Общение. Виды общения. 
Средства общения. 
 
Презентация учителя МОУ-СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области Половниковой О.В.
   сложный 
многоплановый процесс установления 
и развития контактов между 
людьми, порождаемый социальными 
потребностями и включающий в 
себя обмен информацией, взаимопонимание 
и взаимопознание.
Функции общения
 
  - Информационно-коммуникативная 
 
 для передачи 
информации в процессе общения 
необходимо удачно выбрать форму 
сообщения информации, речевые средства 
и ситуацию информирования, предвидеть 
реакцию партнера, учесть его 
индивидуальные особенности, уметь 
конкретизировать информацию по 
ходу высказывания;
 
 
 
  - Познание людьми друг друга – осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения, в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера;
 
  - Организация межличностных взаимоотношений – предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения;
 
  - Взаимовлияние людей друг на друга – проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.
 
Средства общения
 
Невербальные
(внесловесные)
 
Паралингви-
стические
(дикция, 
интонация, использование
 пауз,
повышение-понижение 
тона,
тембра)
 
 
Экстралингвистические 
(мимика, жесты,
акустика, цветозвуковые 
параметры помещения)
Вербальные
средства
общения
 
Техника слушания
 
Техника 
высказывания
  - Активное слушание – вид слушания, в котором проявляется отражение информации. Оно предполагает:
 
  - Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника);
 
  - Уточняющие вопросы;
 
  - Вопросы построенный по типу: «Правильно ли я понял, что…?»
 
  - Получение ответа на свой вопрос
 
  - Пассивное слушание применяется в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения.
 
Оно предполагает:
 - демонстрацию 
заинтересованного отношения к собеседнику;
  - поддерживающие реакции («да-да», «угу»);
 
  - -уточняющие вопросы, помогающие «выговориться» собеседнику («И что она вам ответила?»)
 
 
  - Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. 
 
Оно предполагает:
  - Избегание оценок и толкований, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного:»Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер», спросим: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость?...»);
 
  - Точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.
 
 
Педагогическое 
общение
 
  - Рефлексия – способность человека взглянуть на себя со стороны, способность к самоанализу собственных психических состояний, действий, поступков;
 
  - Эмпатия – сопереживание, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек и сочувствия им;
 
  - Идентификация –уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию, обстоятельства другого человека.
 
Техника Я-высказывания
 
  - Позволяет свободно выражать свои чувства, осознавая при этом собственную ответственность за то, что происходит;
 
  - Строить общение, никого не обижая и не вызывая агрессию со стороны собеседника.
 
Стили поведения 
и руководства педагога
 
  - Автократический стиль – автономная власть руководителя; руководитель принимает решение сам и сам его объявляет. 
 
  - Авторитарный (или директивный) стиль – доминирование позиции руководителя; единоличное принятие большинства решений, постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания; отсутствие интереса к партнеру по общению как личности.
 
  - Демократический стиль – уравнивание позиций партнеров по общению; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений группы; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими исполнителями; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности партнеров, их интересам, потребностям, склонностям.
 
  - Либеральный (или попустительский, или нейтральный) стиль – передача группе полномочий руководителя; при принятии решения все могут высказывать свои позиции, но реального согласования мнений достичь не стремятся; принятые решения не выполняются; нет контроля их реализации.