и специалисты по организации совместной деятельности обратили внимание на парадоксальную эффективность использования приемов вовлечения при формировании результативной команды.

Сформулировать  себя как политика – значит рисковать. Рисковать быть не услышанным. Требуется  определенное слушание – партнеров, залов, читателей, радиослушателей, телезрителей. Сильная команда квалифицированных специалистов как раз и призвана обеспечить слушание.

Уклонение от вовлечения обычно проявляется как рассуждения  из области "здравого смысла". Отказ  в доверии – как скептицизм. Здесь и начинается граница раздела между технологией вовлечения и технологиями манипуляции и гипноза.

По определению, Е.Доценко: "Манипуляция – вид  психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями".

Заметим, что  объект манипуляции не может быть эффективным в долговременном плане  – как правило, это человек  или группа людей, которые периодически оказываются перед лицом неожиданного для них будущего, у которых часто рушатся собственные планы и которые привыкли убаюкивать себя, "убедительно" рассуждая о причинах своих и чужих неудач. Кроме того, объект манипуляции легко перевербовать.

Вот почему, крайне желательно, чтобы постоянные участники обсуждений целей, тактики и стратегии проведения успешной выборной кампании были людьми вовлеченными, ответственными, лично заинтересованными в совместном проектировании и реализации будущего, сформулированного лидером.

 

8. Отношения с конкурентами.

Политика это  не только отношение между классами, социальными и национальными  группами по поводу власти, но и отношения  по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального  управления ключевыми общественными  процессами. Возможно многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендуете ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах?".

Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами и средствами проигрывает. Дж. Буш убедительно говорит об этом в своей автобиографии, выделяя 4 правила лидерства:

1. Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой проблеме, никогда не прибегайте к личным выпадам.

2. Выполняйте "домашнее задание". Вы не можете лидировать, если заранее не знаете того, о чем будете говорить.

3. Используйте вашу власть лидера для убеждения, а не для запугивания.

4. Будьте внимательны к нуждам ваших коллег, даже если они находятся в самом низу тотемного столба.

Лидерство и  лидеры – сфера деликатная и тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться  в области неудач, даже впасть в крайности – или чрезмерно преувеличить роль лидера, или серьезно недооценить его, например, его возможности, способности, не воспользоваться ими. Тут многое зависит и от непосредственного окружения, "команды", круга помощников, советников, экспертов, консультантов и т. д. Естественно, что каждый и должен и вправе играть свою роль и не поддаваться искушениям политики и власти.

Переход к демократизации политической жизни вовсе еще  не застраховывает от той же возможности  сползти к культу личности. Мы знаем, что многому научил россиян культ личности Сталина. Но трудно сказать, что уже все выводы сделаны, что все уроки извлечены.

Информация о работе Политические технологии