Особенности избирательной системы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 20:15, реферат

Краткое описание

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. За последние два десятилетия произошли и происходят огромные изменения во всех сферах нашей жизни. И особенно в политическом строе нашей страны. Тема реферата актуальна, на мой взгляд, всегда. Т.к. выбор избирательной системы влияет на жизнь и развитие страны, ее статус на международной арене. А также тема актуальна еще и тем, что в скором будущем, а именно в 2012 году в России пройдут выборы президента. И насколько совершенна избирательная система, насколько мы, граждане, ответственно подойдем к выборам, зависит наше будущее, будущее нашей страны, и будущее наших детей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. основные понятия и правовые источники ………………………………..4
2. мажоритарная избирательная система …………………………………....8
3. пропорциональная избирательная система ……………………………..13
4. смешенная избирательная система ………………………………………16
5. особенности избирательной системы современной России …………...20
Заключение ……………………………………………………………………24
Список литературы …………………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Попытки преодолеть основной недостаток мажоритарной избирательной  системы привели к ее модификации  в некоторых странах мира.

Так, для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство избирателей, используется система ординального голосования (система передаваемого голоса). При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система существует в Австралии, на Мальте.9

Аналогично система передаваемого  голоса применяется в многомандатных округах (Ирландия). А в Японии используется система с одним непередаваемым голосом в многомандатных округах, т.е. при наличии нескольких мандатов избиратель имеет только один голос, который не может передаваться другим кандидатам, а мандаты распределяются в соответствии с рейтингом кандидатов. Интересной представляется система выборов на основе кумулятивного голосования, использующейся при формировании палаты представителей американского штата Орегон, при которой избиратель в многомандатном мажоритарном округе получает соответствующее количество голосов, но распоряжается ими свободно: может распределить свои голоса между несколькими симпатичными ему кандидатами, а может отдать все свои голоса одному из них, наиболее предпочтительному.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пропорциональная избирательная система

Главный смысл  пропорциональной избирательной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объединение, участвующие в выборах, получили в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для этого используется метод избирательной квоты или метод избирательного частного – это наименьшее число голосов, необходимое для избирания одного кандидата. Для того чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе выведено правило, называемое «избирательный барьер». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России и Германии избирательный барьер составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в Болгарии, Венгрии, Украине, Италии – 4%, в Испании 3%, в Израиле 1%.11

В основе пропорциональной избирательной системы лежит  принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают  ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат  первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с «избирательным барьером». Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами.12 Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

• пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны; 
• пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. Политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка. Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе связана с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи, выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть. В законе о выборах депутатов Государственной Думы, предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений, по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика.13 Представляется, что данный подход в сочетании с основными достоинствами пропорциональной избирательной системы является одним из наиболее эффективных в обеспечении адекватного представительства интересов гражданского общества во власти.

 

  1. Смешенная избирательная система

 

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется при выборах в государственную думу. Считается, что она позволяет выразить политические пристрастия избирателей.14

Суть смешанной  избирательной системы заключается  в том, что часть депутатов  в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Подобная система  использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Конечно, говорить об адекватности представительства при данной системе выборов можно лишь с большой долей условности. При явке в 30 - 40 % (именно столько избирателей приблизительно проявляли свою активность на выборах в ГД РФ) депутаты-одномандатники представляли абсолютное меньшинство населения в парламенте. При этом они постоянно заявляли, что «именно одномандатники - реальные представители народа», используя традиционные аргументы о «непосредственной связи с избирателями».

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны. Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии.15 Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также, если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Партии (блоки), преодолевшие пятипроцентный барьер, получали депутатские места в соответствии с количеством голосов (в процентном выражении), полученных партией (блоком) на выборах (расчет производился, соответственно, от 225 депутатских мест). Дополнительно партии-победительницы получали так называемые «бонусные мандаты», не доставшиеся партиям, набравшим менее 5% голосов избирателей, которые распределялись между преодолевшими избирательный барьер партиями также строго пропорционально полученным ими голосам избирателей.

Во многом аналогичная  система выборов используется и  при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что  по пропорциональной системе там  избирается 25% депутатов, остальные 75% - на мажоритарной основе.

Смешанные избирательные  системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому  основанию выделяется два вида смешанных  систем:

• смешанная  несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);16 
• смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Особенности избирательной системы современной России

Свободные выборы в Российской Федерации основаны на принципах всеобщего, равного, прямого избирательного права, при тайном голосовании и сочетании мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Граждане России свободно осуществляют свое конституционное право избирать и быть избранными. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах. Всеобщее избирательное право означает, что все дееспособные и свободные граждане России, достигшие ко дню выборов 18 лет, обладают активным избирательным правом, т.е. правом избирать, а по достижении возраста, определенного законом, могут быть избранными. Запрещаются какие-либо ограничения избирательных прав граждан России по признакам пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Равное избирательное  право заключается в том, что каждому избирателю предоставляется один голос по одному округу и все участвуют в выборах на одинаковых основаниях. Прямое избирательное право означает, что депутаты представленных органов государственной власти и местного самоуправления избираются непосредственно избирателями. При тайном голосовании процедура подачи голосов исключает воздействие на волеизъявление избирателей. Тайное голосование – важнейшее условие свободного выражения каждым избирателем своего отношения к кандидатам.

Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем – относительно новый принцип российской национальной избирательной системы.18 При мажоритарных выборах избиратели голосуют за конкретных кандидатов по территориальным избирательным округам. По мажоритарной системе, например, избираются Президент Российской Федерации и половина депутатов Государственной Думы. При пропорциональной системе представительства места в выборном органе государственной власти распределяются между партиями и избирательными объединениями (блоками), преодолевшими избирательный барьер, т.е. набравшими не менее 5%голосов от общего числа избирателей.

Выборы в  российской федерации осуществляются открыто и гласно. Каждый избиратель имеет право в ходе избирательной компании получать и распространять информацию, касающуюся сведений о кандидатах, и предвыборных программах, итогах голосования и др. Гласность выборов предполагает не только объективную информацию о ходе избирательного процесса, но и участие общественности в контроле над проведением выборов.

Информация о работе Особенности избирательной системы современной России