Политическая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:19, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере. Однако наряду с открывшимися возможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Гораздо легче и проще было раньше и политическое устройство нашего государства. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема. Старые ценности изжили себя, а новые еще окончательно не сформировались.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1: Президент РФ…………………………………………………………...4

Глава 2: Три ветви власти……………………………………………………......6
2.1. Законодательная власть…………………………………………...6
2.2. Исполнительная власть…………………………………………....8
2.3. Судебная власть…………………………………………………..10

Глава 3: Партийная система Российской Федерации………………………....12

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

политические.docx

— 33.60 Кб (Скачать файл)

- законопроекты  о внесении изменений и дополнений  в действующие законы Российской  Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

В специальную  компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы:

- дача согласия  Президенту РФ на назначение  Председателя Правительства РФ;

- выражение  недоверия Правительству РФ;

- назначение  на должность и освобождение  от должности Уполномоченного  по правам человека;

- назначение  на должность и освобождение  от должности Председателя Счетной  палаты РФ и половины состава  ее аудиторов;

- назначение  на должность и освобождение  от должности Председателя Центрального  банка РФ.

 

2.2. Исполнительная  власть

 

В соответствии с конституционным принципом  разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и  независимой ветвью государственной  власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и  нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного  права.

Сущность  исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве  и исполнительской роли в государственном  управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной  власти относятся:

- осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

- административное  нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

- административное правоприменение (осуществляется в двух формах: а) оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

б) юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений);

- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

- осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

- непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

- информационное  обеспечение органов государственной  власти и информационно-аналитическая  деятельность.

Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти и его можно рассматривать как главу исполнительной власти.

Президент РФ осуществляет руководство государственной  администрацией как через правительство, так и непосредственно. В области исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления. В соответствии с Конституцией (ст. 80-90) и федеральными законами он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Государственной Думы) и смещает Председателя Правительства, единолично назначает и смещает всех членов Правительства. Он может председательствовать на заседаниях Правительства, которое только ему подотчетно и подконтрольно. Президент вправе отменять акты Правительства РФ. Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента о работе Правительства. Президент напрямую руководит целым рядом ведомств государственной администрации.

Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства  или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны  для Правительства. Самостоятельность  и независимость Правительства  РФ в руководстве государственной  администрацией допустима лишь в  тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

Широкие полномочия Президента РФ в сфере  исполнительной власти не означает, что Правительство РФ обезличено.

Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурных сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст. ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г . Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

 

2.3. Судебная  власть

 

Правосудие  в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судопроизводством является осуществляемое в установленном  законом порядке рассмотрение и  разрешение дел. Различия в его видах  зависят от назначения соответствующего суда и характера рассматриваемых  дел.

Конституционный Суд посредством конституционного судопроизводства реализует функцию конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

 а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

 б)  конституций республик, уставов,  а также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации,  изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации  и совместному ведению органов  государственной власти Российской  Федерации и органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации;

 в)  договоров между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  договоров между органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации;

 г)  не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

 а)  между федеральными органами  государственной власти;

 б)  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации;

 в)  между высшими государственными  органами субъектов Российской  Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации, органов законодательной  власти субъектов Российской Федерации  дает толкование Конституции Российской Федерации.

Акты  или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  Российской Федерации международные  договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу  Совета Федерации дает заключение о  соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Особой  формой судопроизводства, во многом сходной  с гражданским, является производство по разрешению экономических споров арбитражными судами. Арбитражные суды являются судебными органами в сфере гражданской юрисдикции, они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в сфере как частных, так и публичных правоотношений.

 

Глава 3: Партийная система РФ

 

Неотъемлемой  чертой политической жизни современной  России выступает деятельность различных  организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру  формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место  среди таких объединений граждан  принадлежит политическим партиям  и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи  между государством и гражданским  обществом.

Начавшиеся  в нашей стране во второй половине 80-х годов реформы политической системы пробудили небывалую  общественную активность населения  и привели к формированию множества  политических партий и движений. Идейный  спектр этих организаций охватил  фактически все возможные направления  и оттенки, воспроизводя программные  установки как политических объединений современного западного зарубежья, так и партий, существовавших в России в начале XX века.

Становление многопартийности в российском обществе, плюрализм и борьба мнений вызвали  к жизни закономерные процессы переоценки многих ценностей и привели в конечном счете к очевидной трансформации базисных основ как государственности, так и политической системы в целом. Способность к объективному, свободному от идеологических пристрастий изучению и освещению этих проблем выступает одним из важнейших критериев профессионализма политолога, занимающегося как теоретическими поисками, так и решением прикладных задач.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Радикальные социально-экономические и политические преобразования в России выдвинули  необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы  переходного типа, а также их практической реализации. Состоявшиеся в декабре 1993 года выборы Федерального собрания и принятие Конституции РФ фактически означали ликвидацию советской политической системы и начало формирования политической системы авторитарного типа с широкими полномочиями Президента.

В связи  с этим встает вопрос о критериях  политической оптимальности проводимых в России преобразований и трансформации  политической системы, ее отдельных  подсистем. Совокупность критериев оптимальности предполагает:

• устойчивость или продолжительность существования  системы во времени;  
• адаптивность (приспособляемость) системы, способность адекватно реагировать на изменения во внешней среде;

• продуктивность означает соотношение между проблемами «на входе» и решениями «на  выходе» системы;

• эффективность  понимается как поддержка гражданами существующего политического режима, конституционного порядка, принятие и  одобрение решений и деятельности системы, уровень влияния системы  на ход событий;  
• рентабельность (стоимость решений и их реализации) измеряется своевременностью формирования и достижения целей, результативностью выработанных решений, затратами на их реализацию.

Анализируя  состояние сегодняшней политической системы России с точки зрения перечисленных критериев оптимальности, следует заметить, что в рамках системы возможен переворот, быстрая  или даже резкая смена характера  власти, лидеров высшего уровня, элиты, отмена старых и введение новых  норм. Это и произошло, собственно говоря, в России. Последовательное формирование качественно новой  политической системы возможно при  наличии научно обоснованной концепции  реформирования и участия в этом процессе большинства населения. Становление политической системы России методом проб и ошибок, слепого подражания Западу имеет дорогую цену: потеря управления экономикой, падение объемов производства, перешедшее в депрессию, дифференциация и поляризация идей по уровню доходов, идеологическим ориентациям, маргинализация значительной части населения, межнациональные конфликты, преступность, разрастание и коррумпированность бюрократического аппарата, падение престижа и легитимности власти, политических институтов, борьба за выживание науки, культуры, образования и здравоохранения, угроза потери государственной безопасности и др. Политическое развитие России остается сложным и труднопредсказуемым.

Информация о работе Политическая система РФ